Причины и условия совершения актов терроризма
Причинами современного терроризма являются:
- нерешенность национальных, экономических, социальных, государственных, религиозных и иных проблем;
- несовпадение этнических и религиозных границ, предъявление в связи с этим террито-риальных и политических претензий одной нацией другой, одной религией другой;
- стремление какой-то этнорелигиозной, национальной группы или организации захватить государственную власть путем отделения от остальной страны (Чечня, Афганистан);
- стремление данной нации или религиозной группы к сохранению своей национальной (религиозной) идентичности и сопротивление в связи с этим навязываемых других культур, власти или иных структур;
- острая зависть, неприязнь и ненависть одних культур, стран, социальных и этнорелигиозных групп по отношению к другим культурам, странам или группам, которые богаче, сильнее, представители которых ведут более престижный и обеспеченный образ жизни, могут навязывать и даже диктовать свои условия жизни и стандарты;
- рост безработицы и нужды, серьезных экономических проблем особенно в крупных городах с "пестрым" национальным, религиозным и расовым составом;
- низкая эффективность работы государственного аппарата и правоохранительных органов во многих странах;
- недостаточный уровень взаимодействия между правоохранительными органами различных государств в области борьбы с терроризмом.
Условия, способствующие терроризму:
- слабость государственной власти, особенно в годы социальных катаклизмов, перестройки экономических и социальных отношений;
- недостатки в работе спецслужб, не умеющих вовремя выявить и предотвратить террористические акты;
- существование тайных и полутайных обществ и организаций - религиозных, сектантских, революционных, сепаратистских и т.д., настаивающих на немедленном выполнении своих
Аум Синрикё требований без учета объективных условий и интересов участников отношений (народовольцы и левые эсеры в дореволюционной России, секта АУМ Синрикё);
- одобрение, поддержка террористических действий со стороны нации, религиозной или иной группы, населения в целом (Чечня);
- наличие значительного количества людей, профессионально подготовленных для войны, но вытесненных с военной службы, которые психологически готовы к участию в террористических действиях;
- давние традиции использования терроризма для решения политических, национальных, экономических и иных задач.
"Идейное" обоснование терроризма: радикализм, экстремизм, фанатизм, фундаментализм.
Понятию «радикализм» в литературе чаще всего придают два смысла: 1) радикализм рассматривается как политическое течение, сторонники которого подвергают критике существующую систему и настаивают на необходимости коренных преобразований и реформ;
2) радикализм рассматривается как использование крайних методов при решении каких-либо вопросов, решительный образ действия. В первом смысле термин радикализм означает не только способ деятельности, но и определенную идеологию, лежащую в его основе, но при этом этот термин относится только к политической деятельности. Во втором смысле термин «радикализм» характеризует лишь способ действия безотносительно к виду деятельности.
Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.
Фанатизм, в отличие от экстремизма, доведенная до крайней системы приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, имеет ярко выраженную нетрадиционную, утопическую идеологическую программу и нацелен на радикальное преобразование существующего общества в соответствии с этой программой.
Фундаментали́зм(от лат. fundamentum — основание) — собирательное наименование крайне консервативных философских, моральных и социальных течений. Фундаментализм часто является реакцией на протекающие в современном обществе процессы глобализации и секуляризации. Одним из вариантов данного течения является фундаментализм религиозный.
В качестве одной из основных своих задач религиозный фундаментализм рассматривает возвращение религиозным структурам господствующих позиций в обществе. Основными его идеологическими положениями являются необходимость строгого следования предписаниям, установленным в религиозных священных книгах, недопустимость критики либо либерального толкования указанных текстов.
Виктимология террора фиксирует три типа поведения в ситуации заложничества. Первый тип - регрессия с «примерной» инфантильностью и автоматизированным подчинением, депрессивное переживание страха, ужаса и непосредственной угрозы для жизни. Это апатия в прямом, немедленном виде. Второй тип - демонстративная покорность, стремление заложника «опередить приказ и заслужить похвалу» со стороны террористов. Это стеническая активно-приспособительная реакция. Третий тип - хаотичные протестные действия, демонстрации недовольства и гнева, отказы подчиняться, провоцирование конфликтов с террористами. Третий тип отличает одиноких людей, мужчин и женщин с низким уровнем образования и способностью к рефлексии. Второй тип характерен для женщин с детьми или беременных. Первый тип - общий для всех остальных заложников.