Юстиции (рпа минюста россии)»

КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»

КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ

(РПА МИНЮСТА РОССИИ)

    Утверждаю Заместитель директора по учебной работе, председатель методического совета юстиции (рпа минюста россии)» - student2.ru О. М. Коблова    

Кафедра УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ

И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Рабочая программа учебной дисциплины

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 40.03.01 юриспруденция

(уровень бакалавриата)

Калуга - 2017

Автор:

А.В. Савинов, кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин

Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

Рецензенты:

А. Д. Изъянов, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

А.Ю.Красноглазов, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «История» КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана

Рабочая программа (РП) по учебной дисциплине «Судебная экспертиза» подготовлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата).

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) «31» августа 2017 г., протокол № 1

Рабочая программа одобрена на заседании методического совета Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) «08» сентября 2017 г., протокол № 4

Раздел 1. Общая характеристика и место дисциплины в структуре

образовательной программы.

1.1. Целями преподавания дисциплины являются:

- раскрыть основные положения проведения судебных экспертиз, характеристики отдельных этапов проведения экспертиз применительно к правоохранительной специфике;

- получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции;

- формирование у студентов прочных знаний в области уголовного права и процесса, а также навыков и умения практического применения уголовно-правовых и процессуальных норм в борьбе с преступностью для успешной работы в избранной сфере деятельности.

1.2 Задачи преподавания учебной дисциплины:

- формирование у студентов научно обоснованного подхода к проблеме правильной организации проведения судебных экспертиз, необходимого для наиболее эффективного воздействия на нее путем сочетания уголовно-правовых мер в отношении лиц, совершивших преступления; активной деятельности, направленной на раскрытие преступлений;

- предупреждения и профилактики преступлений;

- правильное, в точном соответствии с законом, применение уголовно-правовых и процессуальных норм на практике

1.3 Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина «Судебная экспертиза» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

Программой дисциплины предусмотрены форма контроля: зачет.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы. На изучение дисциплины отводится 108 часов.

Требования к входным знаниям обучающегося:

Изучение курса «Судебная экспертиза» базируется на основе знаний и навыков, полученных в ходе изучения дисциплин «Уголовное право», «Уголовно-процессуальное», «Гражданское право»», «Гражданско-процессуальное», «Административное право» и другие.

«Судебная экспертиза» является прикладной дисциплиной, изучающей организацию и проведение экспертиз, поэтому она связана с рядом учебных дисциплин - таких, как криминалистика, уголовное право, уголовно-процессуальное право, административное право, гражданско-процессуальное право и др.

Изучение дисциплины «Судебная экспертиза» позволит в дальнейшем позволит освоить такие дисциплины как прокурорский надзор, теоретические основы квалификации преступлений и назначения наказания, доказывание в уголовном судопроизводстве, уголовно-исполнительное право, арбитражный процесс и провести научное исследование в рамках выбранного профиля.

Раздел 2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения дисциплины «Судебная экспертиза» студент должен приобрести компетенции, характеризующие его как специалиста, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, а также определенную степень личной осведомленности и опыта, соответствующих данным компетенциям. Комплекс компетентностей выпускника, его знаний, умений, навыков в своей совокупности определяет профессиональную ценность выпускника и позволяет ему самостоятельно совершенствовать профессиональные качества в условиях развивающейся юриспруденции.

Под компетенцией понимается способность и готовность обучаемого выполнять определенную необходимую функцию в процессе постановки и решения задач профессиональной деятельности.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Код компетенции Компетенция
ПК 5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК 10 способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения
ПК 13 способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации
ПК 16 способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности

Результаты обучения по дисциплине «Судебная экспертиза» по направлению подготовки40.03.01 Юриспруденция определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Дисциплина «Судебная экспертиза» формирует указанные компетенции на завершающем этапе освоения образовательной программы.

Коды формируемых компетенций Компетенции Результат освоения
Общекультурные компетенции
ПК 5 способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Знатьнормативные правовые акты Уметьквалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Владеть навыками применения нормативных правовых актов, реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК 10 способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения Знатьспособы и методы выявления и пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений Уметьвыявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения Владеть способами и методами выявления, пресечения раскрытия и расследования преступления и правонарушения
ПК 13 способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации Знатьтребования к оформлению юридической и иной служебной документации Уметьправильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной служебной документации Владеть основными методами представления результатов профессиональной деятельности в юридической и иной служебной документации
ПК 16 способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности Знатьконкретные виды юридической деятельности, способы и методы подготовки юридических заключений, проведения консультаций Уметьдавать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности Владеть способами, методами подготовки юридических заключений, проведения консультаций,приемами оказания юридической помощи

Раздел 3. Содержание и объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах, структурированные по темам (разделам) с указанием видов учебных занятий

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических часов по семестрам для очной формы обучения

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
7 семестр
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
Аудиторные занятия  
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)  
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа(СРС)  
в том числе:      
курсовая работа (проект)      
контрольные работы (по учебному плану)      
зачет   + +
экзамен      

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических часов по семестрам для заочной формы обучения

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
9 семестр
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
Аудиторные занятия  
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)  
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа(СРС)  
в том числе:      
курсовая работа (проект)      
контрольные работы (по учебному плану)      
зачет   + +
экзамен      

Тематический план для студентов очной формы обучения

№ пп/п Раздел (тема) учебной дисциплины Всего Виды учебной деятельности (в часах) Образовательные технологии Использование ТСО
Лекции Семинары (ПЗ) СРС    
7 семестр
Тема 1. Специальные знания и формы их использования в судопроизводстве.    
Тема 2. История становления и развития института судебной экспертизы.    
Тема 3. Понятие судебной экспертизы, предмет, задачи, объекты, методология. презентация лекционного материала Интерактивные электронные средства для поддержки проведения лекционных и семинарских занятий.
Тема 4. Классификация судебных экспертиз. презентация лекционного материала, работа в малых группах Интерактивные электронные средства для поддержки проведения лекционных и семинарских занятий.
Тема 5.Судебный эксперт: процессуальный статус и компетенция. презентация лекционного материала, работа в малых группах Интерактивные электронные средства для поддержки проведения лекционных и семинарских занятий.
Тема 6. Судебно-экспертная деятельность. Система и функции экспертных учреждений. презентация лекционного материала, работа в малых группах Интерактивные электронные средства для поддержки проведения лекционных и семинарских занятий.
Тема 7. Особенности назначения судебных экспертиз в гражданском и арбитражном судопроизводстве презентация лекционного материала, работа в малых группах Интерактивные электронные средства для поддержки проведения лекционных и семинарских занятий.
Тема 8. Особенности назначения судебных экспертиз в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях презентация лекционного материала, работа в малых группах Интерактивные электронные средства для поддержки проведения лекционных и семинарских занятий.
Тема 9.Процесс экспертного исследования и его стадии    
Тема 10. Заключение судебного эксперта, его оценка. Допрос эксперта в судопроизводстве. презентация лекционного материала, работа в малых группах Интерактивные электронные средства для поддержки проведения лекционных и семинарских занятий.
  Зачет +          
  Итого по дисциплине    
                 

Задания для составления документов

Студенты, изучающие данный спецкурс должны научиться составлять процессуальные документы, а именно – постановления и определения о назначении судебной экспертизы, протокол допроса эксперта.

Ниже приведены задания для составления указанных документов. Рекомендуемые задания выполняются помимо указанных для подготовки к семинарским занятиям.

Задание № 1

Сергеев, 1966 года рождения, обвиняется в совершении тяжких телесных повреждений своей жене, от которых она скончалась.

В течение последнего года он стал ревновать жену, подозревал в измене. Считал, что о неверности жены знают все односельчане. 20 ноября 2009 г. Сергеев пришел к жене на работу, на склад, и увидел как со склада вышел экспедитор. После этого Царев увел жену домой, долго выяснял отношения, избил, пытался душить, а затем ударил ножом, в результате чего она через несколько дней скончалась.

Из материалов дела известно, что обвиняемый в течение многих лет злоупотреблял алкоголем. В последние годы страдал бессонницей, страхами, слышал неприятный шепот, появились головные боли, забывчивость. Опохмелялся последние 20 лет.

Определите вид экспертизы, которую необходимо назначить. Составьте постановление о ее назначении.

Задание №2

13 марта 2010 г. в 2 часа ночи на 52-м километре Московского шоссе неизвестный преступник с целью грабежа совершил вооруженное нападение на водителя такси П., нанеся ему огнестрельное ранение. При осмотре автомашины в кабине обнаружена стреляная гильза, а из куртки извлечена стреляная пуля.

20 марта 2010 г. был задержан подозреваемый в совершении данного преступления Р., у которого при обыске обнаружен пистолет образца 1933 г. со спиленным номером и четырьмя патронами в магазине.

Определите вид экспертизы, которую необходимо назначить. Составьте постановление о ее назначении.

Задание № 3

Д.В., работая заведующим складом цеха №1 Московской трикотажной фабрики 12 августа 2010 г. на личном автомобиле «Mitsubishi» пытался вывезти с территории фабрики 62 мотка вискозной шелковой пряжи № 75 и 22, Бабины вискозной шелковой пряжи №35, но при выезде был задержан.

Назначенная по настоящему делу документальная ревизия неправильно выявила недостачу материальных ценностей на складе цеха №1. Вопрос о размере недостачи не решен. Следователем была назначена судебно-бухгалтерская экспертиза, в заключении эксперта содержались противоречивые выводы. В судебном разбирательстве возникла необходимость назначения экспертизы.

Определите вид экспертизы, которую необходимо назначить. Составьте определение о ее назначении.

Задание № 4

Во время обоюдной драки, имевшей место 21 мая 2010 г. на ул. Черняховского, 17, между Левиным и Комаровым, последний нанес Левину удар в область головы, после чего он был доставлен в 1-е хирургическое отделение городской клинической больницы, где находился на излечении.

Определите вид экспертизы, которую необходимо назначить. Составьте определение о ее назначении.

Задание № 5

Кассир Т.Н. , работающая на заводе РТИ, обвиняется в хищении денег из кассы завода в сумме 89 000 руб. после выдачи ей заработной платы сотрудникам цеха №2 осталось в кассе 89 000 руб. в связи с отсутствием на работе двух рабочих. Алферова расписалась в ведомости на выдачу заработной платы за отсутствием работников, а деньги присвоила. Однако в ходе предварительного следствия обвиняемая утверждала, что в ведомости она не расписывалась, это сделал по ее просьбе сожитель, который после происшедшего больше домой не возвращался и похищенные деньги все забрал с собой.

Определите вид экспертизы, которую необходимо назначить. Составьте определение о ее назначении.

Задание № 6

Поведение потерпевшей по делу об изнасиловании 15-летней А. в криминальной ситуации отличалось крайней пассивностью, податливостью к требованиям обвиняемого. Некоторые ее действия позволяли в равной степени предполагать как добровольное вступление в близкие отношения, так и непонимание ситуации, неспособность выработать внутренний план поведения и противопоставить его действиям обвиняемого.

Какие данные необходимо собрать о потерпевшей? На основе этих данных и приведенной фабулы дела составьте постановление о назначении судебно-психологической экспертизы.

Задание № 7

В ночь на 22 февраля 2008 г. обвиняемый по делу Носов, взломав внутренние замки двери, проник в квартиру гр-на Колова, проживающего по ул. Сенной, д.29 и украл несколько изделий из золота и ноутбук, который на автомашине «ВАЗ-21083», управляемой шофером Косовым, доставили на квартиру Альширова.

При осмотре места происшествия на замках были обнаружены следы орудий взлома в виде царапин со свежим блеском металла, которые сфотографированы. С места происшествия были изъяты два врезных замка.

При обыске на квартире Альшерова обнаружены и изъяты некоторые золотые изделия, похищенные из квартиры потерпевшего и металлическая монтировка.

Определите вид экспертизы, которую необходимо назначить. Составьте определение о ее назначении.

Задание № 8

В ночь на 22 марта 2011 г. неизвестными преступниками была совершена кража товарно-материальных ценностей из склада гостиницы «Москва» на сумму 84 000 руб. В числе украденных товаров были похищены 20 комплектов оконных штор из гардинного сетчатого полотна с бахромой из искусственного шелка 120 м.

При обыске в квартире подозреваемого Комкова были обнаружены две шторы, похожие на украденные. В углах штор темные расплывчатые пятна, в связи с чем возникает на них имелись оттиски штампов.

Составьте постановление о назначении судебно-химической экспертизы.

Задание № 9

14 мая 2010 г. между 11.00 и 15.00 часов, взломав внутренний замок входной двери в квартире Семенова, проживающего по ул. Красиной, д.40, Полунин проник в эту квартиру и совершил кражу носильных вещей: двух мужских костюмов, женской шубы и двух меховых женских шапок.

Похищенное обвиняемый принес в дом своей знакомой, от квартиры которой у него был ключ. Однако знакомой не оказалось дома и он оставил вещи в ее квартире. Однако свою причастность к краже вещей Полунин категорически отрицал, как и то, что оставил сумку у знакомой.

Вместе с тем в боковом кармане сумки был обнаружен обрывок бумаги, на котором записан номер телефона и инициалы И.З.

Чьи образцы почерка следует получить по данному делу?

Составьте протокол получения образцов для сравнительного исследования.

Задание № 10

Макарова заставали дважды на протяжении дня спящим в служебное время. Володин, установивший этот факт, в наказание заставил го выполнять тяжелую физическую работу. Освободившись Макаров, покончил с собой. Следствие по делу установило, что никаких конфликтов с товарищами, невестой, родственниками и другими лицами, кроме Володина на протяжении двух недель не имел. До случившегося он был спокойным, порой веселым, жалоб не высказывал, вел себя адекватно ситуации. Эксперты изучили все документы, имевшиеся в деле, ближайшее социальное окружение Макарова; по их просьбе были проведены дополнительные допросы родственников Макарова, его невесты, сослуживцев, друзей.

Было установлено, что Макаров отличался замкнутостью, неуравновешенностью эмоциональных реакций, обидчивостью, злобностью. В последний год у него дважды имели место истерические припадки с демонстрацией покушения на свою жизнь. Оба раза это происходило на глазах у близких людей, которые пресекли эти попытки. учитывая эти и другие обстоятельства, эксперты указали в заключении, что Макаров расценил поведение Володина как унижающее, оскорбляющее его человеческое достоинство, желание отомстить захватило все сферы его личности и, не видя иного способа, он решил сделать это посредством самоубийства.

Составьте протокол допроса эксперта.

Задание № 11

Бочкарев С.П. проживал один в квартире матери. В возрасте 18 лет устроился на работу. Сотрудники помогали ему в решении бытовых вопросов, в приобретении вещей, т.к. он был сирота. Отношения с сотрудниками у него были ровные, одного из рабочих он боялся, во всем подчинялся ему. Этот рабочий постоянно дразнил испытуемого, смеялся над ним, иногда бил его, пугал различными наказаниями за будто бы допускаемые им оплошности и проступки. все эти насмешки и угрозы испытуемый воспринимал всерьез, был запуган, испытывал страх и тревогу, боялся, что его могут уволить «по статье», после чего он не сможет никуда устроиться. За несколько дней до правонарушения испытуемому кто-то сказал, что он не выполнил поручение. Испытуемый был взволнован, переживал, плакал, просил помочь ему. Он обращался к нескольким сотрудникам, просил помочь ему, говорил, что боится увольнения. В день правонарушения он все вопросы, задаваемые ему, нейтральные фразы воспринимал как угрожающие, считал, что это не случайно. Во второй половине дня Бочкарева С. вызвал в отдел кадров по какому-то незначительному поводу. Он стал двигательно беспокоен, метался, плакал, причитал, так как решил, что его могут уволить по статье. Кто-то сказал, что видел в отделе кадров его личное дело. Бочкарев С. пришел в отдел кадров и неожиданно для сотрудников схватил документы, лежащие на столе и стал рвать их, а затем выхватил нож и угрожал им инспектору. Органами предварительного следствия Бочкарев С. обвинялся в совершении хулиганских действий.

Составьте постановление о назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

Задание № 12

По делу о причинении во время драки телесных повреждений обвиняемый Ж. утверждал, что потерпевший первым нанес ему удар по голове, а больше он ничего не помнит, поскольку у него «…помрачилось в голове». Следователь, не имея возможности детально разобраться в происшедшем, назначил комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, перед которой поставил задачу выяснить, находился ли Ж. в момент совершения преступления в состоянии аффекта, а если да, то какой аффект имел место и как он сказался на характере инкриминируемых деяний. Производство экспертизы было поручено экспертной комиссии (в составе психиатра, психолога и судебного психолога), которая в результате проведенного исследования исключила патологический аффект и травматические отклонения (оглушение, ступор, кома). Одновременно в заключении отмечалось, что Ж. – акцентуированная личность. Он склонен к аффектации, неадекватным реакциям. Инкриминируемое ему деяние явилось следствием сужения сознания, вызванного обидой, гневом как реакцией на нанесенные ему удары. Самоконтроль и саморегуляция Ж. исключали возможность осмысливания отдельных последствий.

Однако, данные заключение вызвало сомнение у следователя поскольку характер событий, предшествовавших правонарушению, поведение потерпевшего, сама ситуация совершенного преступления с учетом личности обвиняемого свидетельствуют о том, что преступление он совершил в состоянии физиологического аффекта.

Какую экспертизу (дополнительную или повторную) следует назначить следователю? Составьте постановление о назначении этой экспертизы.

Задание № 13

Обвиняемый П., управляя автомашиной Toyota RAV4, совершил наезд на М.

По словам обвиняемого, он увидел стоявшего на дороге человека после разъезда со встречной машиной, ослепившей его и сразу начал тормозить, но это не предотвратило наезд. Из материалов дела видно, что П. на протяжении 3-х суток до совершения наезда почти не отдыхал и не спал. Наезд совершен в экстремальных условиях: ночное время суток, гололед, туман на дороге, плохое освещение, кроме того, его ослепила встречная легковая автомашина.

Составьте постановление о назначении психолого-технической экспертизы.

Задание № 14

Весной 2010 г. Соколов, проезжая на автомобиле «ВАЗ 2113» перекресток улиц Постникова – Пролетарская попал в выбоину в асфальтовом покрытии дороги, разбив при этом корпус коробки скоростей. В результате попадания в яму, автомобиль резко занесло и при повороте им был задет автомобиль «Вольво».

Определите вид экспертизы, которую необходимо назначить. Составьте определение о ее назначении.

Задание № 15

По иску гражданки А. о признании недееспособной гражданки К. судом была назначена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза гражданки К., которая не смогла определить наличие или отсутствие у нее психического расстройства ввиду недостаточности медицинских документов и других данных о личности гражданки К.

17 марта 2009 г. в суд поступило заключение экспертов, согласно которому гражданка К. нуждается в направлении на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу для уточнения диагноза и решения экспертных вопросов. Определением суда была назначена стационарная судебно-психиатрическая экспертиза. О времени и месте проведения стационарной судебно-психиатрической экспертизы заинтересованные граждане были извещены помощником судьи телефонограммой. Однако, в назначенное время гражданка К. не явилась на экспертизу. Гражданке К. было повторно направлено уведомление о явке на экспертизу заказным письмом с уведомлением о вручении. Гражданка К. повторно не явилась на экспертизу. Дело было возвращено в суд в связи с тем, что гражданка К. дважды уклонилась от явки на экспертизу в стационар. Рассмотрение дело было возобновлено без проведения экспертизы.

Составьте определение суда о назначении в отношении К. стационарной судебно-психиатрическая экспертизы.

Задание № 16

Определением Обнинского городского суда от 22 января 2009 года по иску Х. к ФГУ Бюро МСЭ об установлении причины инвалидности и выдачи справки об инвалидности с указанием в качестве причины инвалидности радиационное воздействие, суд назначил судебно-медицинскую экспертизу по собственной инициативе, поручив её производство Российскому межведомственному экспертному совету по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействиям радиационных факторов, возложив расходы по оплате экспертизы на истицу Х. и приостановив производство по делу.

Рассматривая частную жалобу Х. на данное определение в части приостановления производства по делу, судебная коллегия по гражданским делам Калужского областного суда установила, что истица не присутствовала на судебном заседании и в письменном ходатайстве просила о рассмотрении дела в её отсутствие с вынесением решения по представленным материалам, считая их достаточными для вынесения решения, а представители ответчика и третьих лиц не просили о назначении экспертизы. С учетом этого, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что у городского суда не имелось законных оснований для назначения экспертизы по собственной инициативе, а, следовательно, и для приостановления производства по делу.

Укажите на нарушения порядка назначения судебной экспертизы по гражданским делам и составьте определение о назначении соответствующего вида судебной экспертизы.

Задание № 17

Судья Б. по иску Г. к ОАО «ВСК» и В. о возмещении материального ущерба, отказала в в удовлетворении ходатайства В. о назначении судебной экспертизы для определения ущерба, продолжила рассмотрение дела без соответствующих оснований. Судья не уточнила у В. в чем именно, по его мнению, состоит неправильность представленных истцом отчетов оценщиков, какие позиции этих отчетов им оспариваются, не предложила В. представить соответствующие доказательства, опровергающие сведения отчетов, не разъяснила В. возможность вызова в суд по его ходатайству лиц, составивших отчеты, для устранения спорных вопросов.

Укажите, на что могут повлиять указанные нарушения. Составьте определение о назначении соответствующего вида судебной экспертизы.

Задание № 18

По делу о признании недействительными доверенности и договора купли-продажи квартиры по иску Х. к Т. и С., судья назначил по собственной инициативе посмертную судебно-психиатрическую экспертизу, без вызова сторон в судебное заседание.

Укажите, на что могут повлиять отсутствие в протоколе судебного заседания указания на разъяснение прав сторон и других лиц, участвующих в деле, представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы, просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту, заявлять отвод эксперту, расценено судом второй инстанции как не выполнение требования о создании всех условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав при назначении экспертизы.

Составьте определение о назначении соответствующего вида судебной экспертизы.

Задание № 19

Разрешая гражданское дело по иску Д. и З. к Б. об устранении препятствий в пользовании земельным участком и сносе строения, суд по ходатайству представителя истцов назначил комплексную экспертизу, в рамках которой перед экспертом-землеустроителем поставил вопросы о размерах и конфигурации земельных участков сторон, соответствии участков правоустанавливающим документам.

Исковые требования Д. и З. к Б. были обоснованы теми обстоятельствами, что ответчик на смежном земельном участке, принадлежащим ему на праве собственности, организовал стоянку грузового транспорта и складирует пиломатериалы, а также с нарушением санитарных норм установил туалет.

Обосновано ли назначение экспертизы? Могут ли выводы эксперта-землеустроителя использоваться при вынесении судом решения?

Изменилось ли решение, если бы Д. и З. предъявляли исковые требования в том числе о нарушении ответчиком границ принадлежащего им земельного участка? Составьте определение о назначении соответствующего вида экспертизы.

Задание № 20

Ответчик по делу о признании сделки купли-продажи недействительной К. заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы, от представления вопросов отказался, указав, что оставляет это право на усмотрение суда.

Истица П. возражала против проведения экспертизы, считая представленные ею доказательства достаточными для вынесения решения, и тоже не предложила никаких вопросов на разрешение эксперта.

Суд вынес определение о назначении экспертизы.

Обосновано ли назначение судебной экспертизы? Какие нарушения порядка назначения судебной экспертизы были допущены? Составьте ходатайство о назначении судебной экспертизы.

Задание № 21

Малоярославецкий районный суд, назначая по ходатайству представителя ответчиков Б. автотехническую экспертизу по делу по иску П. к С. и А. о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных в результате дорожно-транспортного происшествия без приведения каких-либо мотивов отказал в назначении данной экспертизы в Калужскую лабораторию судебных экспертиз, поручив её производство ООО «Эксперт-Версия». Анализ протокола судебного заседания, возможность поручения судебной экспертизы ООО «Эксперт-Версия» не обсуждалась и обстоятельства, по которым суд не может назначить экспертизу в КЛСЭ не исследовались.

Какие нарушения порядка назначения судебной экспертизы были допущены судом? Составьте определение о назначении судебной экспертизы с учетом устранения нарушений.

Задание № 22

По гражданскому по иску К.Т.А. к Г.А.П., М.Э.Н., С.Т.Н., О.Л.А., А.М.В., Л.В.И. об определении порядка пользования жилым домом и земельным участком. 15 декабря 2010 года назначена судебно-техническая экспертиза, проведение поручено экспертам ООО «Базис». О назначении экспертизы ходатайствовала истец, суд согласился с предложенными ею вопросами и изложил их в определении. Расходы по проведению экспертизы возложены на истца. Ответчики против проведения экспертизы не возражали, вопросов для постановки перед экспертом не имели. Экспертное заключение поступило в суд 17 апреля 2010 года.

Составьте определение о назначении соответствующего вида судебной экспертизы.

Задание № 23

По иску А.И.В., действующего в интересах М.Р.А., к ООО «Ингосстрах» о взыскании суммы невыплаченного страхового возмещения, убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами по ходатайству ответчика определением суда от 24 декабря 2010 года назначена строительно-техническая экспертиза, расходы по её проведению возложены на ответчика. Производство по делу приостановлено.

Составьте соответствующее судебное определение.

Задание № 24

По делу по иску М.И.П. к М.Ю.Н. об оспаривании отцовства 30 октября 2011 года по ходатайству истца назначена судебно-медицинская экспертиза на предмет установления генетического родства – отцовства. Расходы по оплате экспертизы возложены на истца. Проведение поручено Институту генетики РАН через посредническую фирму ООО «Вера». Производство по делу приостановлено до получения экспертного заключения. Стороны должны были явиться для проведения экспертизы 25 ноября 2011 года. 3 февраля 2012 года судом запрошена информация о результатах. 4 февраля 2012 года сообщено, что назначенная судом экспертиза не состоялась в связи с неявкой М.Ю.Н. Производство по делу возобновлено, 24 февраля 2009 года судом принято решение по имеющимся в деле доказательствам.

Составьте определение о назначении судебной экспертизы. Правильно ли поступил суд, приняв решение без учета заключения эксперт?

Задание № 25

По делу по иску М.А.И. к Н.В.С. об истребовании земельного участка из чужого неправомерно

Наши рекомендации