Становление в Англии конституционной монархии (1628-1660 гг.)

Восстановление конституционной монархии в Англии началось 1 мая 1660 года, когда палата общин приняла Постановление «Об образе правления Английского королевства». В этом документе признавалось и объявлялось, что «согласно древним законам английского королевства правительство состоит и должно состоять из короля, лордов и общин». Восстановление наследственной монархии сопровождалось возрождением феодальных органов власти. Так, были восстановлены палата лордов и Тайный совет. Однако ненавистная народу «Звездная палата» восстановлена не была, а вновь созданный Тайный совет не получил судебных функций. Вместе с тем была восстановлена и старая избирательная система с ее так называемыми «гнилыми местечками», которая позволяла крупным земледельцам проводить своих людей в парламент. Карл II совершенно не считался с тем фактом, что Англия была уже совсем не тем государством, которым управлял его отец. Он начал проводить различные мероприятия в интересах крупных земледельцев. Вершиной реакционной волны явился «Акт о присяге», принятый парламентом 29 марта 1673 года. Этот документ предусматривал очищение государственного аппарата от участников и сторонников революции, религиозные убеждения которых были не совместимы с догматами англиканской церкви. Все, кто вступал в любую должность, должны были приносить присягу на верность королю и признавать его неотъемлемые права в делах религии, а также по отношению к своим подданным. Именно во времена правления Карла II началось размежевание политических сил в парламенте. Наиболее ярко это проявилось в дискуссиях двух политических партий – вигов и тори. Вигами стали называть противников королевских злоупотреблений и защитников интересов буржуазии. Тори же представляли интересы земледельческой и финансовой аристократии. В 1679 году виги впервые в истории Англии получили кратковременное большинство в парламенте. Используя свой успех, они поспешили принять документ, который получил название «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями» (Хабеас корпус акт). Этот документ ограничивал власть короля в отношении своих подданных, т.е положил конец произволу короля, когда по указанию последнего лицо без всякого суда и следствия задерживалось и заключалось в тюрьму на неопределенный срок. Согласно этому документу каждый арестованный по уголовному делу имел право обратиться в суд с требованием выдать ему приказ о «Хабеас корпус». По получении этого приказа должностное лицо, в ведении которого находился арестованный, обязано было в течение трех дней доставить его к судье и объяснить причины ареста или заключения (ст. 2). Исключения составляли дела по обвинению в государственной измене и в совершении другого тяжкого уголовного преступления.

Славная революция. В 1685 году на английский престол вступил Яков II. Он еще в большей мере, чем его предшественник, не учитывал реалии того времени. Об этом говорит его решение вернуть Англию в лоно католицизма, пренебрегая массовым недовольством почти всех слоев населения. Внутренняя и внешняя политика Якова II отличалась крайней реакционностью и направлена была, прежде всего, на восстановление абсолютизма в Англии. Такой политикой он восстановил против себя даже консервативную партию тори и дворянство, которые его раньше поддерживали. Все эти действия Якова II способствовали тому, что в 1688 году тори и виги объединились и подготовили обращение к Вильгельму Оранскому – штатгальтеру Голландии и мужу дочери Якова II Марии вступить на английский престол. В ноябре этого же года Вильгельм Оранский со своим войском прибыл в Лондон и в феврале следующего года взошел на престол. Произошедший таким образом переворот вошел в историю Англии под названием «Славной революции».

Условием вступления на престол нового короля было принятие в 1689 году Билля о правах – второго по значению конституционного акта, который ограничивал законодательную власть короля, определял его взаимоотношения с парламентом, правовое положение и компетенцию парламента.

В т о р о й в а р и а н т о т в е т а

Яков II начал свое правление (1685 г.) изданием прокламации, предписывающей продолжение выплат платежей таможенных пошлин, которые были предоставлены его покойному брату Карлу II лишь на время его жизни. В следующем году король учредил суд комиссаров по церковным делам из семи лиц под председательством канцлера. По сути дела это было восстановлением суда Высокой комиссии, который ведал религиозны­ми нарушениями и был упразднен.

Политика Стюартов, которая грозила обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуа­зией и джентри, привела к кратковременному объедине­нию вигов и тори. Произошел дворцовый переворот 1688 г., названный «Славной революцией», с целью замены Якова II более "удобным" монархом. В результате Якова II был смещен и бежал из страны, а его место занял приглашенный на престол принц Вильгельм Оранский, которого "всемогущему Богу угодно было сделать до­стославным орудием освобождения этого королевства от папизма и произвольной власти".

«Славная революция» завершила оформление компромисса между фак­тически господствующей в важных сферах жизни общест­ва буржуазией и официально правящей земельной аристо­кратией. Политическая власть в центре и на местах остава­лась в основном в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Указанный компромисс заложил основы проч­ного консенсуса между ведущими политическими силами по основополагающим вопросам социально-политического развития страны, который стал важнейшей чертой англий­ской политической культуры в XIX и XX вв. Отныне разно­гласия между этими силами не должны были носить "прин­ципиального" характера, способного нарушить такое согла­шение и политическую стабильность в английском обществе.

Важнейшим политическим результатом такого компромисса стало утверждение в Англии конституционной мо­нархии, получившей закрепление в двух актах парламента:

Билле о правах 1689 г.;

Акте об устроении 1701 г.

Билль о правах 1689 г.

Билль прав от 13 февраля 1689 г. стал долговременной осно­вой английской конституционной монархии, закрепив раз и навсег­да верховенство парламента в области законодательной и финан­совой политики. В нем в 13 различных статьях подтверждались так­же права и свободы подданных (граждан и парламентариев), ко­торые особенно часто нарушались в последнее время и потому подлежали "восстановлению и подтверждению". В Билле о правах (перво­начально он назывался Декларацией прав) зафиксированы следующие положения:

всякий закон и всякий налог исходят только от парла­мента;

никто, кроме парламента, не может освобождать от действия закона, отменяя закон или приостанавливая его действие;

запрещается требовать чрезмерные залоги, наложение чрезмерных штрафов или "жестоких и необычных наказаний";

узаконивается свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламенте, свобода выборов членов парламента, свобо­да подачи петиций и др.;

гарантируется регулярный созыв парламента;

парламенту принадлежит право давать согласие на "набор и содержание постоянного войска в мирное время в пределах этого королевства".

В Билле содержались также некоторые условия занятия престола Вильгельмом и Марией. В частности, утверждался изменен­ный текст "присяги подданничества и подчинения" королю и коро­леве. Объявлялось и узаконивалось, что "подтверждаемые и тре­буемые" в Билле "пра­ва и вольности в их совокупности и в отдельности, составляют до­стоверные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства и как таковые должны быть почитаемы, призна­ваемы, присуждаемы, рассматриваемы и понимаемы, что все вы­шеприведенные статьи должны быть строго и неуклонно исполня­емы и соблюдаемы так, как они изложены в означенном заявле­нии".

Принципиальным положением конституционного характера стал запрет для католика занимать престол, который действует и в настоящее время.

Билль содержал специальное указание, что парламент должен созываться достаточно час­то. Впоследствии это положение было уточнено, и срок пол­номочий парламента был определен сначала в 3 года, а за­тем - 7 лет.

Хабеас корпус акт 1679 г.

По замыслу правящей группировки джентри и бур­жуазии, монархия Стюартов должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний рево­люции. Действительно, в так называемой Бредской декла­рации 1660 г. новый король Карл II обещал, что вопросы о содержании армии, о землях роялистов, о прощении участ­ников революции и о вероисповедании будут поставлены на разрешение парламента. Однако новая расстановка поли­тических сил в стране способствовала усилению феодаль­ной реакции. Участники революции преследовались, орга­низации пресвитериан и индепендентов были ликвидирова­ны. В то же время восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы государства (за исключением наиболее ненавистных Звездной палаты и Высокой комиссии), а также старый порядок их формирования.

Стремление Карла II и его преемника Якова II восстановить абсолютизм, а также симпатии монархов к католи­цизму вызвали широкое недовольство в стране. Реставра­ция лишь ускорила распад традиционных форм, восстанов­ление которых было заведомо обречено на неудачу.

Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппозиции. В это время в парламенте складываются две политические группировки:

партия "тори" (представители придворной аристократии и часть джен­три, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство);

партия "вигов" (оппозиция - купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе ре­волюции, которых поддерживала промышленная буржуа­зия).

Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявле­ниями королевского произвола стало принятие Акта о луч­шем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act, Хабеас корпус акт) 1679 г.

Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упростил и упорядочил процеду­ру получения судебного приказа о дос­тавке арестованного лица в суд для решения вопроса о пре­бывании под стражей. Любой подданный, задержанный за "уголовное или считаемое уголовным" деяние (исключая го­сударственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ "habeas corpus", адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого находился арестованный. Получив при­каз "habeas corpus", шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. После рассмотрения копии предписания об аресте и выяснения мотивов задер­жания судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела по су­ществу. Исключение составляли случаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за деяния, при которых по закону оно не могло быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяж­кое уголовное преступление, "habeas corpus" не выдавался. В этом случае действовала особая процедура подачи пети­ции о разборе дела и освобождении на поруки.
Лицо, освобожденное по приказу "habeas corpus", нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить задер­жанного из одной тюрьмы в другую и содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии.

Закон предусматривал ответственность должностных лиц, судей за неисполнение его предписаний: высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.

Акт 1679 г. наряду с Великой хартией приобрел значение одного из основных конституционных документов Анг­лии, содержащих ряд принципов справедливого и демокра­тического правосудия: презумпции невиновности, соблюде­ния законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с "надлежащей судебной процедурой" и по месту совершения проступка.

В то же время можно отметить и историческую ограниченность этого закона:

ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжких уголов­ных преступлениях или соучастии в них;

для ос­вобождения на поруки до суда требовался денежный залог, сумма которого могла быть очень значительной;

действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило на практике.

Наши рекомендации