Методы криминалистической запечатлевающей фотографии.
Правильный выбор фотографической аппаратуры, материалов и принадлежностей позволяет получить фотографический снимок, качественный в техническом отношении. Однако это лишь общая предпосылка получения хорошего судебного снимка. Не менее важно выполнить фотографирование криминалистически грамотно, с учетом особенностей запечатлеваемых объектов, наличных условий и преследуемых целей.
Многие технические приемы съемки применяются в криминалистической фотографии без какой-либо модификации и приспособления к решению специальных криминалистических задач. Например, для запечатления объекта, размеры которого не превышают 5x5 см, любой фотолюбитель использует насадочные кольца. Так же поступает и следователь, фотографируя на месте происшествия след пальца или какой-либо мелкий предмет (пулю, гильзу, ключ и т.п.). Специальные цели у фотографа-любителя и следователя (криминалиста) здесь, понятное дело, не совпадают. Но у них одинаковая техническая задача: запечатлеть мелкий объект в достаточно крупном масштабе, обеспечив восприятие по фотоснимку его характерных особенностей. Так общие технические приемы фотографирования позволяют сделать снимок, который может быть полезен и в криминалистической практике, если в нем возникнет настоятельная необходимость.
Обычно же технические приемы фотографирования специально приспосабливаются криминалистами в целях получения снимков, могущих фигурировать в уголовном судопроизводстве. Так, судебный фотоснимок не должен иметь перспективных и иных искажений, создающих превратное представление о запечатленных криминалистических объектах. Для этой цели разработаны специальные правила и рекомендации по осуществлению фотосъемки различных криминалистических сюжетов, соблюдение которых обеспечивает возможность использования фотоснимков в качестве источников ориентирующей и доказательственной информации. К таким «приспособленным» техническим приемам, получившим название методов криминалистической запечатлевающей фотографии, относятся панорамная, измерительная, сигналетическая (опознавательная), макросъёмка, репродукционная и стереоскопическая съемки. Их применение в следственной практике обусловлено необходимостью соблюдения дополнительных правил, направленных на решение специальных криминалистических задач.
Панорамная фотосъемка.
При производстве многих следственных действий возникает необходимость в фотофиксации объектов, расположенных на больших пространствах или имеющих значительную протяженность (например, участки дороги, здания, сооружения). Вместить такие объекты в один фотографический кадр невозможно, либо они оказываются запечатленными в очень мелком масштабе, не позволяющем воспринять по фотоснимку их криминалистически значимые участки и детали. В таких случаях прибегают к методу панорамирования.
Он состоит в том, что объект фотографируют по частям таким образом, чтобы последующий кадр являлся продолжением предыдущего. Для этого на каждом следующем снимке захватывается небольшая часть предыдущего кадра, т.е. на соседних снимках дважды фиксируется один и тот же ориентир. Такие сопряженные ориентиром снимки просто и удобно монтируются в фотопанораму. В результате получается развернутый фотоснимок, на котором объект запечатлен полностью и в достаточно крупном масштабе.
Фотопанорамирование широко используется в следственной практике. Необходимость в нем возникает в тех случаях, когда: 1) нужно запечатлеть обширное пространство, в границах которого находятся объекты, имеющие важное криминалистическое значение (например, место крушения железнодорожного состава, падения вертолета); 2) при фотографировании нельзя выбрать точку съемки, с которой весь объект помещался бы на одном кадре (например, труп потерпевшего, лежащий в канализационной трубе); 3) объект нужно сфотографировать так, чтобы все его особенности были запечатлены в достаточно крупном масштабе. Панорамный, т.е. скомпонованный из нескольких, снимок не только передаст общий вид объекта, но и позволит воспринять все его криминалистически значимые детали, которые остаются неразличимыми на фотографии, отпечатанной с одиночного кадра.
Панорамная съемка — последовательная съемка объекта на нескольких отдельных взаимосвязанных кадрах, соединенных потом в общий снимок-панораму. В подобной съемке возникает необходимость, когда не удается полностью запечатлеть интересующий объект с помощью широкоугольного объектива, невозможно отойти на достаточно далекое расстояние от фотографируемого объекта или нежелательно получить снимок со значительным уменьшением (по А.В. Дулову).
Панорамная фотосъемка - это последовательная съемка объекта с помощью обычного фотоаппарата на нескольких взаимосвязанных кадрах. Изготовленные затем фотографии соединяются в общий снимок - панораму. Этот метод применяется для съемки при заданном масштабе объектов, не помещающихся в обычном кадре, например, больших по протяженности участков местности, высоких строений, следов протекторов автотранспортных средств и т. п. (по А.Г. Филиппову и А.Ф. Волынскому).
Различаются три основные разновидности панорамной съемки.
А). Линейная панорама.
Этим методом фотографируют такие криминалистические объекты,
которые имеют значительные линейные разрезы или располагаются по линии относительно друг друга.
На линейную фотопанораму обычно запечатлевают объекты, расположенные в горизонтальной плоскости. Иногда так фотографируют и в вертикальном направлении. Тогда фотоаппарат при съемке последовательно перемещают в точки, расположенные по вертикали. Например, при съемке многоэтажного здания следователь или криминалист, работающий по его поручению, делает последовательные кадры, переходя с этажа на этаж в доме напротив. Если же здание фотографировать с одной статичной точки, постепенно «задирая» объектив камеры, то на «вертикальной» панораме здание будет иметь форму пирамиды, поскольку расстояние до снимаемых участков будет постоянно увеличиваться, а масштаб изображения, соответственно, уменьшаться. Криминалистическая ценность такой панорамы, конечно, невелика.
Чтобы получить качественные панорамные снимки подобных объектов, необходимо соблюдать следующие правила (правила съёмки методом линейной панорамы):
1. Съёмку проводят с нескольких точек, расстояние от которых до снимаемого объекта одинаково (А1 = А2 = А3).
Прежде всего, нужно определить линию съемки, по которой будет идти фотографирующий при фиксации отдельных кадров. Линия эта должна быть параллельна фронтальной плоскости фиксируемых объектов. При таком подходе возможны минимальные перспективные искажения, не влияющие на восприятие.
Однако параллельность не всегда удается выдержать. В некоторых случаях наличные условия вынуждают следователя перемещаться относительно снимаемых объектов под некоторым углом. Тогда линейная панорама приобретает незначительные перспективные отклонения, которые при условии верного выбора точек съемки не препятствуют адекватному восприятию запечатленного и его криминалистически значимых особенностей.
2. Каждый последующий кадр захватывает часть предыдущего (10 – 15 %), которая позволяет затем произвести монтаж полного изображения.
3. При кадрировании строго выдерживается условно обозначаемая нижняя линия съемки (в точках А1, А2 и А3 фотоаппарат должен быть на одном уровне относительно линии горизонта). В каждой последующей точке съемки нужно следить, чтобы задняя стенка камеры была параллельна плоскости снимаемого объекта.
4. Условия съёмки всех кадров должны быть одинаковыми, снимки печатаются в одном масштабе увеличения, при одной и той же выдержке и проявляются одновременно, что гарантирует их одинаковую плотность.
Б). Круговая панорама.
В следственной практике часто возникает необходимость сфотографировать криминалистические объекты, Расположенные в пространстве по некоторой дуге. В таких ситуациях прибегают к изготовлению круговой панорамы. Здесь тоже снимают серию фотографических кадров, но в отличие от линейной панорамы, фотографирующий при съемке остается на одном месте, а каждый последующий кадр запечатлевает после поворота камеры на определенный угол в горизонтальной плоскости.
В результате монтажа получается развернутый панорамный снимок объектов, расположенных по дуге окружности. Угол поворота фотокамеры контролируется по видоискателю с учетом некоторого несовпадения полей зрения его и объектива при выборе секторов, дублирующих друг друга на соседних кадрах и облегчающих монтаж круговой панорамы.
Изготовление доброкачественной круговой панорамы существенно упрощается применением штатива, имеющего специальную поворачивающуюся головку. Она обычно снабжена угловой шкалой, поэтому при съемке достаточно правильно определить угол поворота камеры при запечатлении второго кадра. Последующие кадры снимают после поворота фотокамеры на такой же угол. Посредством круговой панорамы можно получить снимок, развернутый по окружности на 180 и даже 360°. Следует, однако, учитывать, что поскольку камера при съемке остается на одном месте, то разноудаленные от нее объекты фиксируются в неодинаковых масштабах. Это может повлиять на правильное представление о сфотографированных предметах. Поэтому снимать круговую панораму лучше со сравнительно больших расстояний до запечатлеваемых объектов.
Очень важно правильно определить и выдерживать границы между кадрами. Каждый последующий кадр должен иметь общую границу с предыдущим и несколько перекрывать его. Для этого в каждый последующий кадр, во избежание пропусков при монтаже, необходимо включать часть объекта, запечатленную на предыдущем кадре (10—15% площади изображения). Тогда на соседних кадрах будут повторяться части пограничных объектов. Они-то при последующем монтаже панорамного снимка и послужат ориентирами, позволят точно состыковать отдельные кадры, например, методом наложения совпадающих участков один на другой. Следует стремиться к тому, чтобы площадь повторяющихся пограничных изображений была минимальной. Здесь фотографирующему поможет определенный практический навык.
Трудности и ошибки при фотопанорамировании происходят из-за того, что угол обзора видоискателя, через который ведется композиционное построение кадра, всегда несколько меньше угла зрения объектива. Неопытный следователь обычно оценивает ширину пограничного сектора без учета этой погрешности видоискателя. Вследствие этого пограничное изображение занимает в кадре значительное место. В конечном итоге смонтированный панорамный снимок состоит из серии фотографий, причем некоторые из них по своей площади оказываются вполовину, втрое, а то и вчетверо меньше фотографического кадра. В таком панорамном снимке много лишних стыковых линий, затрудняющих восприятие полезной информации. В результате снижается доказательственное значение запечатленных; сведений, поскольку могут возникнуть предположения о монтаже панорамы из отдельных фотоизображений, не связанных между собой единым временным промежутком съемки; а также неэкономно расходуются фотографические материалы, впустую тратятся силы и время.
Наводку на резкость при панорамной фотосъемке нужно производить с обязательным использованием шкалы глубин резкости так, чтобы при фотографировании последующих кадров исключалась надобность в повторной фокусировке объектива. Несоблюдение этой рекомендации ведет к получению изображений неодинакового масштаба, что затрудняет монтаж фотопанорамы. Выдержку при круговом панорамировании определяют отдельно для каждого направления съемки, но с таким расчетом, чтобы все негативы были одинаковой плотности. Отдельные кадры печатают на одинаковой фотобумаге в одном масштабе, следя за тем, чтобы совмещаемые участки изображений на двух соседних снимках полностью совпадали. Время экспозиции при печати всех составных кадров панорамы подбирают так, чтобы фотоснимки имели одинаковую плотность. Монтируют панораму, накладывая совмещаемые участки изображений, после чего ее склеивают и обрезают по краям. Составляющие панораму снимки печатают с одной экспозицией, а проявлять их рекомендуется все сразу для получения одинаковой плотности кадров.
Правила съёмки методом круговой панорамы.
1. Съёмку методом круговой панорамы проводят с одного места.
2. Фотосъемка осуществляется со штатива или (если его нет) с устойчивой жесткой опоры (на практике с руки), при съёмке последующего кадра фотоаппарат поворачивается вокруг своей оси.
3.Каждый последующий кадр захватывает часть предыдущего (10 – 15 %), которая позволяет затем произвести монтаж полного изображения.
4.При кадрировании строго выдерживается условно обозначаемая нижняя линия съемки (при фотосъёмке с руки при повороте фотоаппарата (смена кадра) нельзя поднимать или опускать фотоаппарат он должен быть на одном уровне относительно линии горизонта). При каждом повороте фотоаппарата нужно следить, чтобы задняя стенка камеры была параллельна плоскости снимаемого объекта.
5. Условия съёмки всех кадров должны быть одинаковыми, снимки печатаются в одном масштабе увеличения, при одной и той же выдержке и проявляются одновременно, что гарантирует их одинаковую плотность.