Понятие и источники преторского права.
Преторское право (jus honorarium или jus praetorium) – совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов.
Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.
Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. Магистраты, обладавшие высшей властью, – преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы – издавали эдикты, программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, – постоянные эдикты (edictum perpetuum).
Влияние преторского права определялось тем, что претор не только издавал эдикты, но и предварительно решал вопросы о судебной защите по конкретным делам.
Преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования. В качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать закону практическое значение или, наоборот, лишить силы положения права. Давая иск или возражение против иска вопреки цивильному праву или в дополнение цивильного права, преторский эдикт создавал новые формы права.
Одной из форм правообразования, являются эдикты магистратов. Термин "эдикт" происходит от слова dico (говорю) и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.
Правом издавать эдикты пользовались преторы (городской и перегринский), и правители провинций.
В своих эдиктах магистраты объявляли, какие правила будут лежать в основе их деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких нет и т.д. Эдикт, содержавший подобного рода годовую программу деятельности магистрата, называли постоянным в отличие от разовых объявлений по отдельным случайным поводам. Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти.
Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т.п.
Эдикт – процессуальный документ, единственный кодифицированный акт классического периода.Деятельность римских юристов как источник римского права.
Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.
В период республики деятельность юристов сводилась к:
– консультации граждан, обратившихся за юридической помощью (presponsa);
– даче образцов и редактированию договоров и судебных исков (cavere);
– руководству юридическими действиями сторон без их защиты в суде (agere).
Результат деятельности юристов – появление в Риме наряду с цивильным правом права, созданного толкованием юристов. Именно путем толкования развивалась большая часть институтов римского права.
Римские юристы составляли многочисленные юридические трактаты, монографии и учебные руководства.
Первые республиканские юристы – основатели цивильного права. Деятельность римских юристов достигла расцвета в период принципата – классический период. В классическую эпоху частное право достигло наивысшего развития.
В эпоху республики юристы толковали закон буквально. В классический период появляется свободное толкование, основанное на выявлении воли сторон или законодателя. Прокульянцы:
Занятия юриспруденцией – один из почетнейших и благородных видов деятельности в Риме. Труд юристов был в правовом отношении бесплатным, однако они имели право претендовать на honorarium (благодарственный подарок) за их услуги.
Юристами в древнейшую эпоху были жрецы (понтифы), которые толковали закон (interpretatio), причем не посвящали массы в свои юридические тайны.
Римские юристы благодаря выдающемуся качеству их консультаций имели большой авторитет и влияние. Римские юристы своей консультационной практикой непосредственно влияли на развитие права.
Деятельность юристов, по существу имевшая назначение помогать применению действующих норм права, фактически получила значение самостоятельной формы правообразования.