Шаг 5. Регистрируем внесенные изменения в государственных органах по труду
После подписания сторонами проекта изменений его нужно в течение семи дней направить на регистрацию в соответствующий орган по труду. Это может быть орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (если это преду-смотрено региональным законодательством) (ч. первая ст. 50 ТК РФ).
Обязанность регистрации изменений, внесенных в коллективный договор, лежит на работодателе (его представителе) (ч. первая ст. 50 ТК РФ). Она носит уведомительный характер. Это означает, что изменения в документ вступают в силу не с момента их регистрации, а с даты подписания проекта или иной даты, которая определена сторонами (ч. вторая ст. 50 ТК РФ).
Орган по труду не может самостоятельно вносить или требовать от сторон внести какие-либо изменения в коллективный договор. Он только проводит анализ текста изменений, выявляет условия, противоречащие трудовому законодательству или ухудшающие положение работников, и сообщает об их наличии сторонам и в государственную инспекцию труда (ч. третья ст. 50 ТК РФ). Такие условия признаются недействительными и не подлежат применению (ч. третья ст. 50 ТК РФ). При этом стороны сами решают, будут ли они вносить в связи с этим изменения в проект или просто не откажутся от применения тех положений, которые расходятся с нормами действующего законодательства.
Несмотря на то что в законе отсутствуют нормы, которые прямо предусматривают ответственность работодателя за то, что он не направил изменения на регистрацию, проверяющие органы могут расценить это как нарушение трудового законодательства и привлечь организацию к административной ответственности. В этом случае на руководителя организации может быть наложен штраф от 1000 до 5000 рублей, на саму компанию – от 30 000 до 50 000 рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).
62. Действие коллективного договора и случаи его сохранения при изменении правового статуса организации.
Законодательство РБ допускает 5 форм реорганизации предприятия: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (ст. 53 Гражданского кодекса РБ). В результате реорганизации, как правило, образуются другие юридические лица, а права и обязанности организаций, прекративших свое существование, переходят к их правопреемникам. Правопреемство затрагивает ряд вопросов в зависимости от того, какая именно форма реорганизации имела место. Реорганизация организации (юридического лица), безусловно, влияет и на трудовые отношения с работниками, поскольку в большинстве случаев при реорганизации имеет место изменение стороны трудового договора, а именно нанимателя. Законодательство о труде предоставляет возможность работнику в случае реорганизации продолжать трудовую деятельность по занимаемой должности (профессии, специальности), обусловленной трудовым договором, т.е. сохранить трудовые отношения. Это гарантирует стабильность правового положения работника в условиях изменения правового статуса нанимателя (ст. 36 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Отметим, что работник вправе и отказаться от продолжения трудовых отношений с новым, т.е. возникшим в результате реорганизации, юридическим лицом. В этом случае трудовой договор с ним прекращается по основанию, предусмотренному п. 5 ст. 35 ТК.
Что же касается коллективного договора, то в случае реорганизации он сохраняет свое действие в течение срока, на который заключен, если стороны не приняли иного решения (часть третья ст. 367 ТК). На практике, как правило, коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, а затем пересматривается по инициативе одной из сторон.
При смене собственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в течение 3 месяцев.
в случае реорганизации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение срока, на который он заключен, если стороны не приняли иного решения (часть третья ст. 367 ТК). Следовательно, на случай реорганизации организации законодатель не предоставил права сторонам коллективного договора определять гарантии действия коллективного договора для правопреемника. Стороны коллективного договора – наниматель (юридическое лицо) и работники в лице их представительного органа. Меняется юридическое лицо – меняется и сторона коллективного договора, и определять судьбу коллективного договора будут работники с новым нанимателем.
63. Понятие, стороны и виды соглашения.
Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ч.1 ст.45 ТК).
Соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними (по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах)
Соглашения, предусматривающие финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов МСУ (являются сторонами соглашения).
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне (аналогично нижестоящие уровни).
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Иные соглашения (могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений).
Сторонами соглашения на отраслевом уровне являются собственники, объединения собственников или уполномоченные ими органы и профсоюзы или объединения профсоюзов либо иных представительных организаций трудящихся, которые имеют соответствующие полномочия, достаточные для ведения переговоров, заключения соглашения и реализации его норм на большинстве предприятий, входящих в сферу их действия. На практике сторонами соглашений на отраслевом уровне выступают министерства, ведомства, государственные комитеты, а при их отсутствии — другие объединения собственников по отраслевому принципу (ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны), и отраслевые профсоюзы или объединения профсоюзов либо других представительских организаций трудящихся, имеющие соответствующие полномочия. Соглашение на региональном уровне заключается между местными органами государственной власти или региональными объединениями предпринимателей, если они имеют соответствующие полномочия, и объединениями профсоюзов или иными уполномоченными трудовыми коллективами органами.
64. Характеристика Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийским объединением работодателей Правительством Российской Федерации на текущий календарный год.
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне, а также совместные действия сторон по их реализации.
С 1992 по 2013 год заключено 11 Генеральных соглашений.
В 2013 году очередное, 12-е Генеральное соглашение заключено на 2014–2016 годы и состоит из семи разделов: «Экономическая политика», «Заработная плата, доходы и уровень жизни населения», «Развитие рынка труда и содействие занятости населения», «Социальное страхование, социальная защита, развитие отраслей социальной сферы», «Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность», «Социально-экономические проблемы развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», «Развитие социального партнёрства и координация действий сторон соглашения».
Документ сформирован с учётом реализации социально-экономических задач на среднесрочную перспективу. Учтены основные приоритеты выхода на устойчивый экономический рост и действий Правительства Российской Федерации в социальной сфере.
Среди приоритетных целей соглашения стороны видят, в частности, создание условий, содействующих формированию структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно с точки зрения интересов всех субъектов экономики; обеспечение нового, более высокого уровня жизни граждан Российской Федерации, прежде всего за счёт кардинального повышения эффективности государственного управления и социальной ответственности всех субъектов экономики, внедрения принципов достойного труда на основе подходов Международной организации труда.
В Генеральном соглашении на 2014–2016 годы в области экономической политики предполагается рассмотреть вопросы создания системы стратегического управления на основе государственных программ Российской Федерации и долгосрочного прогнозирования, повышения эффективности государственного управления и бюджетных расходов, повышения конкурентоспособности отечественной экономики, сбалансированного развития промышленности и сектора услуг, в том числе высокотехнологичных, внедрения эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций, создания высокопроизводительных рабочих мест.
В области заработной платы предусмотрено проведение мониторинга повышения заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и от 28 декабря 2012 года №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; проведение консультаций по вопросам реализации части первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации по разработке согласованных предложений по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда в 2014–2016 годах.
В соглашение включён новый пункт о рассмотрении вопросов дифференциации и прозрачности заработной платы различных категорий работников, включая административно-управленческий персонал, в государственных корпорациях и предприятиях с преобладающим государственным участием, и содействии распространению практики раскрытия информации о заработной плате различных категорий работников в негосударственном секторе экономики.
В области социального страхования предполагается реализация мер, направленных на расширение охвата обязательным социальным страхованием различных категорий занятых граждан.
В области пенсионного обеспечения предусматривается проработать вопросы функционирования обязательного пенсионного страхования и иных видов обязательного социального страхования на базе единых принципов с использованием общей информационной основы; синхронизации обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования; стимулирования участия работников и работодателей в формировании пенсионных накоплений, в том числе на цели добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения; формирования механизмов, обеспечивающих гарантии сохранности пенсионных накоплений.
В сфере условий и охраны труда предусматривается проработка вопросов совершенствовании нормативной правовой базы в целях повышения эффективности систем оценки условий труда и улучшения здоровья работающих; оценки профессиональных рисков и управления ими; стимулирования работодателя на замещение рабочих мест с вредными условиями труда. Предусматривается также принятие новых норм и правил и внесение изменений в действующие нормы и правила в сфере охраны труда, их гармонизация с международными нормами, обеспечение внедрения системы специальной оценки условий труда.
В сфере регионального развития предполагается содействовать обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, провести анализ и содействовать реализации переданных субъектам Российской Федерации федеральных полномочий в социальной сфере, содействовать развитию социальной сферы регионов, повышению качества базовых социальных услуг, реализации социальных гарантий, содействовать обеспечению стабильного развития моногородов и монопрофильных населённых пунктов путём разработки и реализации комплексных инвестиционных планов, обеспечивающих диверсификацию экономики моногородов и (или) диверсификацию производства на градообразующих предприятиях.
В сфере социального партнёрства определены конкретные направления развития социального партнёрства на 2014–2016 годы, включая урегулирование коллективных трудовых споров; противодействие правонарушениям в сфере трудовых отношений; изучение сложившейся практики досудебного и внесудебного разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, в том числе деятельности специализированных учреждений по урегулированию коллективных трудовых споров, повышение эффективности и доступности действующих и развитие новых механизмов и форм их разрешения; обобщение и расширение практики создания при соответствующих трёхсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений постоянно действующих трудовых арбитражей для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.
65. Содержание и структура соглашения и классификация его условий.
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон (свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение).
В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам (оплаты труда; условий и охраны труда; режимов труда и отдыха; развития социального партнерства; иным вопросам, определенным сторонами).
Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров (заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, осуществляются сторонами до подготовки проекта бюджета на финансовый год).
Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией (имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущих переговоры по разработке проекта соглашения и его заключению, о начале переговоров) (работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны информировать выборный орган первичной профсоюзной организации).
Соглашение подписывается представителями сторон (вступает в силу со дня подписания либо со дня, установленного соглашением).
Срок действия определяется сторонами (не может превышать 3 лет) (стороны вправе один раз продлить действие соглашения на срок не более 3 лет).
Соглашение действует (в отношении работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение; не являющихся его членами, но уполномочившими его на это; органов государственной власти и органов МСУ в пределах взятых ими обязательств; работников, состоящих в ТрО с этими работодателями).
Если в отношении работников действует одновременно несколько соглашений (применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников).
Руководитель федерального органа по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда вправе после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в его заключении, присоединиться к нему (если они в течение 30 дней не представили мотивированный письменный отказ – соглашение считается распространенным на них; в случае отказа приглашается вместе с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации для проведения консультации).
Существенные условия. Какие условия относятся к существенным? Прежде всего, условие о предмете договора, то есть о чем стороны договариваются. Без согласования предмета договора не может быть заключен ни один договор. Поэтому условия о предмете являются существенным условием.
К существенным относятся те условия, которые признаны таковыми по закону, когда прямо в законе сказано, что для такого вида договора требуется согласовать такие условия. Это бывает редко: только для некоторых видов договоров в законе перечисляются условия, которые отнесены к существенным, но, тем не менее, мы сталкивается с ситуацией, когда говорится в законе, какие условия являются существенными. В частности, п.3 ст.455 ГК гласит, что условия договора купли-продажи о товаре считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Но обычно в законе не перечисляются условия, которые относятся к существенным условиям для данного вида договора. В этом случае, когда в законе не указано, какие условия относятся к существенным, то существенными признаются такие условия, которые необходимы для договора данного вида, то есть выражают природу этого договора, такие условия, без которых договор данного вида в принципе не может существовать. Например, если мы возьмем договор страхования. Страховой случай относится к существенным условиям? Конечно. Без перечисления тех обстоятельств, которые относятся к страховому случаю, невозможно представить условия договора страхования. Он страхуется от этих случаев, поэтому без перечисления этих случаев договор страхования не считается заключенным.
Обычные условия. Обычные условия — это те условия, которые предусмотрены правовыми актами, законными, подзаконными нормативными актами. Они не нуждаются в согласовании и включаются в содержание договора автоматически в момент заключения договора данного вида. Часто гражданско-правовой закон в диспозитивных нормах перечисляет обычные условия договора. Наиболее типичные условия договора. На протяжении многих веков участники гражданского оборота, как правило, заключали договор на таких условиях. Это обычные условия, и закон зафиксировал их в качестве обычных условий договора. Стороны могут изменить эти обычные условия. Но если они ничего не сказали об этом условии , значит они согласились с тем условием, которое закреплено в законе, с обычным условием.
Случайные условия. Случайное условие включается в содержание договора только по усмотрению сторон. Эти случайные условия либо дополняют обычные условия, то есть вводят такие условия, которых в законе не предусмотрено, либо изменяют эти обычные условия, которые зафиксированы в законе. Если случайное условие отсутствует в тексте договора, то это не влияет на действительность договора. Договор и без него считается заключенным. И тем самым случайное условие отличается от существенного, где в том случае, если не согласовано хотя бы одно из существенных условий, договор не считается заключенным. А если не согласовано какое-то случайное условие, без него договор может считаться заключенным. Тем самым случайное условие отличается от существенного.
66. Сроки действия соглашения, условия их продления; вступление соглашения в силу. Круг субъектов, на которых распространяется действие соглашения.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
67. Организационно-правовые особенности действия отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне и его возрастающее значение в современный период.
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
В связи с проведением административной реформы, внесением изменений в принципы организации органов власти изменено наименование федерального органа исполнительной власти, указанного в ч. 7 - 10 комментируемой статьи. Соответственно, федеральное отраслевое соглашение может быть распространено на работодателей, не участвовавших в его заключении, при условии их присоединения к этому соглашению с соблюдением определенной Кодексом процедуры. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе предложить таким работодателям присоединиться к соглашению, официально опубликовав соответствующее предложение.
Письма о присоединении к тому или иному отраслевому тарифному соглашению федерального уровня публикуются в Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации (БТиСЗ). (См., например, письма о присоединении к федеральным отраслевым соглашениям от 17 января 2005 г. N 13-МЗ; от 13 мая 2005 г. N 116-МЗ и др. // БТиСЗ. 2005. N 1. С. 177, N 4. С. 102, 103.)
§ 7. Статья 48 ТК предусматривает, что порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования соглашений о присоединении к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений.
Порядок опубликования иных соглашений должен быть установлен их сторонами.
68. Процедура присоединения работодателей, не участвовавших в заключении отраслевого соглашения на федеральном уровне присоединиться к нему. Правовые последствия их отказа от предложенного присоединения.
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
В порядок присоединения к федеральному отраслевому соглашению работодателя, не участвовавшего в его заключении, включено положение о том, что действиям соответствующего федерального органа исполнительной власти предшествует предложение (т.е. инициатива) сторон этого соглашения (см. ч. 7 той же статьи).
К письменному отказу работодателя присоединиться к федеральному отраслевому соглашению должен быть приложен протокол его консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (см. ч. 8 той же статьи).
6. Отказ работодателя окончательно не закрывает путь к возможности распространения на него и его работников действия федерального отраслевого соглашения.
В случае отказа работодателя присоединиться к федеральному отраслевому соглашению соответствующий федеральный орган исполнительной власти имеет право организовать консультации представителей этого работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации с представителями сторон соглашения. По приглашению этого федерального исполнительного органа все названные представители обязаны участвовать в консультациях (см. ч. 9 той же статьи).
69. Изменения и дополнения соглашения, сроки и порядок его регистрации. Правовые последствия выявления условий, ухудшающих положение работников.
Изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном ТК РФ для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением (ст.49 ТК).
Соглашение в течение 7 дней со дня подписания направляется на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ст.50 ТК).
Орган по труду при регистрации выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТрЗ и иными НПА, содержащими нормы ТрП, и сообщает об этом представителям сторон, а также в соответствующую государственную инспекцию труда (данные условия являются недействительными).
соглашение подлежат уведомительной регистрации в органах по труду. Соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются на регистрацию в Роструд, другие соглашения и коллективные договоры - в территориальные органы по труду (территориальные органы Роструда).
Порядок регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, установлен Приказом Роструда от 15.04.2005 N 240 "Об организации уведомительной регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства", который, в частности, предусматривает занесение соглашений в специальный журнал регистрации, присвоение соглашениям регистрационных номеров, выдачу сторонам соглашения уведомления о регистрации.
Законы субъектов РФ могут предусмотреть наделение органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений. Нельзя сказать, что все или большинство субъектов РФ воспользовались предоставленным правом, однако некоторые региональные законы о социальном партнерстве предусматривают осуществление уведомительной регистрации коллективных договоров органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие переданные государственные полномочия в сфере трудовых отношений (ст. 13 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 N 7 "О социальном партнерстве").
2. Регистрация имеет уведомительный характер, т.е. не порождает правовых последствий для сторон. Коллективный договор, соглашение вступают в действие с момента, определенного сторонами, факт регистрации не влияет на их юридическую силу.
3. Уведомительная регистрация проводится для реализации двух значимых на практике задач: получения информации о количестве и содержании заключенных коллективных договоров и соглашений и выявления положений коллективно-договорных актов, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством. Информация необходима органам исполнительной власти для выявления тенденций коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, учета опыта договорного регулирования при принятии законов и иных нормативных правовых актов о труде и, наконец, для определения потребности в государственном вмешательстве в сферу труда: необходимости регулирования тех или иных общественных отношений и уточнения характера такого регулирования.
4. Выявление условий коллективных договоров и соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, осуществляется органами по труду для оказания юридической помощи сторонам социального партнерства (такие положения могут быть включены в коллективно-договорные акты в силу неосведомленности сторон) и защиты трудовых прав работников. Выявив такие условия, орган по труду (территориальный орган Роструда) сообщает об этом представителям работодателей и работников, заключившим соответствующий коллективный договор, соглашение, для внесения необходимых изменений и в соответствующую государственную инспекцию труда для усиления контроля за соблюдением трудового законодательства. Инспекция труда может выдать предписание об устранении нарушения трудовых прав работников.
5. Услови