Б3.в.од.15 судебные экспертизы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (модуля)

Занятия лекционного типа.

№ Раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
Специальные знания и основные формы их использования в судопроизводстве. История становления и развития института судебной экспертизы Понятие и сущность специальных знаний в современном судопроизводстве. Соотношение специальных и общеизвестных знаний. Субъекты применения специальных знаний. Формы использования специальных знаний в судопроизводстве. Содержание справочно-консультационной деятельности специалиста. Эмпирические предпосылки возникновения и развития судебной экспертизы. Формирование теоретических и прикладных основ отдельных родов и видов судебных экспертиз. История организации и развития судебно-экспертных учреждений. Устный опрос (О), реферат (Р)
       
Понятие судебной экспертизы, ее предмет, задачи и объекты. Методология судебной экспертизы. Классификация судебных экспертиз Понятие и предмет судебной экспертизы. Задачи судебной экспертизы. Объекты судебной экспертизы. Понятие метода судебной экспертизы. Классификация методов судебных экспертиз. Разрушающие и неразрушающие методы судебно-экспертного исследования. Судебно-экспертные методики. Классификация судебных экспертиз по особенностям процессуальной формы их производства. Родовая классификация судебных экспертиз. устный опрос (О), реферат (Р), тестирование (Т)
Процессуальный статус и компетенция судебного эксперта. Заключение судебного эксперта, его оценка и использование правоприменителем. Допрос эксперта. Психологические основы деятельности судебного эксперта Судебный эксперт и его компетенция. Права, обязанности и ответственность судебного эксперта. Независимость судебного эксперта. Подготовка судебных экспертов и повышение их квалификации. Структура и содержание заключения судебного эксперта. Оценка заключения судебного эксперта и его использование следователем, судом, лицом или органом, рассматривающим дело об административном правонарушении. Цели и значение допроса эксперта в судопроизводстве. Особенности допроса эксперта на предварительном следствии и в суде. Помощь специалиста в оценке заключения эксперта. Психологические особенности профессиональной деятельности судебного эксперта. Основные психологические характеристики процесса экспертного познания. Внутреннее убеждение эксперта и особенности его формирования. Экспертные ошибки: виды, классификация, причины и возможности предотвращения. Устный опрос (О), реферат (Р), тестирование (Т), анализ представленного заключения эксперта, оценка его выводов и их значение для расследования уголовного дела
Система и функции судебно-экспертных учреждений России. Руководитель судебно-экспертного учреждения, его функции и полномочия Правовые основания государственной судебно-экспертной деятельности. Система и функции судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства обороны РФ, Федеральной службы безопасности, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Негосударственные судебно-экспертные учреждения. Полномочия, обязанности и права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения. Руководитель негосударственного судебно-экспертного учреждения. Устный опрос (О), реферат (Р)
Особенности назначения судебных экспертиз в гражданском, арбитражном, уголовном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях Процессуальный статус эксперта и специалиста в уголовном процессе: права, обязанности, основании для отвода. Лица, правомочные назначить экспертизу. Обязательное назначение экспертизы в уголовном процессе. Особенности получения образцов для сравнительного исследования. Права подозреваемого и обвиняемого при назначении экспертизы. Права свидетеля и потерпевшего при назначении экспертизы. Участие эксперта в судебных стадиях. Допрос эксперта. Основные виды экспертиз, назначаемые в уголовном процессе. Экспертиза в административном процессе. Лица, правомочные назначить экспертизу. Процедура назначения экспертизы. Определение о назначении экспертизы. Взятие проб и образцов. Специалист в административном процессе. Ответственность эксперта за дачу заведомо ложного заключения. Экспертиза в гражданском процессе. Права сторон при назначении экспертизы. Получение образцов почерка для сравнительного исследования документа и подписи на документе. Обязательное назначение экспертизы. Экспертиза в арбитражном процессе. Назначение экспертизы арбитражным судом. Права лиц, участвующих в деле при назначении экспертизы. Устный опрос (О), реферат (Р), анализ сравнительной таблицы «Особенности назначения судебных экспертиз в уголовном, гражданском процессе, производстве по делам об административных правонарушениях»
Процесс экспертного исследования и его стадии Содержание процесса экспертного исследования. Стадии экспертного исследования. Основы иллюстрирования при производстве судебных экспертиз. Особенности процесса исследования при производстве комиссионных и комплексных судебных экспертиз. Логика экспертного исследования. реферат (Р), решение ситуативных задач
Экспертизы рукописей и документов (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая экспертиза документов) Экспертное исследование рукописей. Научные основы идентификации лица по почерку. Графология и ее научная оценка. Почерковедческая экспертиза: решаемые вопросы и компетенция. Предмет и объект почерковедческой экспертизы. Тактические особенности получения образцов для сравнительного исследования. Методики экспертного исследования. Особенности исследования подписей. Получение сравнительных образцов для экспертизы подписей. Предмет и объекты технико-криминалистической экспертизы документов. Методики экспертного исследования. решение ситуативных задач
Трасологические экспертизы, судебно-баллистическая экспертиза, Взрывотехническая экспертиза Трасологические экспертизы: понятие и основные разновидности, классификация. Дактилоскопическая экспертиза: предмет, объект, современные возможности. Получение образцов для сравнительного исследования. Экспертная система «Папиллон». Экспертиза следов ног и обуви. Экспертиза орудий взлома и инструментов. Судебные дорожно-транспортные экспертизы: виды и задачи. Баллистическая экспертиза. Экспертиза холодного оружия. Взрывотехническая экспертиза: объекты и методы исследования. реферат (Р), тестирование (Т), решение ситуативных задач,  
Фоноскопическая, одорологическая, компьютерно-техническая экспертизы Предмет, объекты, подготовка материалов фоноскопической экспертизы. Особенности идентификации лиц по фонограммам устной речи. Техническое исследование фонограмм. Оценка заключения. Одорологическая экспертиза, особенности проведения, оценка результатов. Современная компьютерно-техническая экспертиза и ее возможности. реферат (Р), решение ситуативных задач

Примечание: Р − написание реферата, К – коллоквиум.





Занятия семинарского типа.

№ Раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
Специальные знания и основные формы их использования в судопроизводстве. История становления и развития института судебной экспертизы   1. Понятие специальных знаний. 2. Субъекты применения специальных знаний. 3. Формы использования специальных знаний. 4. Содержание справочно-консультативной деятельности специалиста.   Устный опрос (О), реферат (Р)
Концептуальные основы теории судебной экспертизы. Частные судебно-экспертные теории 1. Этапы формирования общей теории судебных экспертиз. 2. Понятие общей теории судебных экспертиз, ее система, изучаемые закономерности. 3. Функции общей теории судебной экспертизы и ее место в системе научного знания. 4. Частные экспертные теории и учения, их роль в судебно-экспертной деятельности. 5. Структура и динамика развития мотивации личности в правоохранительной деятельности.   Устный опрос (О), реферат (Р)
Понятие судебной экспертизы, ее предмет, задачи и объекты. Методология судебной экспертизы. Классификация судебных экспертиз 1. Понятие и предмет судебной экспертизы. 2. Понятие и классификация методов судебной экспертизы. 3. Классификация судебных экспертиз. Проверка знаний по тестовой системе.   устный опрос (О), реферат (Р), тестирование (Т)
Процессуальный статус и компетенция судебного эксперта. Заключение судебного эксперта, его оценка и использование правоприменителем. Допрос эксперта. Психологические основы деятельности судебного эксперта 1. Судебный эксперт и его компетенция. 2. Права, обязанности и ответственность судебного эксперта. 3. Структура и содержание заключения судебного эксперта. 4. Цели и значение допроса эксперта в судопроизводстве. 5. Психологические особенности профессиональной деятельности эксперта.   реферат (Р), тестирование (Т), анализ представленного заключения эксперта, оценка его выводов и их значение для расследования уголовного дела
Система и функции судебно-экспертных учреждений России. Руководитель судебно-экспертного учреждения, его функции и полномочия 1. Система и функции судебно-экспертных учреждений: а) Министерства юстиции РФ; б) Министерства внутренних дел РФ; в) Министерства здравоохранения РФ; г) Министерства обороны РФ; д) Федеральной службы безопасности; е) Федеральной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 2. Негосударственные судебно-экспертные учреждения. 3. Полномочия, обязанности и права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения.   реферат (Р)
Особенности назначения судебных экспертиз в гражданском, арбитражном, уголовном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях 1. Особенности проведения экспертизы в уголовном судопроизводстве. 2. Экспертиза в гражданском процессе. 3. Особенности назначения экспертизы в арбитражном процессе. 4. Назначение экспертизы в административном процессе.   реферат (Р), анализ сравнительной таблицы «Особенности назначения судебных экспертиз в уголовном, гражданском процессе, производстве по делам об административных правонарушениях»
Процесс экспертного исследования и его стадии 1.Содержание процесса экспертного исследования. 2.Стадии экспертного исследования. 3.Основы иллюстрирования при производстве судебных экспертиз. 4.Особенности процесса исследования при производстве комиссионных и комплексных судебных экспертиз. 5.Логика экспертного исследования.   реферат (Р), решение ситуативных задач
Основы информатизации и компьютеризации судебно-экспертной деятельности. Профилактическая деятельность судебного эксперта 1. Понятие и типы информационного обеспечения судебно-экспертной деятельности. 2. Использование справочно-вспомогательных учетов, иных баз данных как источников информации в судебно-экспертной деятельности. 3. Понятие и виды экспертной профилактики.   реферат (Р), устный опрос (О)
Экспертизы рукописей и документов (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая экспертиза документов) 1. Экспертное исследование рукописей. Правила обращения с документами. 2. Графология и ее научная оценка. 3. Почерковедческая экспертиза: предмет и объекты. Образцы для сравнительного исследования. 4. Автороведческая экспертиза: особенности получения образцов для сравнительного исследования. 5. Технико-криминалистическая экспертиза документов: предмет, объекты.   Выполнение почерковедческой экспертизы
Трасологические экспертизы, судебно-баллистическая экспертиза, Взрывотехническая экспертиза 1. Понятие, классификация трасологических экспертиз. 2. Дактилоскопическая экспертиза. 3. Экспертиза следов орудий, инструментов, механизмов. 4. Экспертиза следов транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация). 5. Предмет и объекты судебно-баллистической экспертизы 6. Взрывотехническая экспертиза.   реферат (Р), тестирование (Т), решение ситуативных задач, вынесение постановления о назначении судебной экспертизы, составление и оценка заключения эксперта
Фоноскопическая, одорологическая, компьютерно-техническая экспертизы 1. Фоноскопическая экспертиза: предмет, объект, возможности. 2. Одорологическая экспертиза: предмет, объект, средства проведения. 3. Экспертиза видео- и звукозаписей: голоса и звучащей речи; звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей; видеоизображений, условий, средств, материалов, следов видеозаписей. 4. Предмет, объект, виды компьютерно-технической экспертизы.   реферат (Р), решение ситуативных задач, вынесение постановления о назначении экспертизы, составление и оценка заключения эксперта

Лабораторные занятия.

Лабораторные занятия не предусмотрены

2.3.4 Примерная тематика курсовых работ (проектов)

Курсовые работы не предусмотрены.

2.4 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Вид СРС Перечень учебно-методического обеспечения дисциплины по выполнению самостоятельной работы  
Проработка учебного (теоретического) материала Методические указания для обучающихся по освоению дисциплин кафедры уголовного права и криминологии, в том числе поорганизации самостоятельной работы студентов, утвержденные кафедрой уголовного права и криминологии, протокол № 18 от 09 июня 2017 г.
Подготовка сообщений, презентаций Методические указания для обучающихся по освоению дисциплин кафедры уголовного права и криминологии, в том числе поорганизации самостоятельной работы студентов, утвержденные кафедрой уголовного права и криминологии, протокол № 18 от 09 июня 2017 г.
  Выполнение реферата Методические указания для обучающихся по освоению дисциплин кафедры уголовного права и криминологии, в том числе поорганизации самостоятельной работы студентов, утвержденные кафедрой уголовного права и криминологии, протокол № 18 от 09 июня 2017 г.
Подготовка к текущему контролю Методические указания для обучающихся по освоению дисциплин кафедры уголовного права и криминологии, в том числе поорганизации самостоятельной работы студентов, утвержденные кафедрой уголовного права и криминологии, протокол № 18 от 09 июня 2017 г.

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

– в печатной форме увеличенным шрифтом,

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа.

Образовательные технологии.

Тема Образовательные технологии
3. Понятие судебной экспертизы, ее предмет, задачи и объекты. Методология судебной экспертизы. Классификация судебных экспертиз (2+2 ч.) проблемная лекция; выполнение различных практических заданий в форме деловой/ролевой игры
4. Процессуальный статус и компетенция судебного эксперта. Заключение судебного эксперта, его оценка и использование правоприменителем. Допрос эксперта. Психологические основы деятельности судебного эксперта (2+2 ч.) проблемная лекция; выполнение различных практических заданий в форме деловой/ролевой игры
9. Экспертизы рукописей и документов (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая экспертиза документов) (2 ч.) выполнение различных практических заданий в форме деловой/ролевой игры
10. Трасологические экспертизы, судебно-баллистическая экспертиза, Взрывотехническая экспертиза (2ч) решение ситуативных задач «мозговой штурм»
11. Фоноскопическая, одорологическая, компьютерно-техническая экспертизы (2ч) выполнение различных практических заданий в форме деловой/ролевой игры

Вариант 1.

1. Лицо, обладающее специальными познаниями, которое может выполнять в судопроизводстве функции специалиста или эксперта называется …………. лицо.

2. Специалист – это …….. лицо, обладающее большими сведениями, знаниями в какой-либо области, определенной специальности.

3. Экспертиза – исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо …………………… вопроса, требующего специальных познаний.

4. Эксперт – это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное судом, следователем и др. в порядке, установленном процессуальным законодательством (ст. 57 УПК РФ, ст. 29.6 КоАП, ст. 79 ГПК РФ) для производства ……….. экспертизы и дачи заключения.

5. Предметом судебно-экспертной деятельности являются судебные ……

6. Одним из объектов судебно-экспертного исследования выступают ………………….. доказательства.

7. Экспертиза является одним из ………… методов процесса доказывания.

8. К общенаучным методам судебной экспертизы относятся:

а) метод наблюдения;

б) метод описания;

в) метод сравнения;

г) метод измерения;

д) бухгалтерские методы;

е) физические, химические и физико-химические методы;

ж) антропологические методы.

9. К специальным (частным) методам судебной экспертизы относятся:

а) антропометрические методы;

б) биологические методы;

в) психофизиологические методы;

г) собственные методы судебной экспертологии;

д) метод эксперимента;

е) метод моделирования;

ж) метод реконструкции.

10. Комиссионная экспертиза – исследование, проводимое несколькими экспертами ………….. специальности.

11. Комплексная экспертиза – исследование проводимое специалистами ……. отраслей знания для решения поставленных перед экспертизой вопросов, смежных для различных родов (видов) судебных экспертиз.

12. В случаях недостаточной ясности или неполноты вывода (заключения) первичной судебной экспертизы следователем или судом назначается …………….. экспертиза.

13. Определенная система свойств вещи, являющаяся непосредственным объектом идентификации называется ……………… поле.

14. Процесс установления тождества объекта или личности по совокупности общих и частных признаков называется криминалистическая …………….

15. Экспертные исследования, направленные на установление природы или состояния материального объекта, называются ...........

Вариант 2.

1. По принципу поражающего действия холодное оружие подразделяется на колющее, колюще-рубящее, колюще-режущее, ударно-дробящее и …

2. Судебная автотехника – совокупность инженерно-транспортных и общеэкспертных знаний о закономерностях ……………, методике их исследования и решения задач автотехнической экспертизы.

3. Установление целого по части, в экспертных исследованиях способ …… объекта, разделенного на части в связи с событием преступления.

4. Предметом транспортно-трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с …………….. транспортного средства, участвовавшего в ДТП, и определение механизма происшествия на основе изучения следов транспортного средства и на ТС, исследования отделившихся деталей и частей ТС.

5. Экспертиза, назначаемая для установления признаков, свойств, потребительских качеств, соответствия стандартам и техническим условиям товаров народного потребления, полуфабрикатов, тары, упаковочных средств называется ……………. экспертизой.

6. В экспертных исследованиях физический метод определения качественного и количественного состава вещества, проводимый по его оптическим спектрам – это ………… анализ.

7. Экспертиза, предметом которой служат фактические обстоятельства пребывания людей, животных и нахождения транспортных средств и предметов на определенном участке местности называется ……….

8. Люминесцентный метод исследования – совокупность приемов, основанных на ………… объекта при возбуждении внешним излучением в области поглощения исследуемого объекта.

9. При проведении судебно-почвоведческой и минерало-почвоведческой экспертизы не используются следующие методы:

а) металлографический анализ;

б) рентреноструктурный анализ

в) морфологический анализ;

г) физико-химические методы;

д) биохимический метод;

е) микробиологические методы.

10. К задачам, решаемым экспертизой нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов (ГСМ) относятся:

а) обнаружение невоспринимаемых органолептическим способом следов нефтепродуктов и ГСМ;

б) установление природы, отнесение вещества к продуктам переработки нефти и к смазочным материалам, установление их вида, сорта, марки;

в) установление общей родовой (групповой) принадлежности; сравниваемых объектов;

г) установление тождества исследуемого и сравниваемого нефтепродукта или ГСМ, их следов;

д) определение характера и причин видоизменений нефтепродуктов и ГСМ;

е) установление причины изменения первоначальных свойств полимерного материала;

ж) определение механизма отделения исследуемого фрагмента от остальной исходной массы.

11. Предметом экспертизы лакокрасочных материалов и покрытий являются …………. обстоятельства, устанавливаемые с помощью экспертных исследований этих веществ и материалов с использованием технологической информации, методов химических и технических наук.

12. Объектами экспертизы наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ являются: наркотические средства, получаемые из растений конопли и мака; синтетические наркотические вещества; наркотические и сильнодействующие средства, выпускаемые фармацевтической промышленностью; препараты ………………….. действия

13. Вопрос о принадлежности лакокрасочных частиц площадью более 1 мм с хорошо сохранившейся поверхностью лакокрасочному покрытию конкретного предмета, решается, как правило, в рамках ………….. экспертизы с участием эксперта-трасолога.

14. На разрешение экспертизы лакокрасочных материалов и покрытий могут быть поставлены следующие вопросы:

а) подвергался ли предмет перекрашиванию;

б) каков способ нанесения лакокрасочного материала на данный предмет;

в) не находились ли данные объекты в контактном взаимодействии;

г) составляли ли данные предметы один комплект: варежки и свитер, шапочка и шарф, пояс и куртка и др.;

д) имеются ли на объекте следы нефтепродуктов, ГСМ, легковоспламеняющихся жидкостей.

15. Судебная одорология – учение об использовании …………. с целью установления личности.

Примерная тематика рефератов

1. Исторические предпосылки формирования судебно-экспертной деятельности.

2. История развития судебной экспертизы и судебно-экспертных учреждений России.

3. Правовое регулирование судебно-экспертной деятельности в России.

4. Вклад российских ученых конца 20-го и начала 21-го века в становление развитие судебной экспертизы.

5. Функции государственных судебно-экспертных учреждений в России.

6. Порядок назначения и правовая классификация судебных экспертиз.

7. Классификация судебных экспертиз по характеру, отрасли специальных знаний, используемых при производстве экспертиз.

8. Правовой статус российского судебного эксперта.

9. Компетенция и компетентность судебного эксперта.

10. Система подготовки российского судебного эксперта.

11. Возникновение и развитие теории криминалистической идентификации.

12. Сущность криминалистической идентификации.

13. Возникновение и развитие теории криминалистической диагностики.

14. Сущность криминалистической диагностики.

15. Взаимосвязь теории криминалистической идентификации и диагностики.

16. Объекты судебной экспертизы.

17. Экспертные технологии: характеристика, основные черты, виды.

18. Эстетика судебно-экспертной деятельности и профессиональная этика судебного эксперта.

19. Особенности оценки и использования заключений эксперта в процессе доказывания.

20. Принципы судебно-экспертной деятельности и практика их реализа­ции в российском судопроизводстве.

21. Судебно-экспертное исследование как творческий, познавательный процесс.

22. Структура и содержание заключения эксперта.

23. Место и роль частных криминалистических теорий в развитии общей теории судебной экспертизы.

24. Общая теория судебной экспертизы как профессиональная основа экспертной деятельности.

25. Значение и тенденции развития понятийного аппарата судебной экс­пертизы.

26. Алгоритмизация процессов решения экспертных задач, и ее значение для экспертной деятельности.

27. Влияние научных положений логики и психологии на судебно-экспертное познание.

28. Экспертные задачи и их классификация.

29. Понятие и виды специальных знаний.

30. Соотношение методов теории судебной экспертизы и практической экспертной деятельности.

31. Понятие и виды экспертных методик.

32. Понятийный аппарат судебной экспертизы.

33. Виды экспертиз в судопроизводстве.

34. Участие специалиста в судопроизводстве.

35. Обязанности и права специалиста, правовая регламентация.

36. Обязанности и права эксперта, правовая регламентация.

37. Обязанности и права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, правовая регламентация.

38. Закономерности развития теории судебной экспертизы.

39. Влияние методов смежных наук на методы судебной экспертизы.

40. Связь теории судебной экспертизы и экспертной практики.

41. Идентификационные признаки: понятие и классификация.

42. Сущность и общая характеристика экспертной диагностики.

43. Особенности процесса исследования при производстве комиссионных и комплексных судебных экспертиз.

44. Понятие и виды информационного обеспечения судебно-экспертной деятельности.

45. Роль компьютерных данных в экспертной деятельности.

46. Понятие и виды компьютеризированных рабочих мест экспертов.

47. Доказательственное значение заключения судебного эксперта.

48. Особенности заключения по комплексной экспертизе.

49. Экспертные ошибки: виды и классификация.

50. Правовые основания экспертной профилактической деятельности.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (модуля)

Б3.В.ОД.15 СУДЕБНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Направленность (профиль): уголовно-правовой

Программа подготовки: академическая

Форма обучения: очная

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Краснодар 2017

Рабочая программа дисциплины «Судебные экспертизы» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Минобрнауки России от 1 декабря 2016 г. № 1511.

Программу составил(и):

Д.Н. Лозовский, профессор кафедры

криминалистики и правовой информатики,

д.ю.н.,доц. ___________________________

подпись

Рабочая программа дисциплины «Судебные экспертизы» утверждена на заседании кафедры криминалистики и правовой информатики,

протокол _____________ «____ » ________________________ 2017 г.

Заведующий кафедрой

криминалистики и правовой информатики Руденко А.В. ___________________

подпись

Утверждена на заседании учебно-методической комиссии юридического факультета, протокол №_________ «____ » ________________________ 2017 г.

Председатель УМК факультета Прохорова М.Л. _________________________

подпись

Рецензенты:

А.В. Гусев, профессор кафедры криминалистики КрУ МВД России, д.ю.н., профессор.

В.С. Капица, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин ЧОУ ВО "Южный институт менеджмента", к.ю.н.

1 Цели и задачи изучения дисциплины (модуля).

1.1 Цель освоения дисциплины.

Учебная дисциплина «Судебные экспертизы» имеет своей целью формирование у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для последующей успешной реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения и воспитания, подготовку студентов к самостоятельной деятельности, связанной с практическим применением полученных знаний и навыков в профессиональной деятельности юриста

Дисциплина «Судебные экспертизы» имеет также своей целью повышение общей правовой культуры студентов, формирование у них прочной теоретической базы для понимания и усвоения теоретических положений судебно-экпертной деятельности, а также навыков самостоятельного применения норм законодательства в данной сфере в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция .

1.2 Задачи дисциплины.

Основными задачамиизучения дисциплины «Судебные экспертизы» выступают:

− получение теоретических знаний в области научных и правовых основ судебной экспертизы;

− ознакомление со специальной терминологией, используемой в судебной экспертизе;

− изучение системы методов и средств судебной экспертизы;

− ознакомление с деятельностью государственных судебно-экспертных учреждений по производству судебных экспертиз и исследований;

– уяснение основных принципов и форм проведения судебной экспертизы;

– овладение навыками оценки заключения эксперта, его практического применения в расследовании конкретного уголовного дела, либо в разрешении по существу вопросов в гражданском, арбитражном судопроизводстве, по делам об административных правонарушениях, таможенной, нотариальной практике.

– обучение навыкам применять полученные знания в практической деятельности правоприменительных органов и судопроизводстве.

В результате освоения дисциплины у студентов должны сформироваться устойчивые знания и навыки в области судебно-экспертной деятельности, способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации.

Специалисты должны изучить теоретическую часть названной дисциплины, научиться применять полученные знания в практической деятельности правоприменительных органов и судопроизводстве.

1.3 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.

Дисциплина «Судебные экспертизы» в соответствии со структурой ООП ВПО представляет собой учебно-практическую дисциплину, входящую в профессиональный цикл, вариативную часть, является обязательной дисциплиной.

Дисциплина «Судебные экспертизы» включает в себя в качестве базовых теоретические сведения из таких дисциплин, как криминалистика, уголовное право, уголовно-процессуальное право, психология, современные достижения естественных и технических наук, обеспечивает профессиональную подготовку юристов-специалистов.

Профессиональная ориентация курса «Судебные экспертизы» предполагает систематическую, целенаправленную и активную самостоятельную работу специалистов по изучению рекомендованных законодательных и иных нормативных правовых актов, а также специальной литературы.

Изучение курса «Судебные экспертизы» в значительной мере способствует углублению знаний специалистов по целому ряду общепрофессиональных дисциплин: криминалистике, уголовно-процессуальному, гражданско-процессуальному, арбитражно-процессуальному праву, административному и таможенному праву, нотариату. Информация, полученная специалистами в результате изучения судебных экспертиз, необходима в работе следователя, адвоката, прокурора, судьи, нотариуса, юрисконсульта.

Наименование дисциплины Наименование разделов (тем)
Уголовно-процессу­альное право Назначение судебной экспертизы. Права и обязанности специалиста, эксперта. Заключение эксперта, специалиста. Назначения и производство судебной экспертизы на стадии предварительного расследования, судебного разбирательства: первой инстанции, апелляционной, кассационной стадии, надзорной стадии.
Криминалистика Учение о следственной ситуации, криминалистической версии. Организация и планирование следственной и судебной деятельности. Криминалистическая тактика. Методика расследования преступлений.

Профессиональная ориентация курса «Судебные экспертизы» направлена в первую очередь на юридическую профессиональную деятельность,предполагает систематическую, целенаправленную и активную самостоятельную работу специалистов по изучению рекомендованных законодательных и иных нормативных правовых актов, а также специальной литературы.

1.4 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (ОК, ОПК и ПК)

№ п.п. Индекс компетенции Содержание компетенции (или её части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны
знать уметь владеть
3. ПК-5 способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности понятие нормативных правовых актов, их виды и значение, порядок их вступления в силу и действия во времени, пространстве и по кругу лиц, понятие, особенности и формы реализации норм материального и процессуального права в конкретных сферах юридической деятельности правильно определять подлежащие применению нормативные акты, их юридическую силу, давать правильное толкование содержащимся в них нормам в конкретных сферах юридической деятельности навыками квалифициров

Наши рекомендации