Тема 4. Проблемы правового режима объектов гражданских прав. Теория юридических фактов и теория сделок.
Объект гражданского права (в объективном смысле) - это то, по поводу чего возникают гражданские правоотношения и, соответственно, субъективные гражданские права и обязанности.
Объектами гражданских прав является то, на что направлены права и обязанности субъектов гражданских правоотношений. Комментируемая статья содержит перечень таких объектов: 1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; 2) работы и услуги; 3) информация; 4) результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них (интеллектуальная собственность); 5) нематериальные блага.
В связи с тем, что понятие "имущество" является собирательным, необходимо правильно определять его содержание применительно к конкретным правоотношениям.
Под имуществом может пониматься вещь или совокупность вещей. Так, в ст. ст. 301 - 303, 305, предусматривающих способы защиты права собственности и иных вещных прав, имущество, которое может быть истребовано из чужого незаконного владения, рассматривается как вещь или определенное количество вещей, выбывших из владения собственника либо лица, имеющего на них право пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения или оперативного управления и т.п. права.
В содержание понятия "имущество" помимо вещей могут включаться также и имущественные права. Так, в п. 3 ст. 63 под имуществом ликвидируемого юридического лица, продаваемым с публичных торгов, понимаются и вещи, и имущественные права. Аналогичный смысл имеет термин "имущество", когда речь идет об ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
Под имуществом в широком смысле понимается совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей, в том числе и исключительных прав.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 132 ГК в имущество предприятия, которое может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, входят предназначенные для его деятельности земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права. Несколько уже трактуется имущество наследственным правом. В наследуемое имущество входят вещи, а также имущественные права и обязанности наследодателя, за исключением тех, которые неразрывно связаны с его личностью (право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью наследодателя, на получение алиментов, обязанности по авторскому договору заказа на создание произведения науки, литературы и искусства, а также другие подобные права и обязанности).
Следует также иметь в виду, что под деньгами (денежными средствами) в одних случаях подразумеваются вещи, когда речь идет о расчетах наличными деньгами, в других - имущественные права, когда говорится о денежных средствах, находящихся на банковских счетах клиента, и операциях с ними.
Вещи - это предметы материального внешнего мира, находящиеся в твердом, жидком, газообразном или ином физическом состоянии. С этой точки зрения электрическая и тепловая энергия рассматриваются ГК в качестве вещей (см. ст. ст. 539 - 548). Главным назначением вещей является удовлетворение потребностей субъектов гражданских прав.
В зависимости от вида гражданское законодательство определяет правовой режим различных вещей - допустимые способы приобретения прав на них, объем и содержание этих прав, а также обязательственных прав и обязанностей, пределы их осуществления и т.д.
В гл. 6 ГК указаны основные виды вещей (см. коммент. к ст. ст. 129 - 137). Помимо них ГК различает и другие их виды:
1) индивидуально-определенные вещи и вещи, определенные родовыми признаками (родовые вещи). Первые обладают такими признаками, по которым их можно отличить от других таких же вещей. Вторые характеризуются числом, весом, иными единицами измерения, т.е. представляют собой известное количество вещей одного рода.
Индивидуально-определенная вещь в отличие от родовых юридически незаменима, поэтому обязательство, предметом которого является такая вещь, прекращается в случае ее гибели. ГК по-разному определяет последствия неисполнения обязанности передать индивидуально-определенную вещь (см. ст. 398) и родовые вещи (см. ст. 463). Деление вещей на индивидуально-определенные и родовые имеет значение и для определения юридической природы договора. Так, предметом займа могут быть только родовые вещи, а договоров аренды и безвозмездного пользования - только индивидуально-определенные;
2) потребляемые и непотребляемые вещи. Потребляемые вещи в процессе использования перестают существовать как таковые либо утрачивают свои первоначальные потребительские свойства (продукты питания, косметические средства, лекарства, кино- и фотопленка и др.). Непотребляемые вещи при использовании не уничтожаются полностью и в течение длительного времени могут служить по назначению (машины, оборудование, здания и сооружения, бытовая техника и др.). Значение такой градации заключается прежде всего в том, что предметом договоров аренды и безвозмездного пользования могут быть только непотребляемые вещи, т.к. при прекращении этих договоров вещь должна быть возвращена, чего невозможно сделать с потребляемой вещью;
3) вещи, созданные трудом человека, и вещи, созданные природой, т.е. имеющие естественное происхождение. Так, в зависимости от происхождения вещи ГК определяет основания приобретения права собственности (см. коммент. к ст. ст. 219, 220, 229 и 221), правовую природу договора (предметом договора контрактации может быть только сельскохозяйственная продукция, выращенная (произведенная) производителем, а договора поставки - любые товары), правила оборотоспособности (см. коммент. к ст. 129);
4) ГК различает вещи в зависимости от их назначения и цели использования. Эти признаки положены ГК в качестве одного из критериев для разграничения договора розничной купли-продажи и поставки, а также условия применения правил о возмещении вреда, причиненного товарами ненадлежащего качества, и в других случаях.
Оборотоспособность объектов гражданских прав означает допустимость совершения сделок и иных действий, направленных на их передачу в рамках гражданско-правовых отношений.
В зависимости от этого все объекты разделены на три группы: свободные в обороте, ограниченные и изъятые из оборота.
По общему правилу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться (продаваться, дариться, обмениваться и т.п.) либо переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства без каких-либо запретов или ограничений или иным способом. Исключения из этого правила могут устанавливаться законом в отношении полного изъятия объектов из оборота или в установленном им порядке - для ограничения их оборота.
Гражданское право различает универсальное и сингулярное правопреемство. При универсальном к правопреемнику в результате одного акта переходят в качестве единого целого все права и обязанности правообладателя. Такое правопреемство имеет место в случае наследования, реорганизации юридического лица (за исключением реорганизации одного юридического лица в другое). При сингулярном правопреемстве к одному лицу переходят только отдельные права и обязанности другого. В таком порядке переходят права и обязанности в результате совершения сделок по отчуждению имущества, уступке прав и переводе долга (см. коммент. к гл. 24), передаче имущества в аренду и т.п.
Ограничение оборотоспособности в соответствии с п. 2 комментируемой статьи заключается в том, что отдельные объекты могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо их приобретение и (или) отчуждение допускается только на основании специальных разрешений. Виды таких объектов определяются в порядке, установленном законом. Это означает, что в законе должны предусматриваться исходные критерии отнесения объектов к ограниченно оборотоспособным и указываться государственные органы, уполномоченные определять конкретные их виды: шифровальная техника, радиоактивные вещества, яды и наркотические средства и т.д.
Изъятыми из гражданского оборота считаются объекты, которые не могут быть предметом сделок и иным образом переходить от одного к другому в рамках гражданско-правовых отношений. Такие объекты должны быть прямо указаны в законе. Специальные правила оборотоспособности п. 3 ст. 129 устанавливает для таких объектов, как земля и иные природные ресурсы. Их оборот допускается в той мере, которая предусмотрена законами о земле и других природных ресурсах.
1. Деление вещей на недвижимые и движимые основывается на их естественных свойствах. Недвижимые вещи, как правило, не могут быть перемещены, они являются индивидуально-определенными и незаменимыми. Движимые могут свободно перемещаться и быть как индивидуально-определенными, так и родовыми.
2. К недвижимости п. 1 комментируемой статьи, во-первых, относит объекты естественного происхождения - участки земли, участки недр и обособленные водные объекты. Следует отметить, что законы о природных ресурсах несколько по-иному определяют эти объекты применительно к праву собственности. Так, Закон о недрах признает объектом государственной собственности недра в целом как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов, и простирающегося до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, в пределах территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской исключительной зоны. Участки же недр в виде горного отвода Законом рассматриваются как объекты, которые могут предоставляться в пользование.
Водный кодекс предусматривает, что объектом государственной собственности являются водные объекты в целом, а под водным объектом понимается и его часть. Обособленные же водные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться не только в государственной собственности, но и в муниципальной. В качестве объекта права пользования или вещного права (публичного или частного сервитута) также может выступать только часть водного объекта, т.е. участок водной поверхности.
Во-вторых, к недвижимости отнесено все то, что прочно связано с землей, - здания, сооружения, леса, многолетние насаждения и другие объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Эти объекты признаются недвижимостью до тех пор, пока они связаны с землей. Будучи отделенными от нее, они становятся движимыми вещами.
Недвижимым имуществом признается также предприятие в целом как имущественный комплекс (см. коммент. к ст. 132).
3. ГК закрепляет особенности правового режима недвижимости:
1) право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (см. коммент. к ст. 131);
2) обязательство, предметом которого является недвижимость, по общему правилу исполняется в месте ее нахождения;
3) право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество или передаваемое по договору возникает с момента государственной регистрации этой недвижимости (см. коммент. к ст. 219) либо перехода права собственности на нее к покупателю (ст. 551);
4) установлен особый порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи (см. коммент. к ст. 225) и более длительные сроки приобретательной давности на недвижимое имущество (см. коммент. к ст. 234); обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество (см. коммент. к ст. 349); распоряжение государственным и муниципальным предприятием принадлежащим им недвижимым имуществом (см. коммент. к ст. 295);
5) действуют специальные правила совершения сделок с недвижимостью, предусматривающие зависимость прав на земельный участок от прав на недвижимость. Так, залог недвижимости (ипотека) допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором она находится, либо его части, необходимой для ее использования, либо права пользования залогодателя этим участком или его частью (см. коммент. к ст. 340).
При продаже или аренде зданий, сооружений и предприятий одновременно с передачей покупателю права собственности на них передаются права на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Если же продается или сдается в аренду лишь земельный участок, владелец недвижимости сохраняет право пользования той его частью, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на предусмотренных договором условиях, а при их отсутствии - право ограниченного пользования (сервитут) (ст. ст. 552, 553 и 652, 653).
Положения ГК о договорах дарения и ренты не содержат аналогичных правил в отношении недвижимости и земельного участка, на котором она находится. Представляется, что к ним по аналогии должны применяться правила купли-продажи недвижимости.
4. К недвижимости ГК относит и некоторые движимые по своим естественным свойствам вещи - воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Недвижимостью являются только те из них, которые подлежат государственной регистрации органами, уполномоченными осуществлять контроль за этими объектами.
Понятие указанных транспортных средств раскрывается в транспортных уставах и кодексах, а космических объектов - в международных конвенциях (договорах, соглашениях). Воздушное судно - это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. Судно, морское или внутреннего водного плавания, - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для плавания по морским или внутренним водным путям. Российское законодательство (Закон РФ от 20 августа 1993 г. "О космической деятельности" // РГ. 6 октября. 1993) не дает определения космического объекта. Международные документы относят к ним объекты, запущенные в космос или доставленные на небесные тела либо сооруженные на них. Некоторые из международных актов в качестве космических объектов рассматривают не только объект в целом, но и его составные части, а также средство его доставки (его часть), указывают виды космических объектов (станции, установки, оборудование, космические корабли).
Порядок регистрации воздушных судов определен ст. 33 ВК. Гражданские суда подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ. Ведение Государственного реестра возлагается на специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Государственные же воздушные суда регистрируются в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.
Морские суда регистрируются в порядке, определенном ст. 23 КТМ, а суда внутреннего водного плавания - ст. 26 УВВТ. Регистрации подлежат морские суда, технический надзор за которыми осуществляет Технический регистр, и суда внутреннего водного транспорта, являющиеся самоходными, а также несамоходными, грузоподъемность которых превышает 5 т.
Морские суда вносятся в Государственный судовой регистр в одном из морских или речных портов, а суда внутреннего водного транспорта - в судовые реестры бассейнов рек или судоходных инспекций (суда, постоянно плавающие вблизи морских портов, расположенных на реках, и ниже этих портов подлежат внесению в судовые регистры этих портов). Однако впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК, должен применяться действующий порядок регистрации прав на эти объекты (п. 1 ст. 33 Закона о регистрации недвижимости).
Космические объекты подлежат государственной регистрации, порядок которой должен определяться Правительством РФ. Наряду с этим в данной сфере действует Конвенция 14 января 1975 г. о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство.
Регистрация воздушных судов, морских судов, судов внутреннего водного транспорта и космических объектов уполномоченными на то органами не заменяет регистрацию прав на них как на недвижимость, в порядке, предусмотренном ст. 131.
5. ГК не исключает возможности распространения режима недвижимости и на иное имущество, помимо указанного в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, но только на основании прямого указания закона.
6. Движимым имуществом являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, которые не отнесены ГК и другими законами к недвижимости.
Права на движимые вещи (по общему правилу) не подлежат государственной регистрации. Однако закон может предусмотреть необходимость такой регистрации для отдельных видов движимого имущества. Так, в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. N 17. Ст. 1999).
Теория юридических фактов.
Активная роль того или иного правового явления, его динамика в сфере правового регулирования общественных отношений проявляется в его функциях. Под функциями в праве понимают направления правового воздействия на общественные отношения.
Исследованию функций элементов механизма правового регулирования, к которым следует отнести и юридические факты, уделяли внимание В.Б. Исаков, В.Н. Синюков, В.В. Яркин, Ж.Ю. Мирошникова, А.Е. Воронин, В.Г. Кикоть и другие цивилисты.
Весь механизм правового воздействия так или иначе основывается на разветвленной системе фактических предпосылок - юридических фактов и фактических составов. Их взаимодействие со смежными элементами механизма правового регулирования (правовая норма, правоотношение), раскрываемыми через функциональные особенности юридических фактов, и является целью настоящего исследования.
Функция представляет собой проявление сущностных признаков предмета исследования в его динамике. При этом справедливо следует подчеркнуть, что понятие "функция" призвано охарактеризовать наиболее существенные черты взаимосвязи взаимодействующих структур. Иными словами, термин "функция" характерен для любых динамических структур.
При этом отметим, что понятие "функция" позволяет исследовать взаимодействие различных элементов внутри более сложного образования, рассматриваемого как система, выявить задачи, которые осуществляет каждый элемент по отношению к иным элементам и к системе в целом.
Механизм правового регулирования следует рассматривать как правовую регуляцию, в котором норма права приобретает конкретизированную форму, применяемую к конкретному поведению конкретного лица. В данном случае очевидна динамика права, которая обеспечивается функционированием элементов соответствующего механизма, основными из которых являются правовая норма, юридический факт и правоотношение. Ключевым, по нашему мнению, является юридический факт, который обеспечивает движение права от возможности к действительности, в воплощении правовых установлений в регулируемые отношения, обнаруживая тем самым назначение права, его действенность и эффективность. С его помощью реализуется трансформация правовой модели в конкретную форму общественных отношений.
Иными словами, понятие юридического факта находится в неразрывной связи с понятием права. Кроме того, юридический факт состоит в генетической, причинной, функциональной и гносеологической связи с этой категорией, как и правовая норма, правовое отношение. С их помощью обусловливается трансформация правовой заданности общественных отношений к их действительному содержанию.
В то же время научное исследование правовой категории юридических фактов не стоит ограничивать лишь вопросами их правовой онтологии, раскрывающими особенности этой правовой категории в статическом аспекте. Юридический факт - явление, активно "работающее". Без использования этого элемента практически не обходится ни один участок правотворческого и правореализационного процессов. Он носит инструментальный характер. Поэтому сущностный анализ юридических фактов, бесспорно, следует дополнить исследованием их в динамическом, функциональном аспектах.
По утверждению В.Б. Исакова, "функции юридических фактов - обобщенная характеристика их роли в механизме правового регулирования".
Функции юридических фактов обеспечивают взаимодействие частей механизма правового регулирования. Находясь в прямой зависимости от особенностей правовой системы (способов нормативного закрепления и форм осуществления субъективных прав и юридических обязанностей, от принятых мер защиты нарушенного права), функции юридических фактов обусловлены функциями права.
В то же время В.Б. Исаковым приводится иной взгляд на исследуемую проблематику. В частности, он подчеркивает, что исходя из того, что "функции юридических фактов - это обобщенная характеристика их роли и задач в механизме правового регулирования", а "правовое регулирование - сложная, многоплановая система, соответственно не одинаковы и функции, которые выполняют в ней юридические факты". Правовое значение юридических фактов в механизме правового регулирования раскрывается им через анализ основных, дополнительных и специальных функций юридических фактов.
При этом основной функцией юридических фактов в правовом регулировании является обеспечение возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.
Обосновывая изложенный подход, В.Б. Исаков, с одной стороны, предполагает обобщенную характеристику функций юридических фактов в регулировании общественных отношений, с другой - указывает, что функции юридических фактов в конкретных правоотношениях неповторимы. Посему юридические факты наряду с основной функцией выполняют и дополнительные. Следует отметить, что данная правовая позиция не является единичной в цивилистике. В частности, Н.П. Воронина в своей работе пишет: "Юридические факты... служат не только предпосылкой возникновения субъективного права на жилище, но и его гарантией, обеспечивающей реализацию названного права". Идея Н.П. Ворониной в данном случае состоит в том, что юридический факт, закрепленный в норме права, не только создает правоотношение, но также выполняет и иную функцию - он выступает гарантией законности.
К следующей дополнительной функции юридических фактов относят функцию предварительного воздействия норм права на общественные отношения. В возникновении одних юридических фактов субъекты заинтересованы и поэтому предпринимают соответствующие действия. Других же юридических фактов они стараются всячески избегать, поскольку юридические факты воспринимаются субъектами права как средство воздействия на их поведение.
Отмечу, что классификация данной функции характерна для юридических фактов в уголовном праве, поскольку их наступление (совершение кражи, должностной подлог) негативно сказывается на правовом положении соответствующих субъектов права.
Выделение специальных функций юридических фактов связано с включением последних в качестве элементов в фактические составы. Последние, как известно, представляют собой систему юридических фактов. Такое обоснование видится в выполнении юридическими фактами определенных функций не только в механизме правового регулирования, но и по отношению к элементам фактического состава.
Так, в фактическом составе юридический факт выполняет правопорождающую функцию, которая заключается в том, что юридический факт влечет за собой наступление правовых последствий фактического состава в целом или же промежуточных правовых последствий.
Кроме того, юридический факт может выполнять правопрепятствующую функцию, когда его наличие играет тормозящую роль в развитии фактического состава и наступлении правовых последствий.
К функциям юридических фактов в фактическом составе относятся правоуничтожающая (аннулирование юридического значения иных фактических обстоятельств) и правовосстанавливающая - противоположная правоуничтожающей.
Нельзя обойти вниманием научные взгляды В.В. Яркова. Он полагает, что классификация функций юридических фактов, предложенная В.Б. Исаковым, обладает определенным смыслом, но "вряд ли есть необходимость в подобном их подразделении. Значение каждой группы юридических фактов равнозначно и имеет своим основанием характеристику их назначения в правоприменении...".
В.В. Ярков указывает на отсутствие полной ясности критерия выделения специальных функций юридических фактов, который связан, по рассуждениям В.Б. Исакова, с включением юридических фактов в качестве элементов в фактические составы. Основные и специальные функции юридических фактов в ряде случаев равнозначны. Большинство процессуальных юридических фактов выполняют свои функции как сами по себе, так и в фактическом составе. Поэтому разграничение функций юридических фактов на основные и специальные достаточно условно.
Следует добавить, что юридические факты в фактическом составе не имеют самостоятельного правового значения. Их ценность заключается в синтезе определенного количества относительно самостоятельных юридических фактов, которые и составляют основу и содержание фактического состава. Именно поэтому выделение специальных функций юридических фактов в контексте исследования В.Б. Исакова не раскрывает содержательность функций юридических фактов в механизме правового регулирования и не влечет упорядочение взаимодействия элементов указанной системы.
Более того, не вполне обоснованным является традиционный подход, при котором наступление процессуальных юридических фактов связывается только с тремя формами правовых последствий: возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Так, В.В. Ярков отмечает, что в данном случае остается неясным юридическое значение таких процессуальных действий, как приостановление производства по делу, отложение разбирательства дела и т.п.
По правовым последствиям В.В. Ярков делит функции процессуальных юридических фактов на правопрепятственную, правообразующую, правоизменяющую, приостанавливающую, правообеспечительную, функцию прекращения и правовосстанавливающую.
Аналогичной классификации функций юридических фактов придерживается и В.Г. Крикоть. В частности, им дифференцированы юридические факты по таким ролевым функциям, как правоприменительная, правоизменяющая и правопрекращающая.
Однако полагаю, что данная точка зрения не раскрывает специфику юридического факта в механизме правового регулирования, так как исключает возможность исследования взаимодействия элементов внутри сложного образования - механизма правового регулирования.
В то же время автор полагает, что дать правильную оценку значению функций юридических фактов можно только в их связи с другими элементами механизма правового регулирования, в первую очередь с такими, как правовая норма и правоотношение.
Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения участников общественных отношений, находящихся в сфере правового регулирования.
Общепризнано, что правовые нормы составляют нормативную основу механизма правового регулирования. Именно в них сконструирована модель общественного отношения, соответствующая потребностям и интересам граждан правового государства.
Норма означает долженствование. Реальностью же служит правоотношение. Можно сказать, что в правоотношении долженствование (норма) превращается в действительность. Связь нормы и правоотношения рассматривается как реализация нормы, ее воплощение в жизни со всей сложностью опосредующих их связей. Юридический факт в данном случае выступает в качестве средства данного опосредования.
Юридические нормы бессмысленны, если они не определяют взаимообусловленное поведение субъектов, не влекут за собой возникновение правоотношений, иными словами, если они не функционируют.
Норма права служит идеальной абстрактной основой правового отношения. Она закрепляет определенную модель поведения, которой должны придерживаться участники складывающегося реально социального взаимодействия.
Иными словами, нормативная урегулированность общественных отношений достигается не столько благодаря существованию самой нормы гражданского права, сколько путем функционирования определенной инструментальной системы, которая воплощает эту норму в жизнь, обращая ее из сферы должного (цель правового регулирования в нормах) на сферу сущного (соответствие общественных отношений требованиям нормы) <11>, а фактически соответствие реальных действий модели, предусмотренной нормой права.
Юридические факты являются тем инструментарием, который вынуждает нормы права действовать. Правовые нормы не могут реализоваться без юридических фактов, а вследствие этого и правоотношения не могут возникнуть либо прекратиться без юридических фактов. В силу изложенного весь механизм правового регулирования теряет свой сенс, поскольку не может действовать и выполнять основную цель - регулировать общественные отношения. Значение юридических фактов в этом случае можно определить, обратившись к достаточно удачному суждению, по нашему мнению, В.Г. Красовской: "Следует обратить внимание, что механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и законности", и хочется дополнить это высказывание словами: "...а юридические факты являются топливом для этого двигателя". Ибо без юридических фактов право действовать не будет, как и автомобиль без топлива.
Таким образом, юридический факт выступает средством превращения обезличенных прав и обязанностей, закрепленных в нормах права, в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности субъектов права.
Так, В.А. Тархов указывает, что "ни одна норма не создает непосредственно правоотношений, для их возникновения во всех случаях требуется наличие обстоятельств, с которыми данная норма связывает определенное юридическое последствие, требуется наличие соответствующих юридических фактов".
По мнению Ю.К. Толстого, также "ни одно субъективное право не может возникнуть непосредственно из нормы права, без наступления предусмотренного нормой юридического факта".
Отсюда обеспечительная функция юридического факта. Благодаря правовой норме создается юридическая возможность возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Правовая норма представляет собой формально-юридическое основание для возникновения правоотношения. Далее из взаимодействия конкретных фактических отношений людей с нормами права рождаются правоотношения. Именно с помощью юридического факта обеспечивается создаваемая нормой права возможность зарождения и движения конкретного правоотношения. Юридический факт обращает созданную правовой нормой модель поведения лица в действительное содержание взаимоотношений субъектов права.
В большинстве случаев издание правовой нормы рассчитано на установление правовых отношений между конкретными лицами. С возникновением правоотношения начинается реальное действие права. Правоотношения как надстроечное явление взаимосвязаны с ядром правовой надстройки - правом. Главное в этой связи состоит в том, что правоотношения рассматриваются как явления, которые являются производными от права.
В существующей правовой системе юридические связи возникают и существуют только на основании правовых норм.
Правоотношения можно определить как некий синтез права (нормы права) и общественного отношения, которое подпадает под влияние права. Так, по мнению Б.В. Шейдлинга, "везде, где возникает юридическое отношение, существует необходимая связь фактического общественного отношения и нормы права, которая регламентирует данное отношение, то есть та, которая предоставляет ему вид или форму регулируемого правом общественного отношения".
Правоотношения относятся к звену правовой системы, которое охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, разные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и т.д.
Большинство общественных отношений, безусловно, не имеют правового характера. Когда то или иное отношение попадает в сферу правового воздействия и когда появляются нормы права, направленные на упорядочивание этого общественного отношения (или действие существующих правовых норм распространяется на отношения, ранее не урегулированные ими), оно приобретает правовое значение, т.е. становится правовым отношением.
В этой связи неизменно возникает вопрос: можно ли рассматривать юридические факты как причины возникновения, изменения или прекращения правоотношений?
Во-первых, те или иные факты могут обусловить юридические последствия лишь при наличии соответствующей нормы права, в гипотезе которой содержится указание на этого рода факты. Необходимой предпосылкой возникновения, изменения или прекращения правоотношений являются, таким образом, нормы права, в которых выражена закономерно возникшая воля государства. Именно они связывают с теми или иными фактами юридические последствия во всех конкретных случаях, где эти факты соответствуют содержанию правовых норм. При отсутствии соответствующих норм права или при ином их содержании факты не становятся юридически релевантными и никаких правоотношений не вызывают.
Но, во-вторых, юридические факты сами являются побочными следствиями других обстоятельств: стремления людей к удовлетворению тех или иных потребностей, результатом воздействия каких-либо явлений объективной действительности или общественных явлений на субъектов права (болезнь, повлекшая смерть или психическое заболевание, неплатежеспособность лица, повлекшая за собой банкротство) или на объекты права (пожар, наводнение, повлекшие гибель вещи, производственный брак, вызвавший аварию и причинение имущественного вреда другому лицу, и т.п.).
Поэтому за юридическими фактами всегда можно без труда разглядеть иные фактические обстоятельства, являющиеся более отдаленными, но нередко основными причинами возникновения или прекращения правоотношений. Однако непосредственной причиной возникновения и прекращения правоотношений все же являются юридические факты.
Иначе говоря, правовые отношения, с момента их возникновения и до момента их прекращения, всегда связаны с юридическими фактами. Эту связь нельзя рассматривать упрощенно, понимая, что правовые отношения в своем заключительном виде возникают с правовой нормы и юридических фактов, поскольку в процессе развития правоотношений меняется состав их субъектов, а также их права и обязанности. Таким образом, правоотношения представляют собой не столько элемент правовой системы, находящийся в состоянии стагнации, сколько динамическую часть данной системы, которая развивается в меру развития общественных отношений, подлежащая правовому урегулированию, охватывая при этом все его варианты, формы и социальные проявления.
Динамика правоотношений состоит из их возникновения, изменения и прекращения, которые нередко разорваны во времени и пространстве. Одновременно возникновение, изменение и прекращение правовых отношений следует рассматривать именно как этапы единого процесса развития правоотношений, а не как определенные изолированные стадии.
С прекращением правоотношений юридические факты, являвшиеся их фактической основой, сами по себе не исчезают, а изменяют свое юридическое качество. Они либо теряют правовой характер, либо изменяют свое значение путем создания фактической основы новых правоотношений. Сравнивая начало правоотношений с их завершением, можно увидеть, что за время его существования правовая основа, как правило, проходит достато