Квартиры и доли в праве собственности на квартиры
Сразу обратим внимание: именно доли в праве собственности на квартиры, а не комнаты. Поскольку места общего пользования находятся в собственности и в пользовании всех участников собственности на квартиру, то и в наследство перейдет не только комната, которую занимал наследодатель, но и какая-то часть (соответствующая его доле собственности) кухни, ванной комнаты, прихожей и т. д.
Для получения свидетельства о праве на наследство необходимо собрать и представить нотариусу целый ряд справок и документов. В первую очередь – правоустанавливающий документ, то есть документ, подтверждающий право собственности умершего наследодателя на квартиру (долю квартиры).
Это могут быть:
– договор передачи квартиры в собственность (договор приватизации);
– договоры купли-продажи, дарения, мены;
– договор долевого участия в строительстве;
– брачный договор;
– свидетельство о праве на наследство по закону или по завещанию;
– решение суда и др.
Все эти документы должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.
Например, в Санкт-Петербурге такие документы регистрировались: до 1994–1995 года – в Проектно-инвентаризационном бюро или Бюро технической инвентаризации; в 1995–1996 годах – в Жилищном Комитете мэрии Санкт-Петербурга, далее – в Городском бюро регистрации прав на недвижимость, ныне – в Управлении Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. То есть на всех правоустанавливающих документах (договорах, свидетельствах и т. д.) должны иметься штампы о регистрации, проставленные указанными регистрирующими органами, а к договорам, зарегистрированным в Городском бюро регистрации прав на недвижимость и в Управлении Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу, выданы, кроме того, свидетельства о регистрации права.
Исключением являются договоры приватизации, заключенные до 1994 года. Регистрационной службой и нотариусами Санкт-Петербурга было принято решение считать надлежащей регистрацией таких договоров и регистрацию в органах исполнительной власти - (в конце такого договора имеется запись: «настоящий договор зарегистрирован в книге учета и регистрации договоров Агентства приватизации района Санкт-Петербурга»). К таким договорам дополнительно следует получить справку в районном Агентстве приватизации, подтверждающую заключение договора, а также сообщающую о том, что дубликат этого договора не выдавался.
Подробнее следует остановиться на правоустанавливающих документах на квартиры в домах ЖСК. Право собственности на квартиры ЖСК возникает в связи с полной выплатой членом ЖСК пая, в отличие от права собственности на все другие квартиры, независимо от основания их приобретения.
На все другие квартиры, кроме ЖСК, право собственности возникает с момента его государственной регистрации. То есть если наследодатель купил квартиру, а договор купли-продажи не зарегистрировал в установленном порядке (как в примере – до 1994–1995 годов – в ПИБе, в 1994–1995 – в Жилищном комитете, далее – в ГБР и ГУ ФРС), то и права собственности у него не возникло. Наследовать нечего, так как эта квартира умершему считается не принадлежащей, числится за прежним владельцем. В таком случае необходимо обращаться в суд для возможного включения квартиры в наследственную массу или для признания ее за собой, как наследником права собственности на вышеуказанную квартиру и т, д.
Возникновение же права собственности на квартиры ЖСК, в силу закона, и это подтверждено судебной практикой, не связано с регистрацией. Оно возникает в момент выплаты пая.
В большинстве случаев граждане, члены ЖСК, полностью выплатившие паевой взнос за квартиру, зарегистрировали свое право собственности в установленном порядке (предварительно получив в ЖСК справку о том, что они являются членами ЖСК с такого-то года, и о том, что они полностью выплатили свой паевой взнос) – в ПИБе, Жилкомитете, ГБР, ГУ ФРС.
Но в некоторых нередко встречающихся сегодня ситуациях у членов ЖСК такого документа нет. Даже если и была ими получена справка о полной выплате пая, то она нигде не зарегистрирована. Это не умаляет право собственности наследодателя на такую квартиру, просто требует особого подхода к оформлению документов.
Если член ЖСК умер, не зарегистрировав свое право в вышеперечисленных организациях, необходимо получить, в ЖСК следующие документы:
1) справку о членстве умершего в ЖСК и полной выплате им пая;
2) копию ордера на право вселения в квартиру (желательно ксерокопию, а не исполненную от руки, поскольку при написании копии вручную люди зачастую пропускают какие-либо цифры, слова, которые, по их мнению, не существенны, либо пропускают их по невнимательности), заверенную председателем ЖСК своей подписью и печатью ЖСК, с указанием даты изготовления копии; выписку из архивного протокола общего собрания членов ЖСК о принятии наследодателя в члены ЖСК (опять-таки, заверенную председателем ЖСК своей подписью и печатью ЖСК, с указанием даты выдачи этой выписки).
Это минимальный перечень необходимых справок. Для каждого конкретного наследственного дела нотариус может потребовать дополнительные сведения. Каждый случай с оформлением права наследования на подобную квартиру очень индивидуален. Документы, представить которые попросили соседа, совсем необязательно подойдут и в другом случае. Много сложностей бывает с тем, что архивы ЖСК не сохранились, выдать выписку из протокола собрания невозможно. Часто в справке ЖСК в качестве члена ЖСК указан один человек, а ордер на эту квартиру был выдан другому, например, при обмене, при выбытии из членов ЖСК и в других случаях. Не думайте, что все эти мелочи не имеют большого значения, что нотариус излишне придирчив. Все, даже самое несущественное на наш взгляд, может иметь очень далеко идущие неприятные последствия. Оформить наследственные права на такие квартиры бывает не только очень сложно, но и невозможно, тогда нотариус отказывает наследникам в выдаче свидетельства, и им приходится обращаться за решением вопроса в суд.
Далее, для подтверждения прав на квартиру необходимо получить две справки из Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – выписку из Единого государственного реестра прав и справку о содержании правоустанавливающих документов.
Выписка из ЕГРПподтверждает наличие в реестре записи о собственности умершего наследодателя, а также дает очень важную информацию о наличии или отсутствии арестов, запрещений, обременении, судебных споров в отношении наследуемой квартиры. При наличии судебного спора, наложенного ареста нотариус не вправе выдавать свидетельство о праве на наследство. Во-первых, никому неизвестен результат судебного спора, вдруг своим решением суд признает, что квартира, которую гражданин желает получить в наследство, принадлежит совершенно другому лицу. Во-вторых, закон прямо предписывает нотариусу приостановить совершение нотариального действия до разрешения дела судом.
Выписка из ЕГРП согласно действующему законодательству выдается любому лицу по требованию. Но для получения справки о содержании правоустанавливающих документовнеобходимо представить документы, что гражданин является наследником, так что нужно брать с собой либо документы, подтверждающие родственные отношения, либо завещание с отметкой, свидетельство о смерти наследодателя.
Следующий документ, который требуется при оформлении наследства на квартиру, – технический паспорт на квартиру, полученный в районном Проектно-инвентаризационном бюро. Технический паспорт дает сведения о таких характеристиках объекта недвижимости, как площадь, этажность, другие параметры, которые обязательно должны быть указаны нотариусом в выданном свидетельстве о праве на наследство, для полной характеристики наследственного имущества. Кроме того, в техническом паспорте указывается и инвентаризационная оценка квартиры наследодателя, которую, в силу закона, можно предоставить нотариусу для определения стоимости наследственного имущества.
Обращаем внимание на то, что стоимость квартиры в техническом паспорте должна быть определена именно на день смерти наследодателя, как того требует статья 333.25 Налогового кодекса РФ. Поэтому если имеется на руках паспорт на квартиру, но с оценкой на другую дату, он не может быть принят нотариусом в наследственное дело, придется получать технический паспорт заново, либо необходимо предоставить другой документ, подтверждающий стоимость имущества на день смерти наследодателя. Проектно-инвентаризационные бюро выдают такие технические паспорта обратившимся наследникам при предъявлении запроса от нотариуса.
Если наследодатель получил квартиру по наследству либо по дарению, то необходимо также представить нотариусу справку из налоговых органов об уплате налогов за имущество, полученное по наследству или по дарению.
Гаражи
На сегодняшний день у наследников полноценные документы, подтверждающие принадлежность наследодателю гаража, встречаются не так уж часто. Просто замечательно, если у умершего были такие документы на гараж, как договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство и выданное на их основании районным проектно-инвентаризационным бюро Удостоверение об учете гаража. Еще реже встречается свидетельство о регистрации права собственности умершего на гараж, выданное Управлением Федеральной регистрационной службой.
В большинстве случаев наследодатель не имел никаких документов на гараж, кроме справки из районного отделения Российского общества автомобилистов. Поэтому рассмотрим этот наиболее распространенный случай. Наследникам для оформления их прав на такие гаражи необходимо собрать все документы, какие смогут выдать в органах управления гаража. Затем следует обратиться в районное Проектно-инвентаризационное бюро, которое подтвердит сведения об учете такого гаража, даст техническую характеристику и укажет инвентаризационную оценку.
Если наследуемый гараж находится не в так называемой коллективной автостоянке, а в гаражно-строительном кооперативе, то справку о принадлежности гаража необходимо получить в правлении ГСК. В ней должно быть указано, что умерший был членом этого ГСК с такого-то года, должны стоять дата полной выплаты им пая, сумма выплаты.
Всё, что было перечислено (договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, удостоверение об учете гаража, справка об учете гаража, справка ГСК и др.), – это и есть документы, подтверждающие право собственности наследодателя на гараж.
Транспортные средства
К транспортным средствам (ТС) можно отнести не только автомобили, прицепы, мотоциклы и мопеды. Сегодня у граждан в собственности могут быть и трактора, рефрижераторы, контейнеровозы, автобусы, микроавтобусы, самосвалы, трейлеры и грейдеры, комбайны, а также самолеты, вертолеты, яхты, катера, водные мотоциклы и многое другое. Проще всего – с автомобилями, мотоциклами, автобусами и т. п., которые зарегистрированы в ГИБДД. Право собственности на них подтверждается следующими документами: паспортом транспортных средства и свидетельством о регистрации транспортного средства. Если документы на транспортное средство утрачены, то нотариус сделает запрос в органы ГИБДД и получит в наследственное дело выписку из лицевой карточки автовладельца, содержащую все необходимые сведения о владельце (Ф. И. О., адрес, дата рождения и т. д.) и о ТС (марка, год выпуска, номера всех узлов и агрегатов, данные о ПТС и о свидетельстве о регистрации ТС).
Сложнее с другими транспортными средствами, не состоящими на учете в органах ГИБДД. Но в любом случае эти средства состоят на каком-то учете (в Ростехнадзоре, в реестре судов и т. д.), на них имеются какие-то документы (судовой билет, например). Где зарегистрировано и состоит, на учете транспортное средство, там и возможно получить подтверждение, что это транспортное средство действительно учтено за наследодателем, что оно внесено в реестр, что не заложено, не арестовано.
Земельные участки
Для оформления своих прав наследникам необходимо представить нотариусу документ, бесспорно подтверждающий принадлежность умершему земельного участка, то есть свидетельство о праве собственности на землю либо свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения. Свидетельство должно отвечать всем требованиям законодательства, в частности, требованиям статьи 45 Основ законодательства о нотариате (в нем не должно быть не оговоренных в соответствии с правилами каких-либо приписок, исправлений, зачеркнутых слов, не допускаются никакие подчистки, записи карандашом). В свидетельстве должен быть указан наследодатель как собственник участка, дан точный адрес участка, указаны орган, выдавший это свидетельство, и основание его выдачи.
В качестве правоустанавливающего документа на земельный участок может быть также представлено свидетельство о государственной регистрации права,выданное Управлением Федеральной регистрационной службы. Ранее такие документы могли быть выданы Регистрационной палатой, Городским бюро регистрации прав на недвижимость и др. Также необходимо нотариусу предоставить документы, на основании которых выдавались такие свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о праве на наследство, договора купли-продажи, дарения, мены, решения суда, договора о разделе наследственного имущества, брачного контракта и др.
Следующий документ, который необходимо представить в наследственное дело, – кадастровыйплан земельного участка. Обратите внимание, что в кадастровом плане также должен быть указан наследодатель в качестве собственника земельного участка, должны содержаться сведения о правах наследодателя, об обременениях земельного участка, о стоимости участка на день смерти наследодателя. Также в плане указывается принадлежность участка к определенной категории земель, целевое использование участка. Такой план выдается территориальными подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области кадастра объектов недвижимости. Управлением Рос недвижимости.
Далее, заказывают и получают в Управлении Федеральной регистрационной службы либо выписку из Единого государственного реестра прав,при наличии ранее зарегистрированного права наследодателя, либо сообщение об отказе в предоставлении такой выписки из ЕГРП. Такой отказ совсем не страшен для наследников, он лишь подтверждает то, что хотя права самого наследодателя на земельный участок и не были зарегистрированы им при жизни, но и ничьи чужие права на этот участок также не зарегистрированы. Хуже, если бы наследник получил выписку из ЕГРП,подтверждающую права совсем неизвестного собственника на этот земельный участок.
В основном, это все документы, которые приносят в наследственное дело для оформления свидетельства о праве на наследство на земельный участок. В ряде случаев нотариус может также попросить представить справку о нормативной цене земли, справку из налоговых органов об отсутствии задолженности по налогам на землю и другие документы.
Садовые дома
Документы, которые должны быть у тех, кто оформляет наследство на садовые дома. Первый документ – справка из Правления садоводческого товарищества о том, что умерший был членом этого садоводства, с указанием даты вступления в садоводческое товарищество, с описанием участка и построек на нем, с подтверждением отсутствия задолженностей по членским и целевым взносам и т. д.
Следующий документ – справка из органов инвентаризации с описанием садового домика (его адрес, площадь, этажность, технические характеристики и т. д.).
Далее получают документ из Федеральной регистрационной службы (– сообщение об отказе в предоставлении информации о доме, либо гораздо реже – выписку из ЕГРП).
Также в ряде случаев нотариусу могут понадобиться и другие справки и документы. Все наследственные дела имеют свои индивидуальные особенности.
Есть небольшие особенности при оформлении прав на наследство на дачные дома. Дачный дом – это не просто дом, который лично кто-то конкретно используете в качестве дачи. Именно термин «дачный дом» используется законодательством для домов в дачно-строительных кооперативах (ДСК). Право собственности на эти дома, так же как и право собственности на кооперативные квартиры, возникает с момента полной выплаты членом ДСК пая и никак не связано с отдельным фактом регистрации права собственности. Так что процесс оформления наследственных прав на дачный дом хоть и очень похож на такой же процесс в отношении садового дома, но все же будет несколько отличаться.
Правоустанавливающим документом на дачный дом будет являться справка дачно-строителъного кооператива. В этой справке должны быть указаны сведении о членстве умершего в ДСК, дата его вступления в кооператив, сумма пая, должен быть подтвержден факт полной выплаты пая. Также необходимо предоставить архивную выписку из протокола собрания ДСК о создании кооператива, о принятии наследодателя в члены ДСК.
Жилые дома
Это дома, пригодные для постоянного проживания, в которых возможна регистрация по месту жительства. В числе технических характеристик жилого дома, в отличие от садового дома, присутствует жилая площадь. Жилые дома имеют адрес, расположены они в черте населенных пунктов (городов, поселков, селений и т. д.), к числу которых садоводческие товарищества не относятся. Жилые дома являются объектами недвижимости, право собственности на них подлежит государственной регистрации в территориальных подразделениях Федеральной регистрационной службы.
В большинстве случаев права наследодателя на жилой дом, в отличие от прав на садовый дом, были зарегистрированы им при жизни. Жилой дом собственник мог приобрести по договорам купли-продажи, дарения, мены, мог получить дом в порядке наследования по закону или по завещанию. В таком случае договор или свидетельство о праве на наследство подлежали государственной регистрации.
До создания регистрирующих органов (Регистрационной палаты, а позднее – Федеральной регистрационной службы), до введения в действие Закона о государственной регистрации вышеуказанные договоры в соответствии со статьей 239 ГК 1964 года подлежали обязательной регистрации в исполнительных комитетах сельских советов. При этом следует иметь в виду, что отсутствие такой регистрации делает договор недействительным (ст. 239, 255, 256, 257 ГК 1964 года). Поэтому, если на договорах купли-продажи, мены или дарения нет записи об их регистрации, то они не могут быть приняты нотариусом в качестве правоустанавливающих документов, так как не подтверждают право собственности наследодателя, не соответствуют требованиям действовавшего законодательства. Невозможно также зарегистрировать право собственности наследодателя после его смерти. В таком случае нотариус должен будет отказать наследникам в выдаче свидетельства о праве на наследство, а наследникам придется обращаться в суд.
Таким образом, в качестве правоустанавливающего документа на жилой дом в наследственное дело могут быть представлены:
– договоры купли-продажи, дарения, мены;
– свидетельство о праве на наследство по закону или по завещанию;
– решение суда;
– брачный договор;
– договор о разделе наследственного имущества или имущества супругов;
– свидетельство о праве собственности (в том числе и пережившего супруга) и т. д.
Все эти документы должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке, либо в сельском совете, либо в органах технической инвентаризации (до введения Единого государственного реестра прав), либо в специальных регистрирующих органах (Регистрационной палате, Федеральной регистрационной службе). В последнем случае наряду с правоустанавливающим документом представляется нотариусу свидетельство о государственной регистрации права, выданное Регистрационной палатой или Федеральной регистрационной службой.
В редких случаях в качестве документа, подтверждающего право собственности наследодателя на жилой дом, нотариус может принять в наследственное дело справку из Администрации сельского (поселкового) поселения о принадлежности наследодателю жилого дома с выпиской из хозяйственной книги, с указанием лицевого счета и другими необходимыми сведениями.
Далее обращаются в органы технической инвентаризации по месту нахождения жилого дома для получения технического паспорта на дом и справки с указанием технических характеристик (адрес, общая и жилая площадь, этажность и т. д.) и инвентаризационной стоимости жилого дома. Все технические характеристики важны как для описания (идентификации) наследуемого дома, так и для последующей регистрации права собственности на него. Такие сведения, как точный адрес, этажность, площадь, вносятся в единый государственный реестр прав, а соответственно, и в выдаваемое свидетельство о государственной регистрации права. Кроме того, нотариус вправе попросить представить и другие справки и документы. Например – при расхождении размера площади дома в правоустанавливающем документе и в данных инвентаризационной службы, при присвоении дому нового адреса, при новом административном делении области или района, при переименовании населенного пункта и т. д.
Акции
Документом, подтверждающим, что наследодатель владел какими-либо акциями, является выписка из реестра акционеров. Такие выписки выдаются держателями реестров акционеров по запросам нотариусов. При подаче заявления в наследственное дело о принятии наследства или с просьбой выдать свидетельство о праве на наследство перечисляется наследственное имущество, принадлежащее наследодателю. Нотариус составляет запрос, который либо отправляет сам, либо лично наследник относит его или отсылает по почте в организацию, которая ведет реестр акционеров. Нотариус просит держателя реестра подтвердить, что наследодатель являлся акционером, просит сообщить количество принадлежащих ему акций, их номинальную стоимость и т. д. В наследственное дело на основании этого запроса поступает выписка из реестра акционеров с вышеперечисленными сведениями, а также с указанием других необходимых данных: номер выпуска, тип акций, государственный регистрационный номер и др.