Криминологическое прогнозирование (экстраполирование, метод
Экспертных оценок)
Криминологическое прогнозирование заключается в попытках выяснить, каково будет состояние преступности в будущее время. Различают два вида криминологического прогнозирования: прогнозирование преступности и прогнозирование индивидуального преступного поведения. Можно, конечно, прогнозировать состояние не только преступности в целом, но и ее отдельных видов: преступности в отдельных регионах, в отдельных отраслях промышленности, вообще в народном хозяйстве, преступности в отдельных социальных группах. Такие виды криминологического прогнозирования тоже очень важны и полезны.
На практике чаще всего используются два основных вида прогнозирования преступности: экстраполяция, т. е. проекция состояния преступности из прошлого и настоящего на будущее, и экспертный опрос специалистов о будущем преступности, ее динамики, структуре и др.
Рассмотрим пример экстраполяции преступности. Предположим, что в 2013 г. мы пробуем прогнозировать состояние преступности на 2014, 2015 и т. д. годы. Тот период, на который мы опираемся, называется анализируемым периодом, а тот, в рамках которого мы пытаемся определить будущее состояние преступности, – прогнозируемым. Здесь действует правило: чем длиннее (или глубже) анализируемый период и чем короче прогнозируемый период, тем точнее прогноз. Это и понятно, поскольку прогнозировать состояние преступности гораздо сложнее на десять лет, чем на ближайший год. Поэтому желательно ограничить прогноз рамками будущего года, но, конечно, может возникнуть задача прогнозирования преступности на длительный срок. Вообще прогнозирование преступности служит для того, чтобы наметить какие-то пути и способы борьбы с ней.
Прогнозирование должно осуществляться в целях борьбы с преступностью, ориентировать предупредительную деятельность, помочь рассчитать силы и средства, сосредоточить усилия на узловых проблемах. Если прогноз отрицательный, нужно принять меры, чтобы он не сбылся. Но если он положительный, необходимо стремиться к его обязательному осуществлению и закреплению успеха.
Как реально осуществить экспертный опрос? Обычно это делается так: экспертам, т. е. специалистам-криминологам, рассылается (раздается) некая анкета, содержащая вопросы о том, возрастет или уменьшится преступность (отдельные ее виды) в будущем, какой период займет и в силу каких причин произойдет та или иная динамика. Довольно часто опрос экспертов осуществляется во время научных конференций, семинаров, их просят письменно высказаться по данному вопросу. А потом ответы экспертов обобщают, чтобы составить общий прогноз. Конечно, полезно сопоставить прогноз преступности, полученный с помощью экстраполяции, с прогнозом, полученным с помощью экспертного вопроса.
Что касается о прогнозировании индивидуального преступного поведения. Основываются они, в частности, на изучение осужденных в местах лишения свободы и данных о конкретных личностях: что они представляют собой как личности, какие преступления совершили и почему, как ведут себя во время отбывания наказания.
Краткосрочные прогнозы составляются на один год, они наиболее точны, среднесрочные прогнозы – на срок до трех лет, долгосрочные – до пяти лет, сверхдолгосрочные – на срок свыше пяти лет. Сверхдолгосрочные точны менее других и сейчас составляются достаточно редко, хотя математически не представляют собой большой сложности. Для практических нужд борьбы с преступностью наиболее полезны первые три вида прогнозирования преступности, а именно: краткосрочные, сверхкраткосрочные и среднесрочные.
Криминологическое планирование. Его виды
1. Криминологическое планирование представляет собой разработку целей и задач в сфере борьбы с преступностью, направлений, путей и средств решения этих задач, их нормативного, информационного, организационного, методического, ресурсного обеспечения на определенный период.
2. Криминологическое планирование в целом должно рассматриваться как составная часть единой системы государственного планирования экономического и социального развития. Вместе с тем оно имеет различную степень интенсивности связей с планированием на общесоциальном уровне.
Во-первых, при разработке общих разделов планов экономического и социального развития вносятся предложения относительно использования планируемых мероприятий (например, по управлению миграцией, развитию культурного досуга и т. д.) для одновременного устранения, ослабления, ограничения криминогенных процессов и явлений (например, дается прогноз влияния планируемых мероприятий по новому строительству на обстановку и условия борьбы с преступностью в новостройках).
В качестве специального раздела плана экономического и социального развития включается раздел о профилактике правонарушении и преступлений.
Во-вторых, разрабатываются в республике, области, городе, районе детализированные комплексные межведомственные планы борьбы с преступностью и целевые программы по отдельным направлениям этой борьбы (например, по борьбе с преступностью несовершеннолетних, рецидивной преступностью).
В-третьих, криминологическое планирование реализуется и в разработке ведомственных планов правоохранительных органов применительно к их задачам и компетенции.
3. В криминологическом планировании необходимо использовать программно-целевой подход. Он включает детализацию задач по направлениям борьбы с преступностью и определение ожидаемых результатов по каждому направлению (“значительное снижение”, “некоторое снижение”, “стабилизация”, “ограничение роста” и т.д.); ресурсный расчет. При несоблюдении этих требований плановые документы превращаются в перечни мероприятий, результативность которых оценить трудно.
Для криминологического планирования необходимо иметь точную информацию относительно преступности и влияющих на нее процессов и явлений в динамике (в ретроспективе и прогнозе) и результативности мероприятий, осуществленных в предыдущих планах.
4. По срокам различается краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное криминологическое планирование. Первый вид рассчитан обычно на квартал, полугодие, год и ориентирован на решение текущих задач, вытекающих из существующей и прогнозируемой на ближайший период обстановки. Второй и третий виды, рассчитываемые соответственно на 3—5 и на 10—20 лет и исходящие из прогнозов на эти же периоды, ориентированы на определение перспективы борьбы с преступностью, постановку длящихся задач и определение путей и средств их решения. Среднесрочное и долгосрочное планирование реализует в сфере борьбы с преступностью принципиальное ленинское указание: “нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительный период и на серьезный успех”.
5. По содержанию, масштабам и целям различается комплексно-территориальное, комплексно-отраслевое, функционально-ведомственное криминологическое планирование. Первые два вида охватывают соответственно разработку комплексов задач и средств борьбы с преступностью на определенной территории, в определенной сфере социальной жизни, отрасли народного хозяйства. Третий вид включает разработку задач и средств участия в этой борьбе надлежащего ведомства, органа в соответствии с его функциональной характеристикой. Основными субъектами комплексного криминологического планирования являются органы исполнительской власти и правоохранительные органы.
Функционально-ведомственное криминологическое планирование осуществляют в пределах своих задач и компетенции органы внутренних дел, прокуратуры, суда, комиссии по делам несовершеннолетних и по борьбе с пьянством, другие органы, имеющие специализированные функции по борьбе с преступностью.
Все виды плановых документов должна пронизывать идея координации усилий в борьбе с преступностью, согласования и взаимного подкрепления планируемых мероприятий, предупреждения их дублирования, параллелизма, распыленности.
Плановые документы по вопросам борьбы с преступностью имеют определенную структуру, общую и особенную части. В общей части предусматриваются профилактические меры без специализации в зависимости от видов преступлений. В ней планируется воспитательная работа (в правовых университетах, правовое просвещение), проведение, профсоюзных, производственных активов, организационные мероприятия по созданию тех или иных профилактических подразделений и т. п. Во введении общей части плана целесообразно дать анализ выполнения мероприятий предыдущего цикла планирования и их результативности. Особенная часть строится по основным направлениям борьбы с преступностью, исходя из криминологической классификации преступлений и правонарушений с учетом специфики региона.
Необходимо следить за тем, чтобы вспомогательные мероприятия (совещания, исследования и т. п.) не заслоняли мероприятий, непосредственно направленных на устранение и нейтрализацию причин и условий преступности.
Нельзя включать в план описание текущих функций и обязанностей участников профилактики типа: “поставить на учет всех лиц, склонных к правонарушениям”. В план включаются обобщенные мероприятия по созданию оптимальных условий для профилактической работы, обеспечению ее результативности и контроля. По каждому мероприятию указываются сроки, объем, исполнители, даются ожидаемые результаты, ресурсные расчеты. План должен предусматривать известные допуски (резервы) по этим параметрам с учетом возможности непрогнозируемых изменений обстановки. Объем планируемых мероприятий указывается не абстрактно, а в сопоставлении с общими характеристиками существующей потребности (например, провести вечерние рейды в 5 молодежных общежитиях из 12 имеющихся в районе; вовлечь в спортивно-трудовые лагеря всех подучетных подростков района, не уезжающих на лето, и т.д.).
Очередной цикл комплексного криминологического планирования на год и более длительные периоды должен начинаться на уровне области примерно за 3—4 месяца до истечения срока действия имеющихся плановых документов; в городе, районе — за 2 месяца и в трудовом коллективе, микрорайоне — за 1—1,5 месяца с тем, чтобы обеспечить подведение итогов по предыдущему циклу, утверждение и доведение до исполнителей нового плана до истечения срока действия предыдущего. Для подготовки нового плана создается группа лиц, осуществляющих планирование ее подгруппы по уровням и по направлениям борьбы с преступностью. Разрабатывается и реализуется программа сбора и анализа информации, анализируются предложения, обстановка и ее изменения, формулируются задачи, составляется и обсуждается проект плана. После его корректировки он утверждается и передается исполнителям.
Каждый цикл криминологического планирования имеет этапы: подготовительный, информационно-аналитический, непосредственно-разработочный и заключительный. В ходе планирования намечаются и мероприятия по контролю и оценке исполнения плана.