Тема 19. Исчисление средней заработной платы

Инвариантный блок

Трудовой кодекс РФ об основных гарантиях по оплате труда работников.

Запрещение какой-либо дискриминации работника при установлении и изменении условий оплаты труда.

Принятие локальных нормативных актов по вопросам оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников.

Систематичность пересмотра минимального размера оплаты труда, его соотношение в прежние годы со ставкой первого разряда ЕТС, а в настоящее время – с прожиточным минимумом, а также с базовыми окладами (базовыми ставками) заработной платы в бюджетной сфере.

Порядок и варианты индексации заработной платы работников бюджетных и внебюджетных организаций.

Вариативный (профильный) блок

Ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы работников по распоряжению работодателя. Удержания из заработной платы на основании исполнительных документов.

Ограничение оплаты труда в натуральной форме.

Обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами.

Государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда.

Модуль 4. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА.

Тема 20. Общая характеристика международно-правового регулирования труда

Инвариантный блок

Понятие и значение международно-правового регулирования труда.

Принципы международно-правового регулирования труда.

Вариативный (профильный) блок

Международная Организация Труда (МОТ), её функции и задачи.

Конвенции и рекомендации МОТ о труде. Общая характеристика важнейших конвенций и рекомендаций МОТ о труде.

Соответствие содержания требуемым результатам обучения

Таблица 4.

№ п/п Результаты обучения Модуль 1 Модуль Модуль 3 Модуль
1. Знания:    
1.1.   1.2.     1.3.   1.4.   · сущность своей будущей профессии, ее историю, требования к квалификации; · предмет и метод трудового права, действующие нормы трудового права о сфере и пределах действия трудового законодательства, о социальном партнерстве, порядке ведения коллективных переговорах и заключении коллективных договоров и соглашений, об обеспечении занятости и трудоустройства, о порядке и условиях заключения, изменения и прекращения трудового договора, о рабочем времени и времени отдыха, о заработной плате, о дисциплине труда, о материальной ответственности сторон трудового договора, о порядке разрешения коллективных и индивидуальных трудовых спорах, о защите трудовых прав работников, надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства, а также об ответственности за его нарушение, об особенностях правового регулирования труда отдельных категорий работников; · ориентироваться в смежных с трудовым правом сферах правового регулирования; · практику применения трудового законодательства юрисдикционными органами. *   *     *   *   *   *     *   *   *   *     *   * *   *     *   *
2. Умения:    
2.1.   2.2.   2.3. 2.4. 2.5.   2.6.     · воспринимать, обобщать и анализировать информацию; · выражать свои мысли и мнение в межличностном и деловом общении; · находить организационно-управленческие решения; · осваивать профессиональные компетенции; · ориентироваться в системе трудового законодательства; · правильно применять нормы трудового права в процессе осуществления профессиональной деятельности. *   *   * * *     *   *   *   * * *     *   *   *   * * *     * *   *   * * *     *
3. Владение:    
3.1.   3.2.     3.3.   3.4. 3.5. 3.6. 3.7.   · навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке, навыками публичной и научной речи; · методами решения организационно-управленческих задач, навыками принятия решений и несения за них ответственности; · способностью к постановке целей и выбору путей их достижения; · методами саморазвития и повышения квалификации; · профессиональными компетенциями; · навыками работы с нормативной документацией; · навыками составления документации. *     *   *   * * * * *     *   *   * * * *   *     *   *   * * * * *     *   *   * * * *
4. Профессиональные компетенции:    
4.1. 4.1.1.     4.1.2.     4.1.3.     4.2. 4.2.1.   4.2.2.     4.2.3.   4.2.4.   4.2.5. общекультурными компетенциями (ОК): ОК-1 -осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания; ОК-3 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-4 -способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения; профессиональными компетенциями (ПК): ПК-1 - способен разрабатывать нормативные правовые акты; ПК-2 - способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; ПК-7 - способен квалифицированно толковать нормативные правовые акты; ПК-11 - способен квалифицированно проводить научные исследования в области права ПК-12 - способен преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне ПК-15 - способен толковать различные правовые акты;   * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Практические работы





Практические работы являются формой групповой аудиторной работы в малых группах.

Основная цель практических работ – это приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области трудового права. Практические работы рекомендуется проводить в основном по всем учебно-образовательным модулям. Содержание практических работ должно соответствовать профессиональной области знаний, по которой осуществляется обучение.

В таблице 5 представлен перечень лабораторных занятий, рекомендуемый для различных областей знаний, а также определены его основные цели, которые должны быть достигнуты.

Практические работы

Таблица 5.

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели практикума Примерный перечень практических работ или семинарских занятий Зачетные единицы/ Часы
1. Модуль 1.Общая часть Семинар № 1. Предмет, метод и система трудового права. Источники трудового права. Основные принципы трудового права. Вопросы к семинару: 1. Понятие труда и его роль в жизни общества. Общественная организация труда. Место трудового права в общей системе российского права. 2. Предмет трудового права, методы трудового права. Принципы регулирования трудовых отношений. 3. Отграничение трудового права от смежных отраслей, регулирующих отношения, связанные с трудом (административного, семейного, гражданского права и социального обеспечения). 4. Основные функции трудового права. 5. Источники трудового права. 6. Действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве, по кругу лиц.  
2. Семинар № 2. Субъекты трудового права. Трудовые правоотношения. Вопросы к семинару: 1. Правовой статус субъекта трудового права. 2. Граждане как субъекты трудового права. 3. Организации (работодатели) как субъекты трудового права. 4. Профессиональные союзы (профсоюзы) как субъекты трудового права. 5. Система правоотношений в сфере трудового права. 6. Содержание и особенности трудового правоотношения.  
3. Семинар № 3. Социальное партнерство. Коллективные договоры и соглашения. Вопросы к семинару: 1. Понятие и основные принципы социального партнерства в сфере труда. 2. Стороны социального партнерства. Правовой статус пред­ставителей работников и работодателей в социальном партнерстве. 3. Уровни и формы социального партнерства. 4. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений: их виды, состав и компетенция. 5. Значение участия органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. 6. Коллективные переговоры и порядок их ведения. 7. Условия создания единого представительного органа для ведения коллективных переговоров. 8. Понятие, содержание и структура коллективного договора. Порядок разработки его проекта. 9. Сроки заключения коллективного договора, сфера и условия его действия. 10. Понятие, содержание, структура и виды соглашения, поря­док разработки его проекта. 11. Сроки заключения соглашения и правила его действия. 12. Порядок разрешения разногласий в ходе переговоров по заключению коллективного договора, соглашения. 13. Регистрация коллективного договора, соглашения.  
4. Семинар № 4. Занятость и трудоустройство населения. Вопросы к семинару: 1. Общая характеристика законодательства о занятости насе­ления, его значение. 2. Понятие занятости, обеспечения занятости, понятие безработного. 3. Гарантии права граждан на труд. Их связь с правом на обес­печение занятости. 4. Массовое высвобождение работников, критерии и меры по его предотвращению. 5. Понятие трудоустройства, его формы и значение. 6. Правовой статус безработного. 7. Пособие по безработице, его размеры, порядок и сроки вы­платы. 8. Права и обязанности органов службы занятости. 9. Общественные работы, порядок их организации и направление на них. 10. Система подготовки и переквалификации безработных с помощью службы занятости.  
5. Модуль 2. Особенная часть Семинар № 5. Трудовой договор. Вопросы к семинару: 1. Свобода труда. Трудовой договор как одна из форм реализа­ции права свободно распоряжаться своими способностями к труду, 2. Понятие и значение трудового договора. Его отличие от смежных гражданско-правовых договоров, связанных с трудом (подряда, поручения, авторского и т. д.). 3. Стороны трудового договора. 4. Содержание трудового договора. 5. Порядок заключения трудового договора. 6. Виды трудовых договоров. Особенности отдельных видов трудовых договоров: для работников Крайнего Севера, руководите­ лей, совместителей, работников транспорта, педагогических работников, надомников. 7. Перевод на другую работу: понятие перевода и его отличие от перемещения. 10. Общая характеристика оснований прекращения трудового договора, их классификация. Отличие прекращения трудового договора от отстранения от работы. 11. Расторжение трудового договора по инициативе работника. 12. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. 13. Прекращение трудового договора по основаниям, не зависящим от воли сторон. 14. Гарантии от необоснованных увольнений. Дополнительные гарантии при увольнении для некоторых категорий работников. 15. Правовые последствия незаконного перевода и увольнения работников.  
6. Семинар № 6. Рабочее время. Вопросы к семинару: 1. Понятие рабочего времени и значение его правового регулирования. Особенности метода правового регулирования рабочего времени. 2. Виды рабочего времени. Нормальная и сокращенная продолжительность рабочего времени. Неполное рабочее время. Понятие и виды рабочей недели, рабочей смены, рабочего дня. Продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выход­ных дней. Работа в ночное время. 3. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени. 4. Правовое регулирование сверхурочной работы (понятие сверхурочных работ, случаи их допущения, порядок разрешения). 5. Режим и учет рабочего времени. Ненормированный рабочий день. Работа в режиме гибкого рабочего времени, сменная ра­бота. Суммированный учет рабочего времени, вахтовый метод организации труда, разделение рабочего дня на части.  
7. Семинар № 7. Время отдыха. Вопросы к семинару: 1. Понятие и виды времени отдыха. Взаимосвязь правового регулирования рабочего времени и времени отдыха. 2. Перерывы в работе (для отдыха и питания, специальные перерывы для обогревания и отдыха). 3. Ежедневный и еженедельный непрерывный отдых. Выходные и нерабочие праздничные дни. Исключительные случаи и порядок привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. 4. Право работника на ежегодный оплачиваемый отпуск и гарантии его реализации. Виды отпусков. 5. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска и основания их предоставления. Исчисление продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков. 6. Исчисления стажа работы, дающего право на отпуск. Порядок предоставления отпусков. Реализация права на отпуск при увольнении. 7. Отпуска без сохранения заработной платы. 8.Учебные отпуска работникам, совмещающим работу с обучением.  
8. Семинар № 8. Гарантии и компенсации. Вопросы к семинару: 1. Понятие гарантий и компенсаций по трудовому законодательству. Случаи предоставления гарантий и компенсаций. 2. Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки. 3. Гарантии при переезде на работу в другую местность. 4. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей. 5. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением. 6. Гарантии и компенсации, связанные с расторжением трудового договора работником. 7. Другие гарантии и компенсации работникам. 0,166/6
9. Семинар № 9. Дисциплина труда. Вопросы к семинару: 1. Понятие и значение дисциплины труда. 2. Методы обеспечения трудовой дисциплины. 3. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка Основные обязанности работников и администрации. 4. Меры поощрения за успехи в труде и порядок их применения. 5. Дисциплинарная ответственность работников. Дисциплинарный проступок. Дисциплинарная ответственность работников и руководителей. 6. Меры дисциплинарного взыскания. Порядок их наложения, обжалования и снятия.  
10. Семинар № 10. Материальная ответственность сторон трудового договора. Вопросы к семинару: 1. Понятие материальной ответственности сторон трудового договора по нормам трудового права. Ее отличие от гражданско-правовой ответственности. 2. Условия наступления материальной ответственности сторон трудового договора. 3. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. 4. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника. 5. Виды и пределы материальной ответственности работника. 6. Полная материальная ответственность работника. 7. Письменные договоры о полной материальной ответствен­ности работников. 8. Коллективная (бригадная) материальная ответственность за причинение имущественного ущерба. 9. Определение размера причиненного работодателю ущерба. 10. Порядок взыскания ущерба. 11. Возмещение затрат, связанных с обучением работника. 12. Возможность снижения размера ущерба, подлежащего взысканию с работника. 13. Материальная ответственность работодателя перед работником. 14. Возмещение морального вреда, причиненного работнику.  
11. Семинар № 11. Трудовые споры. Вопросы к семинару: 1. Понятие и юридическая природа трудовых споров. 2. Структура трудового спора. 3. Причины и условия трудовых споров. 4. Классификация трудовых споров: ·по характеру спора; ·по спорящему субъекту; ·по правоотношениям, из которых может возникнуть спор. 5. Принципы рассмотрения трудовых споров. 6. Система нормативных правовых актов, касающихся порядка разрешения трудовых споров. 7. Общая характеристика органов по разрешению трудовых споров, их система. 8. Подведомственность и подсудность трудовых споров. 9. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров: ·в комиссии по трудовым спорам (КТС); ·в суде. 10. Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам. 11. Понятие и виды коллективных трудовых споров. 12. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров: ·примирительной комиссией; ·с участием посредника; ·в трудовом арбитраже. 13. Забастовка. Реализация права на забастовку. 14. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.  
12. Семинар № 12. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Вопросы к семинару: 1. Критерии дифференциации правового регулирования труда отдельных категорий работников. 2. Особенности правового регулирования труда работников обусловленные субъективными критериями дифференциации правового регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до 18 лет. 3.1. Особенности правового регулирования труда работников обусловленные объективными факторами дифференциации правового регулирования труда: · руководителей организаций и членов коллегиального исполнительного органа организации; · лиц, работающих по совместительству; · лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; · работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев, и работников, занятых на сезонных работах; · надомников; · лиц, работающих у работодателей – физических лиц; · педагогических работников; · работников транспорта; · работников религиозных организаций; · государственных гражданских служащих и др.  
13. Модуль 3. Правовое регулированиезаработной платы Семинар №13. Основные понятия, применяемые в сфере оплаты труда ● Понятие заработной платы и методы ее правового регулирования. ● Установление заработной платы. ● Тарифная система и ее элементы. ● Системы и формы заработной платы.  
  Семинар №14. Установление условий оплаты труда ● Вопросы оплаты труда, содержащиеся в федеральном законодательстве. ● Роль отраслевых и региональных соглашений в установлении условий оплаты труда. ● Колдоговорное регулирование оплаты труда в организациях. ● Локальные нормативные акты об оплате труда. ● Решение вопроса об оплате труда при заключении работником трудового договора. ● Порядок изменения условий оплаты труда, определенных трудовым договором.  
14. Модуль 4. Международное регулирование труда Семинар №15. Общая характеристика международно-правового регулирования труда. ● . Понятие международно-правового регулирования труда, его субъекты. ● Источники международного трудового права и основные его трудовые права. ● Международно-правовое регулирование актами МОТ занятости, условии и охраны труда.  
  Всего часов:    

Практические занятия должны быть полностью обеспечены учебными и методическими пособиями и указаниями по каждой работе, необходимыми для учебного процесса. Перед проведением практических занятий студенты должны освоить требуемый теоретический материал и процедуры выполнения практических работ по предварительно полученным учебным и методическим материалам.

Примерная тематика тренингов

Перед проведением практических работ в рамках каждого Модуля студент должен успешно освоить процедуру их подготовки и выполнения по предварительно полученным учебным и методическим материалам (текущий контроль знаний).

Тренинги, деловые и ролевые игры являются формой индивидуально-группового и профессионально-ориентированного обучения на основе реальных или модельных ситуаций применительно к виду профессиональной деятельности обучающихся. Основная задача преподавателя – активизировать работу студентов на занятии. Группа делится на микро группы, в которой назначается модератор–руководитель деятельности каждого студента в соответствии с его профессиональной ролью.

Рекомендуется проведение тренингов, ролевых и деловых обучающихся игр по тематике учебно-образовательных модулей. Примерная тематика занятий с использованием форм активного обучения представлена в таблице 6.

Формы активного обучения

Таблица 6.

№ п/п Тема Применяемые активные формы обучения (ролевые игры, ситуационные задачи, задания)
1. Предмет, метод и система трудового права. Источники трудового права. Основные принципы трудового права. К родителям приехали на праздник пятеро их детей и за столом заспорили, на кого из них распространяется трудовое законодательство. Отец - механик электростанции, мать работает в совхозе надомницей по пошиву мешков, сын Александр — капитан речного корабля, дочь Мария работает продавцом в палатке своего мужа, дочь Екатерина - свободный художник, рисует и продает свои картины, сын Владимир военнослужащий, а сын Иван - член рыболовецкого колхоза, работает в нем рыбаком, а его жена -домохозяйка. На кого из перечисленных лиц распространяется трудовое законодательство? Инженер Игнатьев обратил внимание на то, что регулярно получает премиальные в меньшем размере, чем другие сотрудники, выполняющие аналогичную работу. Связав этот факт со своей активной деятельностью в качестве члена профсоюзного комитета, он обратился в суд. На нарушение каких принципов права может сослаться Игнатьев в своем заявлении в суд? Ответ аргументируйте. Выпускница театрального вуза Шмелева поступила на работу в Театр юного зрителя. При заключении трудового договора по предложению администрации театра в него было включено условие о том, что в течение 5 лет молодая артистка не выйдет замуж. Оцените правомерность включения в трудовой договор данного условия. Могут ли в трудовом договоре устанавливаться дополнительные (по сравнению с ТК РФ) условия труда? Является ли трудовой договор источником трудового права?
2. Субъекты трудового права. Трудовые правоотношения. На общем собрании работников акционерного общества ряд работников-активистов поставили вопрос о создании профессионального союза. В процессе обсуждения возник ряд вопросов, без четкого ответа на которые работники не могли прийти к единому решению. Так, не совсем ясно было, что такое профсоюз и чем он может и должен заниматься на производстве в современных условиях. Как профсоюз защищает права работников? Почему работнику выгодно состоять в профсоюзе? Подготовьте аргументированные ответы на вопросы работников. В связи с поступившими в профсоюзную организацию жалобами работников на серьезные нарушения охраны труда, угрожающие жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации приняли решение осуществить профсоюзный контроль за состоянием охраны труда через своих уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Работодатель всячески препятствовал проведению такой проверки, ссылаясь на то, что проверкой состояния охраны труда могут заниматься лишь органы федеральной инспекции труда. Законны ли действия работодателя? Каковы права профсоюзов в области охраны труда? Какие меры могут применять профсоюзные органы в организации в случае выявления нарушений норм по охране труда? На основании чего? Подготовьте развернутый ответ.
3. Занятость и трудоустройство населения. Инженер Вдовина была уволена с предприятия в связи с его ликвидацией. Она обратилась в центр занятости для регистрации её в качестве без­работной и подыскания подходящей работы. Ей предложили работу в ка­честве техника по её специальности. Она отказалась, считая, что место этой слишком удалено от ее местожительства (2 часа езды в один конец) и оплата значительно ниже прежней. Можно ли считать предложенную работу подходящей для Вдовиной? Какие документы ей надо представить для регистрации в качестве безработной? Какой будет размер ее пособия по безработице, когда и в течение какого срока она будет его получать? Каков порядок высвобождения работников при ликвидации предприятия и каковы их материальные гарантии?   Гражданка Ефимова, проработавшая в НИИ «Тяжмашбумтранс» более 20 лет в качестве бухгалтера-экономиста, была уволена по сокращению штатов. Обратившись в службу занятости, она получила предложение по­ступить на работу в фирму «Солнцедар», расположенную в том же районе города, на должность главного бухгалтера с окладом почти вдвое выше прежнего, но по срочному трудовому договору на год. Ефимова сочла предложенную работу неподходящей, так как прежний се трудовой договор был бессрочным. Можно ли считать подходящей предложенную Ефимовой работу?
4. Трудовой договор. 16-летний Михайлов подал заявление в ресторан "Москва" о приеме его на работу в качестве кухонного работника. Работодатель потребовал у него представления трудовой книжки, паспорта, характеристики с преды­дущего места работы и справок о состоянии здоровья, наличии жилплощади и семейном положении. Установив, что Михайлов не имеет трудовой книжки и характеристики, так как после окончания 8 классов долго болел и нигде не работал, и что он вместе с матерью проживает в качестве члена семьи нанимателя в доме, принадлежащем наймодателю на праве частной собственности, работодатель отказал ему в приеме на работу. Михайлов обратился с жалобой к районному прокурору. Какие документы предъявляются работником при поступлении на работу? Права ли работодатель?   При приеме на работу от Воробьевой и Орловой соответственно на должности экономиста и кассира работодатель потребовал следующие документы: 1) паспорт; 2) трудовую книжку; 3) диплом об окончании вуза; 4) справку о состоянии здоровья; 5) характеристику с прежнего места работы. Правомерно ли требование работодателя о предоставлении Воробьевой и Орловой всех перечисленных документов? При ответе сошлитесь на нормативные акты.   Работодатель заключил с Коневым трудовой договор с испытательным сроком 1 месяц и окладом 2000 рублей. По истечении 1 месяца работодатель продлил испытательный срок Коневу еще на 3 месяца. По исте­чении этого срока Конев был уволен с формулировкой «как не выдержавший испытательный срок». Прав ли работодатель?
5. Изменение трудового договора (перевод, изменение существенных условий трудового договора). Перемещение. Гражданин Митрофанов был принят в ЗАО «Автокомбинат №3» водителем пассажирского автобуса. За нарушение правил дорожного движения он в установленном порядке был лишен права управления транспортными средствами на шесть месяцев. Приказом по автокомбинату его перевели на этот срок на работу автослесарем, но Митрофанов приступить к новой работе отказался. Правомерен ли отказ Митрофанова? Является ли законным данный перевод на другую работу? Как разрешить сложившуюся проблему?   Водитель автокомбината Демин ввиду ремонта его автомашины был переведен на другую работу в качестве грузчика. Однако Демин отказался от данного перевода. За отказ работодатель уволил его за прогул по пп. «б» п.бст. 81ТКРФ. Демин обратился в суд с иском о восстановлении на прежней работе. Каков порядок перевода на другую работу в случае простоя? Какое решение должен вынести суд?
6. Основания прекращения трудового договора. Составьте перечень оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренных не в ст. 81, а в иных статьях ТК РФ.   Воспитательница детского сада Шикунова 14 мая обратилась к работодателю с заявлением об увольнении по собственному желанию. К моменту увольнения Шикунова была беременна. На пятый день после подачи заявления она обратилась к работодателю с просьбой возвратить ей заявление, так как изменила свое намерение расторгнуть трудовой договора. Однако работодатель отказал Шикуновой в возврате заявления и издал приказ об увольнении по истечении двух недель. Правомерны ли действия работодателя? Решите спор по существу.   После возникшей ссоры с одним из сотрудников института Скляров обратился к работодателю с просьбой освободить его от занимаемой должности по собственному желанию. В тот же день был издан приказ об увольнении Склярова по соглашению сторон (п. 1 ст. 77 ТК РФ). Через два дня после издания приказа Скляров потребовал свое заявление об увольне­нии обратно. Работодатель возражал. Кто прав? Решите данный спор. Учительница математики Подольской средней школы № 5 Сергеева была уволена с работы на основании пп. «б» п. 3 ст. 81 ТК РФ в связи с тем, что в одной из контрольных работ ее учеников она не заметила допу­щенных ошибок. Пропуск ошибок она объяснила сильной головной болью во время проверки контрольных работ. Сергеева обратилась в суд с иском о восстановлении на работе. Подлежит ли Сергеева восстановлению на прежней работе?
7. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников. Используя трудовое законодательство и законодательство об образовании, определите соотношение терминов «профессиональная подготовка», «переподготовка», «повышение квалификации» применительно к работникам.   Иванов заключил с работодателем ученический договор на обучение профессии слесарь. По данному договору Иванов должен был после обучения отработать у работодателя 2 года. Пройдя обучение, работодатель потребовал, чтобы Иванов отработал эти 2 года в одном из филиалов работодателя, расположенном в другой местности. Иванов отказался отрабатывать в филиале 2 года, тогда работодатель потребовал от Иванова возмещения его затрат на обучение вместе с упущенной выгодой и обратился в суд. Какое решение вынесет суд? Составьте проект ученического договора, использую фабулу.
8. Рабочее время. Павлова поступила на работу в швейное объединение в качестве кладовщика готовой продукции. В письменном трудовом договоре был установлен 7-часовой рабочий день. Через 2 года она обратилась к работодателю с просьбой установить для нее 4-часовой рабочий день, поскольку она вынуждена осуществлять уход за тяжело заболевшим отцом, проживающим с ней в одной квартире. Работодатель, ссылаясь на необходимость ее пребывания по условиям работы в течение 7-часового рабочего дня, отказал Павловой з ее просьбе, предложив уволиться по собственному желанию. Об установлении какой продолжительности рабочего дня просила работница? Каковы основания и порядок его установления? Законны ли действия работодателя?   В связи с необходимостью завершения укладки бетона при строительстве многоэтажного объекта старший производитель работ отдал распоряжение оставаться всем бетонщикам на работе до полной укладки привезенного бетона. В связи с этим указанные работники переработали на объ­екте сверх своей ежедневной нормы по 4 ч. Работники поинтересовались у прораба, как будет компенсирована такая переработка. Однако прораб ответил, что, поскольку бетон был доставлен с нарушением установленного времени его подвоза, а работники часть времени в течение рабочего дня не работали, никакой компенсации за дополнительные часы работы работни­кам не полагается. Имела ли место в данном случае сверхурочная работа? В чём её суть и какой порядок привлечения к сверхурочной работе?
9. Гарантии и компенсации. Приказом генерального директора производственного объединения экономист Смолин был переведен с его согласия на работу в филиал объединения, расположенный в другой местности. При переезде работодатель обеспечил за свой счет перевозку багажа Смолина, выплатил все причитающиеся при переезде суммы на него и его семью. Проработав 4 месяца, Смолин нашел себе другую работу в этой же местности и подал заявление об увольнении по собственному желанию. Удовлетворить работодатель отказался и потребовал вернуть все компенсационные выплаты, полученные работником ранее при переезде. С заявлением о взыскании этих сумм работодатель обратился в суд. Подлежат ли удовлетворению требования истца? В каких случаях работник обязан вернуть компенсационные суммы, полученные в связи с переездом в другую местность?   По приказу начальника управления бытового обслуживания населения старший бухгалтер Ларина в течение месяца замещала должность главного бухгалтера, который находился в отпуске, а бухгалтер-ревизор Малышева замещала старшего экономиста Миронову, отсутствующую на работе в связи со сдачей государственных экзаменов в институте. В каком порядке работодатель должен оплатить труд указанных работников при выполнении ими обязанностей отсутствующих работников?   Фролов был вызван в суд в качестве свидетеля. Однако работодатель отказался оплатить Фролову пропущенные по этой причине дни, сославшись на то, что эти дни Фролову должен оплатить суд. Разберитесь в данной ситуации.
10. Дисциплина труда. За добросовестное исполнение трудовых обязанностей приказом по организации работнице Белкиной была объявлена благодарность, и одновременно она была награждена ценным подарком. Возможно ли объявление одновременно двух видов поощрений?   За особые трудовые заслуги перед обществом и государством в связи с 300-летием Санкт-Петербурга и 45-летием непрерывно работы в НИИ «Точпроектмаш» директор института представил главного инженера проекта Громова к государственной награде - ордену «За заслуги перед Отечеством» 3 степени. Правомерно ли такое представление? Кто в РФ награждает орденами и медалями, и кто может быть награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»?   За образцовое выполнение служебных обязанностей, инициативу, находчивость, самоотверженность и мужество, проявленные при ликвидации угрозы аварийной ситуации, весь личный состав 1-го взвода горноспаса­тельного подразделения г. Владивостока был награжден почетной грамотой начальника управления горного надзора и военизированных горноспасательных частей при Министерстве строительства РФ. Правомерно ли применение конкретного вида поощрений для всего коллектива? Какие наступают последствия для конкретного работника? Правилами внутреннего трудового распорядка ООО «Персона» для работников за нарушение трудовой дисциплины предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выго­вор, лишение премии на 100 %, перенесение отпуска на зимний период времени, перевод на нижеоплачиваемую работу, штраф, увольнение. Дайте оценку законности данных положений.
11. Трудовые споры и порядок их разрешения. Правительство Приморского края своим распоряжением уволило мэра города Владивостока Сергеева с работы по п. 10 ст. 81 ТК РФ. Сергеев обратился в суд с иском о восстановлении на работе, о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и о возмещении морального вреда. Подведомствен ли данный иск суду? Как определить подсудность данного дела? Доцент Ветров был уволен из института по пп. «б» п. 3 ст. 81 ТК РФ. Приказ об увольнении б

Наши рекомендации