Объекты и субъекты профилактической деятельности и их классификация
Субъекты предупредительной деятельности – это те, кто должен осуществлять предупредительную деятельность. Что касается общего предупреждения преступности, то его субъекты – это практически все общество, все институты гражданского общества, государство в целом.
Задачи специального (специально-криминологического) предупреждения преступности решаются также множеством субъектов: государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными, различающимися по другим признакам. Круг этих субъектов определяется в законодательном порядке. К неспециализированным государственным субъектам относятся прежде всего Президент Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти. Они формируют законодательную и иную нормативно-правовую основу специального предупреждения, устанавливают компетенцию, права и обязанности других субъектов в этой деятельности, осуществляют ее финансовое, материально-техническое, кадровое и иное ресурсное обеспечение, планирование, контроль и иные функции властного (государственно-правового) управления в данной области, а также непосредственно проводят на различных уровнях целенаправленные мероприятия по предупреждению преступности. Следует отметить особую роль и значение для достижения целей специального предупреждения преступности деятельности многочисленных органов государственного контроля: Государственной налоговой службы, Антимонопольного комитета, Госстандарта, Госторгинспекции, Государственной инспекции по контролю за ценами, Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, органы санэпиднадзора, лесной и рыбной охраны и др.
Наряду с органами власти значительный вклад в дело специально-криминологического предупреждения преступности должна вносить местное самоуправление. Это достигается путем использования его полномочий по управлению муниципальной собственностью, утверждению и исполнению местного бюджета, решению иных вопросов местного значения, но прежде всего и главным образом – по осуществлению охраны общественного порядка.
К числу неспециализированных субъектов специального предупреждения относятся также различные общественные формирования: политические партии, движения, фонды, религиозные организации. Например, все активнее проявляют себя религиозные конфессии, представители которых занимаются воспитательно-профилактической работой с осужденными, проводят благотворительные акции в отношении нищих, лиц без определенного места жительства, других социально неустроенных групп населения. Казачьи формирования активно участвуют в охране общественного порядка, предупреждении преступлений на улицах, в общественных местах, в сфере быта.
Другую большую группу составляют специализированные субъекты социально-криминологического предупреждения преступности, общим для которых является предназначенность для борьбы с преступностью и другими правонарушениями (включая их предупреждение), которая является для них единственной либо профилирующей, основной (одной из основных) функций: Органы внутренних дел, Большим предупредительным потенциалом обладает патрульно-постовая служба (ППС), обеспечивающая общественный порядок на улицах, прокуратура, На прокуратуру возлагается координация деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью, включая ее предупреждение. Суды всей своей деятельностью так или иначе способствуют предупреждению преступности и других правонарушений.
Органы федеральной службы безопасности осуществляют мероприятия по предупреждению (профилактике, предотвращению, пресечению) шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и некоторых других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено к их ведению, а также деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, преследующих цель насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации.
На налоговую полицию возложена деятельность по предупреждению налоговых преступлений (ст. 198, 199 УК РФ и др.).
Органы таможенной службы проводят мероприятия по предупреждению контрабанды, фактов умышленного уклонения от уплаты таможенных платежей; незаконного экспорта товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения; невозвращения на территорию России предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, других уголовно наказуемых нарушений таможенного законодательства.
Органы Федеральной пограничной службы (и в первую очередь их оперативно-розыскные аппараты) предупреждают преступления, связанные с нарушениями режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Определенный вклад в дело предупреждения преступности вносят органы юстиции.
Наконец, субъектом предупредительной деятельности может быть отдельный человек. Многие люди активно участвуют в борьбе с преступностью на сугубо добровольных началах, не требуя никакой компенсации за свои труды просто потому, что считают это своим нравственным, гражданским долгом, и оказывают огромную помощь обществу, влияя на отдельных людей, склонных к совершению преступлений, помогая тем, кто попал в трудную ситуацию.
Требования, предъявляемые к мерам профилактики
Профилактика преступлений, осуществляемая органами внутренних дел представляет комплекс организационных, правовых, социальных и экономических мер, направленных на выявление, изучение, предупреждение и устранение причин совершения преступлений и условий, им способствующих, совершенствование деятельности органов внутренних дел в их профилактике, обеспечение взаимодействия подразделений, оказание реального влияния на криминогенную обстановку.
Основными задачами профилактики являются:
3.1. изучение, устранение либо предупреждение причин совершения преступлений и условий, им способствующих, в масштабах республики, отдельной административно-территориальной единицы, отрасли (сферы управления), организации, социальной группы, разработка и осуществление мер, направленных на устранение таких причин и условий (общая профилактика);
3.2. выявление лиц, от которых, судя по достоверно имеющейся информации и установленным фактам их противоправного антиобщественного поведения, можно ожидать совершения преступлений, принятие к таким лицам мер воспитательного и предупредительного воздействия;
3.3. установление лиц, замышляющих или подготавливающих преступления, и принятие к ним мер, направленных на недопущение совершения преступлений.
4. Основные методы деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений представляют совокупность направлений, способов, приемов, организации и осуществления мер профилактики преступлений, которые выражаются в:
4.1. участии в разработке, региональных, комплексных и отраслевых программ профилактики преступлений, установлении подчиненным органам заданий по их реализации и в пределах своей компетенции реализации таких программ;
4.2. осуществлении целевых мероприятий по профилактике преступлений и подготовке в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по профилактике преступлений;
4.3. сборе и изучении информации об обстоятельствах и причинах совершения преступлений и условиях, им способствующих, а также о лицах, совершивших преступления;
4.4. предоставлении в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел, по запросам заинтересованных органов информации о проводимых мероприятиях по профилактике преступлений;
4.5. оказании методической и иной помощи общественным объединениям, иным организациям и гражданам в работе по профилактике преступлений;
4.6. анализе состояния правопорядка на контролируемой территории в целях выявления криминогенных явлений и их влияния на совершение преступлений;
4.7. внесении представлений в компетентные органы об устранении причин и условий совершения преступлений;
4.8. обобщении опыта профилактической работы среди несовершеннолетних и молодежи;
4.9. пресечении антиобщественной (противоправной) деятельности и привлечении к ответственности лиц, виновных в организации и функционировании незарегистрированных объединений граждан, сект, деформирующих нравственные ценности личности и формирующих у граждан антиобщественное (противоправное) поведение;
4.10. выявлении лиц с антиобщественным (противоправным) поведением, нуждающихся в применении к ним мер профилактики, а также лиц, нуждающихся в медицинском профилактическом лечении;