Возникновение спора о стоимости
В случае возникновения спора о стоимости объекта оценки ее проведение независимым оценщиком является обязательным:
- при выкупе или ином изъятии имущества у собственников для государственных и муниципальных нужд;
- при национализации имущества;
- при ипотечном кредитовании;
- для контроля за правильностью уплаты налогов – при спорах при исчислении налогооблагаемой базы;
- в случаях обязательного страхования объекта оценки и определения ущерба, наступившего в результате страхового случая;
- при составлении брачных контрактов и разделе имущества – при требовании одной или обеих сторон.
Другие случаи обязательной оценки
Здесь – все остальные случаи обязательной оценки, вытекающие из существующего на сегодняшний день законодательства.
- При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости вносимого в уставный капитал акционерного общества имущества. Ст. 34 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.95 № 208-ФЗ.
- В случае выкупа акций акционерным обществом по требованию акционеров. Ст. 75 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.95 № 208-ФЗ.
- В случае оплаты либо увеличения неденежным вкладом доли участника общества с ограниченной ответственностью на сумму более двухсот МРОТ. Ст. 15 п.2 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.12.98 № 14 – ФЗ.
- В случае внесения паевого взноса в производственных кооперативах, превышающего двести пятьдесят МРОТ. Ст. 10 ФЗ «О производственных кооперативах» от 08.05.98 № 41 – ФЗ.
- При выставлении на продажу Агентством по реструктуризации кредитных организаций активов или бизнеса кредитной организации, или продаже (переводе) активов реструктурируемой кредитной организации. Ст. 18, 19, 20 ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» от 08.07.99 № 144 – ФЗ.
- При продаже предприятия либо части имущества должника в период внешнего управления, при продаже имущества в ходе конкурсного производства. Ст. 110, 111, 130, 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127 – ФЗ.
В других случаях оценка, в т. ч. повторная, может быть проведена оценщиком на основании соответствующего определения суда или решения таможенных или налоговых органов. Ст. 9 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.98 № 135 – ФЗ.
Вопрос
Кадастровая стоимость земельных участков: порядок определения и обжалования кадастровой стоимости земель
В соответствии с действующим законодательством в отношении каждого земельного участка в обязательном порядке подлежит определению его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость земельного участка - это публичный эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы за пользование земельными участками, выкупной стоимости земельного участка при его приобретении из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Очевидно, что размер кадастровой стоимости является одной из основных составляющих, определяющих экономическую эффективность использования земельного участка и затраты, связанные с приобретением и использованием земельных участков.
Неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка может привести к многомиллионным потерям для его правообладателей либо по существу заблокировать отдельные способы его использования (например, путем застройки).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в г. Москверегламентирован действующим законодательством достаточно подробно. В его основу положено определение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в пределах одного кадастрового квартала в разрезе различных видов разрешенного использования участков.
Несмотря на это, на практике встречаются ситуации, когда кадастровая стоимость участков явно завышается и является несоразмерной даже по отношению к его рыночной стоимости.
Такого рода завышение является, как правило, следствием двух причин. Во-первых, неправильное отнесение земельного участка к тому или иному виду разрешенного использования (разница между удельной стоимостью 1 кв.м. земли между различными видами разрешенного использования может отличаться в десятки раз). Во-вторых, игнорирование при определении кадастровой стоимости участка методом «общей» оценки конкретных индивидуальных показателей земельного участка, существенно негативно влияющих на его реальную стоимость (транспортная доступность, гидрологические особенности, правовая история и т. д.).
Кроме того, нередки случаи, когда размер удельного показателя определяется государственными органами вообще без каких-либо правовых оснований, что приводит к незаконному увеличению кадастровой стоимости участка в несколько раз.
Актуальность вопросов определения кадастровой стоимости участков в г. Москве подтверждается еще и тем, что до конца 2012 года в г. Москве должна пройти новая кадастровая оценка, определены новые удельные показатели кадастровой стоимости.
В связи с многочисленными вопросами, возникающими относительно кадастровой стоимости, не менее актуальным для многих правообладателей земельных участков являются вопросы изменения кадастровой стоимости земельных участков и уменьшения установленной кадастровой стоимости.
Правовой центр «Два М» предлагает следующие услуги, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков:
· консультирование по всем вопросам, связанным с установлением или изменениемкадастровой стоимости земельных участков;
· правовая экспертиза обоснованности установленного размера кадастровой стоимости земельного участка;
· юридическое сопровождение действий по изменению кадастровой стоимости земельных участков;
· представление интересов в органах исполнительной власти, в том числе в Департаменте земельных ресурсов г. Москвы и Федеральной кадастровой палате Росреестра по вопросам обжалования кадастровой стоимости земельных участков в административном порядке;
· правовая экспертиза возможности обжалования кадастровой стоимости земельных участков, а также полное сопровождение интересов Заказчика в судах по искам об обжаловании кадастровой стоимости.
Вопрос
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон) оценочная деятельность — это деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Оценочная деятельность в условиях рыночной экономики является важнейшим элементом инфраструктуры имущественных отношений.Независимая оценка обеспечивает информационную основу для принятия хозяйственных управленческих решений, способствует равенству прав участников гражданских отношений. Таким образом, развитие оценочной деятельности в Российской Федерации является составной частью процесса реформирования экономики, формирования правового государства.
В текущих условиях важным фактором развития оценочной деятельности является государственное регулирование. Это обусловлено отсутствием достаточных традиций оценки в Российской Федерации, возникающими в связи с этим многочисленными спорными ситуациями между заказчиками, оценщиками, а также третьими лицами, права которых затрагиваются в связи с использованием отчетов об оценке.
Определенная законодательством система государственного регулирования оценочной деятельности включает:
- контроль за осуществлением оценочной деятельности;
- лицензирование оценочной деятельности и контроль за соблюдением ими лицензионных требований и условий;
- разработка стандартов оценки;
- формирование методологической базы оценочной деятельности;
- разработка требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- взаимодействие органов государственной власти по вопросам оценочной деятельности.
Осуществление перечисленных функций взяло на себя государство в лице его органов исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.99 № 932 «Об уполномоченном органе по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации» таким органом определено Минимущество России.
Вопрос
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Объект оценки. В соответствии со статьей 5 Закона к объектам оценки относятся:
- отдельные материальные объекты (вещи);
- совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в т. ч. предприятия);
- право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
- права требования, обязательства (долги);
- работа, услуги, информация;
- иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
В зависимости от объекта оценки, учитывая особенности методики и технологии, можно выделить несколько направлений специализации или видов оценочных работ, например, оценка станков, машин, оборудования, транспортных средств; оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности; оценка недвижимости и земли, оценка предприятия (бизнеса).
Распределение оценочных услуг по четырем основным специализациям в настоящее время выглядит следующим образом:
Основные виды оценочных услуг в российской Федерации (по специальности)
Вопрос