Криминалистическая характеристика краж, грабежей и разбоев. Обстоятельства, подлежащие установлению.
4. Особенности возбуждения уголовного дела. Типичные следственные ситуации, выдвижение версий и планирование первоначального этапа расследования.
Темы рефератов
1. Особенности расследования убийств при обнаружении частей расчлененного трупа.
2. Расследование убийств, совершенных по найму.
3. Взаимодействие следователя и оперативных работников при раскрытии грабежа (разбоя).
4. Особенности расследования разбойных нападений на кассиров и инкассаторов.
5. Разоблачение организованной преступной группы, совершающей грабежи (разбои).
Литература:
1. Асташкина Е.Н., Н.А.Марочки Н.А. Криминалистические алгоритмы в расследовании квартирных краж. Саратов, 2001.
2. Бородулин А.И. Убийства по найму: Криминалистическая характеристика. Методика расследования. - М.,1997. - 80с.
3. Волчецкая Т.С., Цветков С.И. Криминалистическая характеристика преступлений и региональные особенности //Уголовно - правовые проблемы борьбы с преступностью: Межвуз. сборн. науч. тр. Калининград, 1995
4. Вопросы расследования преступлений: справочное пособие /Под ред. А.Я. Качанова. М., 1996.
5. Гуров А.И. Предупреждение и раскрытие карманных краж: Учебное пособие. М., 1985.
6. Гутман Ю.Я. Расследование причинения телесных повреждений. М., 1979.
7. Дворкин А.И., Сафин Р.М. Расследование убийств, совершенных организованными преступными группами при разбойных нападениях. М.,2003.
8. Звирбуль А.К., Смыслов В.И. Расследование краж, грабежей и разбойных нападений: Учебное пособие. М.: ВЮЗИ, 1982.
9. Криминалистика: учебник Под ред. А.Ф. Волынского. М., 1998.
10. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции /Под. ред. Аверьяновой Т.В., Белкина Р.С. - М.,1997.
11. Куклин В.И. Расследование разбойных нападений и грабежей. Саратов, 1977.
12. Лавров В.П., Рахматулин Р.Р. Раследование краж имущества граждан в сельской местности. Челябинск, 1998
13. Особенности расследования тяжких преступлений (руководство для следователей) / Отв. Ред. Б.П. Смагоринский, А.А. Закатов. Волгоград, 1995.
14. Первушин В.И. Расследование краж предметов антиквариата. М., 1992.
15. Протопопов А.Л.Расследование сексуальных убийств. С.-Пб.,2001.
16. Руководство для следователей /Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова.М., 1998.
17. Селиванов Н.А., Видонов Л.Г. Типовые версии по делам об убийствах. М., 1989.
18. Справочная книга криминалиста /Под ред. Н.А Селиванова. М., 2001.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ:
1. Что составляет предмет методики расследования отдельных видов преступлений?
2. Каково соотношение методики с другими частями науки криминалистики?
3. Что такое криминалистическая характеристика преступления?
4. Как определяется способ совершения преступления?
5. Что понимается под следственной ситуацией?
6. Какое различие между следственной ситуацией и следственными версиями?
7. Какие следственные действия проводятся при заявлении об исчезновении человека?
8. Какие вопросы могут быть разрешены при осмотре места происшествия и трупа?
9. Каковы действия следователя при обнаружении признаков сокрытия убийства путем его инсценировки?
10. Какие элементы образуют криминалистическую характеристику краж чужого имущества?
11. Какие обстоятельства необходимо выяснить следователю при расследовании кражи. Какие действия ему следует предпринять для выяснения этих обстоятельств?
12. Какие обстоятельства предопределяют необходимость предварительной проверки заявления о краже? Какие первоначальные мероприятия необходимо провести, чтобы получить достаточные основания для возбуждения уголовного дела?
13. Каковы типичные исходные следственные версии?
14. Каковы типичные исходные следственные ситуации и действия следователя (планирование расследования) по разрешению каждой из них?
15. В чем заключаются особенности производства осмотра места происшествия; допроса потерпевшего, свидетеля (очевидца), подозреваемого (обвиняемого); обыска; следственного эксперимента, проверки и уточнения показаний на месте; назначения и производства судебных экспертиз.
16. Какие негативные обстоятельства могут указывать на инсценировку кражи?
17. Какие элементы образуют криминалистическую характеристику грабежей и разбоев?
18. Какие обстоятельства необходимо выяснить следователю при расследовании грабежей и разбоев? Какие действия ему следует предпринять для выяснения этих обстоятельств?
19. Какие обстоятельства предопределяют необходимость предварительной проверки заявления о грабеже или разбое? Какие первоначальные мероприятия необходимо провести, чтобы получить достаточные основания для возбуждения уголовного дела?
20. Каковы типичные исходные следственные версии?
21. Каковы типичные исходные следственные ситуации и действия следователя (планирование расследования) по разрешению каждой из них?
22. В чем, заключаются особенности при расследовании грабежей и разбоев, задержания подозреваемого, осмотра места происшествия, допроса потерпевшего, свидетеля (очевидца), подозреваемого (обвиняемого), обыска, следственного эксперимента, проверки и уточнения показаний на месте, проведения опознания, назначения и производства судебных экспертиз.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Рекомендации по организации самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов складывается из ежедневной подготовке к текущим занятиям (семинарским и лабораторным), написанием письменных работ, подготовкой рефератов и сообщений.
Следует отметить, что объем учебного плана не позволяют охватить все ключевые темы криминалистики. Поэтому для всестороннего изучения криминалистики целый ряд тем студентами изучаются самостоятельно, но под контролем преподавателя. По результатам самостоятельной работы преподаватель либо в рамках практических занятий, либо в ходе консультаций осуществляет проверку знаний студента.
Безусловно, успех изучения любой науки, в том числе и криминалистики, зависит от уровня самостоятельной работы студента. Самостоятельная работа продиктована, помимо всего, и сравнительно небольшим объемом лекционных занятий. Поэтому перед каждой лекцией, а тем более, перед практическим (лабораторным) занятием, студенту следует внимательно изучить рекомендованную основную, а также дополнительную литературу. Только в этом случае практические занятия пройдут для студента с пользой, что создаст необходимую основу для сдачи зачета и экзамена.
Самостоятельная работа студентов осуществляется в различных формах. Это и написание рефератов, подготовка сравнительных таблиц, составление постановлений о назначении экспертизы, письменный анализ заключений экспертов, участие в коллоквиумах, научных кружках. Выполненные задания затем проверяются преподавателем либо в форме устной защиты реферата студентом на консультации, либо в ходе обсуждения самостоятельно изученных вопросов на коллоквиумах.
На коллоквиум группе студентов (5-6 человек) предлагается одна тема, которую необходимо всесторонне изучить и принять участие в ее обсуждении. Преподаватель путем постановки отдельных вопросов проверяет степень подготовленности студента. По окончании коллоквиума студент сдает преподавателю для проверки подготовленные материалы (основные тезисы и список литературы).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ