Актуальность профессиональной этики.
Билет 1
Этика как социо-гуманитарная дисциплина, ее философский характер, предмет, составные части, функции.
Понятие этики.
Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить. Этика – это:
•наука нормативная;
•учение о нравственности;
•система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;
•способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;
• «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.
Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.
Предмет этики.
Предметом этики, следовательно, в самом общем плане является поле морального выбора человека, изучение арсенала тех средств, с помощью которого он совершается. При этом к арсеналу средств можно отнести как объективные общественно канонизированные условия совершения выбора, это, прежде всего моральные нормы, так и личные ресурсы его совершения, это эмоционально-волевые качества индивида. Последние, однако, хотя и являются субъективным достоянием каждой отдельной личности, не существуют без поддержки со стороны общественного сознания в том смысле, что они сами развиваются под влиянием определенных нравственных идей, оказываются направленными на реализацию этих идей. В этом смысле они невозможны без рациональных представлений о надлежащем моральном поведении человека, что уже, несомненно, составляет предмет теоретической этики. Предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения.
Функции этики.
1. Воспитательная, дидактическая, морализаторская функция этики. «Любовь к Ближнему».
2. Функция нормализации морали и поведения в обществе.
3. Функция категорического запрета морального и физического насилия над личностью и обществом.
4. Функция позитивных взаимовыгодных коммуникаций (общений).
5. Функция предельной терпимости к чужим достоинствам и недостаткам (вкусам, идеалам и т.д.)
6. Функция единства морали и многообразия нравов.
7. Функция разумной терпимости (толерантности) к чужим религиям, обрядам, обычаям, нравам.
8. Функция этической оценки. Парадокс моральной оценки в зависимости от разных уровней образования, воспитания, культуры, симпатий, антипатий и т.д.
9. Парадокс морального поведения. Даже люди, которых принято считать отъявленными злодеями, стремятся выдать творимое ими зло за добро, преступления – за справедливые деяния.
10. Внимание. Послушание. Познание несуетной мудрости.
Структура этики.
-теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;
-нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни»
-прикладная этика— совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению.
-экологическая этика, рассматривающая нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде;
-этика гражданственности, разрабатывающая нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу;
-ситуативная этика, в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности — как к публичным (этика политических действий), так и к интимным (этика семейных отношений);
-профессиональные этики — системы моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации;
-этика делового общения, выступающая как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).
Билет 2
Профессиональная этика как раздел общей этики. Социальные и гносеологические детерминанты формирования профессиональной этики и ее актуальность в современный период.
Профессиональная этика.
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста. Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.
Билет 3
Природа морали. Место моральных ценностей в сфере духовности (в связи с отношением морали к искусству, религии, науке).
Понятие морали.
Совокупность неписанных норм и правил поведения человека в обществе. Один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
Структура морали.
•нравственное сознание;
•нравственные отношения;
•нравственная деятельность;
•моральные ценности.
Билет 4
Структура индивидуального и общественного морального сознания.
Нормы,
Принципы,
Идеи,
теории.
1) Нравственная норма:
•правило действий человека, сформулированное его разумом на основе техили иных моральных ценностей.
•определённое требование к поведению субъекта по реализации той или иной ценности, поэтому количеств нравственных норм и принципов неограниченно.
•они предполагают и особого субъекта, т.е. субъекта, выбор которогохарактеризуется чистотой мотива, что заставляет субъекта «подняться» над обстоятельствами, сделать «прорыв» условий, необходимых связей, «опутывающих» его.
•имеют всеобщим характером, обращены ко всем людям.
•имеют внеинституциональный характер- санкции за исполнение или нарушение нравственных норм накладываются не социальными институтами, как в праве, где подобная функция сохраняется за государством, анравственным сознанием самого субъекта и общественным мнением.
2) Нравственные принципы:
•наиболее общие нормы.
•возникает проблема отбора наиболее значимых принципов.
•особое место в нравственности занимают так называемые общечеловеческиепринципы, такие как: «Почитай отца и мать», «Не убий», «Не укради», «Нелжесвидетельствуй». Среди общечеловеческих принципов выделяется своейзначимостью «золотое правило морали», которое гласит: «Относись к другомучеловеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».
•широкую известность получили важнейшие принципы христианской морали, аименно принципы любви: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающихвас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящихвас»; « Люби Бога больше себя, а другого человека как самого себя».
Билет 5
Поступок, поведение, бездействие (их мотивация и внешнее отражение) как формы проявления моральности или аморальности. Природа нравов и нравственных отношений. «Гамлетизм» как тип поведения.
Поступок.
Поступок — сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность — в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Личностная форма поведения, в коей производится самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам. Поступок — основная единица поведения социального. В нем проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий. Поступок может быть выражен:
•действием или бездействием;
•позицией, высказанной в словах;
•отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста;
•действием, направленным на преодоление физических препятствий и поиск истины.
Поведение.
Поведение — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды. У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы.
Бездействие.
Бездействие - виновное, противоправное поведение, выражающееся в несовершении общественно полезного действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей. Эти обязанности могут вытекать из предписаний закона, профессиональных и должностных функций.
Нравственность.
Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
Гамлетизм».
Пребывание в постоянных сомнениях. Противоречивость в мыслях и поступках человека.
Билет 6
Моральные аспекты соотношения цели и средств. Аморальность иезуитизма. Противоречивость социальной позиции «донкихотства».
Соотношение цели и средств.
Поскольку тому, кому отказывают в праве применять нужные средства, бесполезно и право стремиться к цели, то из этого следует, что раз всякий имеет право на самосохранение, то всякий имеет право применить все средства и совершить всякое деяние, без коих он не в состоянии сохранить себя.
— Томас Гоббс, «О гражданине»
Аморальность иезуитизма.
Иезуитизм (иезуитство) — антигуманистическая система моральных принципов, возникающая, как правило, внутри замкнутой группы, касты, иерархической организации и служащая сокрытию или оправданию аморальной по содержанию деятельности, направленной во вне этой группы, касты, организации.
Эта мораль предписывала любой безнравственный поступок (оправдывая его «благой целью»), включая политические интриги и убийства, клятвопреступление и двусмысленные толкования слов, при условии, что все это совершается «ради вящей славы господней», т. е. способствует упрочению католицизма.
«Цель оправдывает средства» — этот моральный постулат, приписываемый основателю ордена иезуитов И. Лойоле, в дальнейшем становится практическим принципом иезуитизма (церковного и светского) и используется как в достижении эгоистических личных целей, так и в области партийной (фашизм) и государственной политики (прошлые монархическо-бюрократические и совр. буржуазные тоталитарные государства).
Донкихотство».
Билет 7
Категории морали, их общее значение.
Общие категории морали.
•Добро и зло;
•честь и совесть;
•долг и справедливость;
•добродетель;
•достоинство;
•стыд;
•правда;
•ответственность и др.
Билет 8
Категории добра и зла.
Добро и Зло.
Добро — это высшая нравственная ценность, делать добро — главный регулятив нравственного поведения. Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, т. е. нечто несовместимое с нравственным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей Божьих.
Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную моральную оценку, а считая его «злым», «плохим» — отрицательную.
Билет 9
Категория долга. Ущербность социальной позиции марионетки и «винтика».
Долг.
Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство.
Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральноеобязательство (моральный долг, нравственный долг) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.
Другие виды долга: гражданский долг, патриотический долг, воинский долг.
Долг изучает философская дисциплина деонтология.
Наибольшую значимость понятие долга приобретает в Новое время, особенно в этике Канта. По Канту, долг — это необходимость поступка из уважения к нравственному закону. Долг позволяет индивиду быть нравственным. Стремление исполнить долг — это стремление человека к счастью.
Марионетка и «винтик».
Винтик – принять все как есть.
Человек может быть и винтиком, и творцом истории. Всё зависит от конкретного человека. Делают историю отдельные сильные, целеустремлённые личности. Они манипулируют остальными людьми, используют их, как винтики. Личности за которыми шли люди: Александр Македонский, Наполеон, Гитлер. в Германии вначале не все люди приняли Гитлера, но у него были ораторские способности и он мог подчинить , подмять под себя людей. Это люди - завоеватели.
Не все цари, короли были личностями. Их было много, но мы помним некоторых: Владимир - Красное солнышко, Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Пётр первый, Екатерина вторая. Из Библии: Давид, Соломон.
Но в нашей обыденной жизни мы сами того не подозревая, находимся под влиянием людей-творцов. Если не было бы летописца Нестора, то мы не знали бы истории древней Руси. Мы восхищаемся стихами Пушкина, Лермонтова, Есенина, Блока, Цветаевой, Пастернака, Анны Ахматовой. Слушаем красивую музыку Чайковского, Шопена, Моцарта и т.д. , Любуемся полотнами великих художников. Все они формируют наше сознание.
Учёные-творцы. Они тоже двигают историю и влияют на развитие человека.
Билет 10
Категория совести. Этический смысл высказывания: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».
Совесть.
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, т. н. «угрызений совести».
Билет 11
Категория чести. Общечеловеческая, профессиональная, воинская, гендерная, спортивная честь. Понятие бесчестия.
Честь и бесчестие.
Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности.
Гендерная честь.
Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
Половая честь!!! Не давай никому без разбора.
Билет 12
Достоинство как категория морали и как онтологическое качество человеческого индивида.
Достоинство.
Достоинство — уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория. Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том человека.
В гражданском праве достоинство — одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо.
Выраженное в неприличной форме унижение достоинства личности (ст. 5.61 КоАП РФ - "Оскорбление") и распространение ложных сведений, порочащее достоинство личности (ст. 5.60 КоАП РФ - "Клевета") являются административными правонарушениями.
Билет 13
Категории «смысл жизни» и «счастье», их дискуссионные аспекты.
Смысл жизни.
Смысл жизни — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.
Счастье.
Счастье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
Польский философ Владислав Татаркевич в своей работе «О счастье и совершенстве человека» выделяет четыре аспекта счастья:
•Счастье как счастливая судьба, удача;
•Счастье как сильные радости, переживания;
•Счастье как обладание наивысшими благами;
•Счастье как удовлетворённость жизнью.
Билет 14
Понятие добродетели, порока, милосердия, вины, греха, искушения, раскаяния, искупления. Моральный смысл исповеди.
Добродетель.
Добродетель — философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.
Греки различали четыре добродетели:
Мудрость,
Мужество,
Справедливость,
Умеренность.
Бенджамин Франклин в своей автобиографии систематизировал «тринадцать добродетелей»:
Воздержание. — Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.
Молчание. — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
Порядок. — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время.
Решительность. — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
Бережливость. — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.
Трудолюбие. — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.
Искренность. — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.
Справедливость. — Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
Умеренность. — Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.
Чистота. — Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
Спокойствие. — Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.
Целомудрие. — Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или для продления рода; не допускай, чтобы она привела к отупению, или к слабости, либо лишила душевного покоя или бросила тень на доброе имя твое или чье-либо еще.
Скромность. — Подражать Иисусу и Сократу.
Порок.
Нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.
Предосудительный недостаток кого-либо, чего-либо; свойство, достойное осуждения, порицания.
Безнравственное поведение, разврат.
Физический недостаток, уродство.
Милосердие.
Милосе́рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу. И также, зависит от умения прозревать в любом нуждающемся человеке «образ Божий» (независимо от его недостатков).
Вина.
Вина,— отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей последствий. Если последствия имеют негативное влияние только на субъекта, то возникает чувство досады, а не вины.
Грех.
Грех — прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций); реже — нарушение доминантных морально-этических правил, норм, установившихся в обществе. Наиболее общее определение гласит, что грех является следствием акта воли индивида, подразумевает вину и влечёт за собой воздаяние.
Грех — в православии: причиняемый себе вред. Христианские антропология и космология утверждают, что нарушение нравственных законов существования и развития личности имеет для нее онтологические последствия в виде вреда, который можно сравнить с последствиями нарушения физических законов.
Существует 7 смертных грехов:
1) Жадность;
2) Чревоугодие (обжорство);
3) Гордыня;
4) Гнев;
5) Зависть;
6) Блуд;
7) Уныние.
Искушение.
Искуше́ние (испытание) — стечение обстоятельств внутренней и внешней жизни верующего, при которых испытывается устойчивость его веры. Устойчивость проявляется в неподвижном стоянии в догматах веры и в неукоснительном соблюдении всех заповедей Божьих. Так как для достижения этой устойчивости требуется прилагать весьма значительные усилия, то термин искушение часто используется в смысле страдания, скорби. Последнее словоупотребление получает оправдание ещё и потому, что само колебание в вере ощущается верующим тоже как страдание.
Соблазн – светский термин.
Раскаяние.
Раскаяние — отрицательно окрашенное чувство, сочетающее в себе сожаление по поводу своего поступка и чувство вины за его последствия.
«Чистосердечное раскаяние» по действовавшему ранее Уголовному Кодексу РСФСР 1960 г. было одним из обстоятельств, смягчающих наказание, а также одним из оснований для освобождения от уголовной ответственности с передачей виновного на поруки. В действующем УК РФ 1996 г. используется понятие «деятельное раскаяние» (добровольные действия лица, совершившего преступление, заключающиеся в возмещении или заглаживании вреда, причинённого преступлением, ином устранении или уменьшении его последствий, в информировании правоохранительных органов о факте и обстоятельствах совершения преступления и дальнейшем содействии осуществлению правосудия. Подобные действия в соответствии с уголовным законодательством многих государств влекут смягчение применяемых к лицу мер уголовной ответственности или полное освобождение от уголовной ответственности).
Покаяние — церковный термин
Метанойя — психологический термин.
Искупление.
Искупление - богословская концепция выкупа является частью Cпасения, что означает избавление от греха. В своем послании к Ефесянам Павел говорит:
«Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа»
- «Ветхий Завет ссылается на выкуп рабов (Исх.21:8)».
Иисус во время Тайной Вечери, через жест преломления хлеба отметил, что его смерть имеет значение для искупления всех.
Искуплены абсолютно все, а дальше есть возможность приходить и искать оправдания и прощения грехов. Искуплены - Выкуплены у сатаны. Имеет равные шансы на спасение (оправдание). если человек не оправдан то его участь в озере огненном после тысячелетнего царства. Если человек оправдан (решается на суде) то человек увидит второе пришествие и не убоится, и войдет в Небесный город воротами.
Исповедь.
И́споведь — в авраамических религиях (иудаизме, христианстве и в исламе) один из обрядов (в православии и католичестве — таинство) покаяния, заключающийся в признании в совершённом грехе. Для совершения исповеди обязательно раскаяние и намерение в дальнейшем не грешить.
Архиепископ Фессалоникийский Симеон о покаянии пишет следующее:
«Покаянием мы исправляем всё новые и новые грехи наши. Дар покаяния дан нам потому, что после крещения нет иного способа призвать нас ко спасению кроме подвигов <ко Христу> и слёз, кроме исповедания прегрешений и удаления от зла. К этому дару особенно приближается чин монахов, как постоянный залог покаяния». — Симеон Солунский |
Билет 15
Природа нравственности. Соотношение нравственности и морали. Различные точки зрения на соотношение нравственности и морали в истории этики.
Нравственность.
Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
Нравственность и мораль.
Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль и нравственность. Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида. При таком взгляде на мораль, она признается «протезом нравственности».
Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.
Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.
Билет 16
Социальная этика как часть нравственности, компоненты социальной этики.
Социальная этика.
Этика общественной жизни, учение об этических отношениях и обязанностях, обусловливаемых самой жизнью человека в обществе. Противостоит индивидуальной этике, выводящей основные нравственные законы из природы человека как нравственной личности.
«Социальная этика» — учение, посредством которого современные теологи пытаются приспособить «абсолютную», т. е. якобы не связанную с условиями места и времени, нравственность Христа к конкретным социальным условиям современного капитализма. В «Социальной этике» библейские догмы истолковываются применительно к существующим ныне формам собственности и государственно-правовых отношений.
Структура социальной этики.
Увы…
Билет 17
Социогуманизм: этика ненасилия, гуманные социальные практики, роль права в утверждении гуманных социальных практик.
Социогуманизм.
- совокупность норм поведения, которыми руководствуются отдельные индивиды, социальные группы и целые народы в их борьбе со злом ненасильственными средствами (высокоразвитое чувство любви к человеку, уважение к его достоинству, чувство справедливости и умение прощать, готовность к сотрудничеству и к компромиссам, отказ от насилия во всех его формах и проявлениях).
Толсто́вство — религиозно-этическое общественное течение в России конца XIX — начала XX вв. Возникло в период политической реакции 1880-х гг. под влиянием религиозно-философского учения Л. Н. Толстого. Основы толстовства изложены Толстым в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др. Последователи — толстовцы.
Главными принципами являются: непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности, опрощение.
Гуманизм.
Мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира.
Гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству.
Билет 18
Социоантигуманизм: вбсолютизация насильственных средств достижения политических, экономических и идеологических целей, антигуманные социальные практики, роль права в борьбе с ними.
Рассудить можно самому…
Антигуманизм.
Антигуманизм – это прежде всего ограничитель, препятствующий росту творчества выше уровня, считающегося в данной культуре, обществе обычным, естественным. Он выступает в форме содержания культуры, например, как запрет на инновации свыше определенных масштабов и типов, как провозглашение ценности, неприкосновенности определенных догм...
Билет 19
Категории и основные понятия социальной этики: социальная справедливость, социальная свобода, социальная ответственность, толерантность, принципиальность.
Социальная справедливость.
Основным звеном социальных отношений является мера социальной справедливости, производная от равенства возможностей людей для реализации своего потенциала.
При этом справедливость понимается как соответствие между ролью человека (социальной группы) в жизни общества и его социальным (общественным) положением; его правами и обязанностями; трудом и вознаграждением за труд; заслугами и общественным признанием. Оценка фактов общественной жизни – как справедливых, так и несправедливых – должна базироваться не только на сопоставлении потребностей и интересов людей со степенью удовлетворения их, но и на сопоставлении конкретной реальности с ее социальным идеалом, как правило, закрепленным в конституции государства. Чем ближе идеал к действительности, тем менее остры проблемы социальной справедливости.
Социальная свобода.
Существует ли такое понятие, как социальная свобода?
- Конечно, существует.
- Как бы ты описал его?
- Свобода от необходимости принадлежать толпе, - сказал Мастер.
- Энтони де Мелло «Одна минута глупости»
Социальная ответственность.
1)действия человека, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона.
2)концепция, согласно которой индивиды и группы людей должны активно заботиться о благосостоянии общества в целом.
Толерантность.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом:
Ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
Принципиальность.
Положительное нравственное качество, характеризующее личность и ее действия; означает верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении. Принципиальность сама по себе еще не является содержательной моральной характеристикой человека, ибо касается лишь формы его морального сознания (внутренняя убежденность) и способа поведения (последовательность), но не затрагивает их общественной направленности.
Билет 20
Антиподы социальной этики: социальная несправедливость, социальная несвобода, социальная нетерпимость, социальный паразитизм, социальный инфантилизм, беспринципность, неразборчивость в средствах достижения политических, экономических и идеологических целей.
Социальный паразитизм.
Социальный паразитизм – это систематическое безвозмездное присвоение индивидом (группой) общественных благ социально обусловле