Способы противодействия террористической деятельности. Ответственность за организацию, попытку совершения и совершение актов терроризма.

Противодействие терроризму в России осуществляется по следующим направлениям:

· профилактика терроризма;

· борьба с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта и иных преступлений террористического характера);

· минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов.

Профилактика терроризма

Под профилактикой терроризма понимается деятельность субъектов ОГСПТ, включающая комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Профилактика терроризма осуществляется по трем основным направлениям:

· организация и осуществление на системной основе противодействия идеологии терроризма и экстремизма;

· совершенствование антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических устремлений;

· усиление контроля за соблюдением административных, правовых и иных режимов, способствующих противодействию терроризму.

Противодействие идеологии терроризма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

В качестве потенциальных объектов террористических устремлений могут рассматриваться любые физические и юридические лица, места массового пребывания людей, объекты недвижимости, критической инфраструктуры, транспорта, жизнеобеспечения, коммуникационные и информационные сети.

Под антитеррористической защищенностью потенциальных объектов террористических устремлений следует понимать комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования.

В связи с этим особая роль принадлежит эффективной реализации административно - правовых режимов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Профилактика терроризма предполагает решение следующих задач:

· разработка рекомендаций и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;

· выявление и прогнозирование террористических угроз, информирование о них органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественности для принятия мер по их нейтрализации;

· оказание сдерживающего и позитивного воздействия на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к экстремистским действиям;

· определение правовой регламентации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации при введении режимов террористических угроз;

· разработка перечня антитеррористических мероприятий для организации и проведения их на территории субъектов Российской Федерации с обязательным определением источников их финансирования;

· разработка и введение типовых требований по защите от угроз террористических актов критически важных и потенциально опасных объектов, мест массового пребывания людей;

· определение прав, обязанностей и ответственности руководителей органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов;

· совершенствование правовой регламентации возмещения ущерба лицам, участвующим в пресечении террористического акта и проведении контртеррористической операции и (или) пострадавшим в результате их осуществления;

· совершенствование взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в целях выработки единой стратегии и тактики в рамках осуществления международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму.

Организация деятельности по профилактике терроризма требует обеспечения скоординированной работы органов государственной власти с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами.

Реализация указанных задач осуществляется в рамках создания эффективной системы мер по противодействию терроризму.

Ответственность

Под экстремизмом (от лат. еxtremus – крайний) понимается приверженность крайним взглядам и мерам. Под терроризмом (от лат. terror –страх, ужас) принято понимать использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов.

Терроризм является наиболее опасной формой экстремизма.

За преступления экстремистского и террористического характера предусмотрена достаточно суровая уголовная ответственность, вплоть до пожизненного лишения свободы. К ряду преступлений против мира и безопасности человечества не применяются сроки давности освобождения от уголовной ответственности.

К преступлениям экстремистского характера Уголовный кодекс РФ относит нарушение равенства прав и свобод человека (дискриминация), воспрепятствование осуществлению избирательного права либо права на свободу совести и вероисповеданий, массовые беспорядки, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение ненависти или вражды, организация экстремистского сообщества и другие.

Ряд статей УК РФ, предусматривающих ответственность за насильственные преступления против личности, содержат такие квалифицирующие признаки, отягчающие ответственность, как совершение действий по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды или по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Таким образом, в зависимости от мотива, к преступлению экстремистского характера может быть отнесено убийство, причинение вреда здоровью различной тяжести, истязание, побои, угроза убийством, хулиганство.

К уголовной ответственности за совершение таких преступлений в последние годы часто привлекаются несовершеннолетние, входящие в состав неформальных молодежный объединений, идеологией которых является ненависть к лицам иной национальности, социально незащищенным слоям населения («бомжам» и т.п.).

По ст.282 УК РФ (возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства) осуждаются несовершеннолетние, действия которых выражаются в размещении в сети «Интернет» видеороликов пропагандистского характера со сценами убийства и насилия над лицами по мотивам нетерпимости и ненависти к расе, национальности и происхождению, публикуются текстовые документы под названием «Пособие по уличному террору» и т.д., с которыми знакомятся пользователи сети.

К террористическим преступлениям относятся - террористический акт, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем, угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного состава и ряд других.

Одним из распространенных преступлений, относящихся к категории террористических, является преступление, предусмотренное ст.207 УК РФ – «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма».Общественная опасность данного преступления заключается в нарушении нормального функционирования государственно-властных институтов, отвлечении сил органов охраны правопорядка на проверку ложных сообщений, а также специальных служб, призванных оказывать в чрезвычайных ситуациях помощь населению (бригады МЧС, скорой помощи, пожарной охраны и т.д.), нарушении прав и охраняемых законом интересов граждан.

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма пугает население, на период проверки нарушает нормальную жизнь общества, дезорганизует работу органов государственного управления, предприятий, организаций, транспорта.

В связи с такими сообщениями правоохранительными органами осуществляются чрезвычайные меры, парализуется деятельность вокзалов, происходит срочная эвакуация людей из зданий и сооружений, тратятся большие средства на поиски взрывных устройств.

Форма передачи сообщения может быть различной (по телефону, в письменной форме, устно, через «Интернет» и т.п.), для квалификации это значения не имеет. Сообщение может быть передано любым адресатам: как государственным органам и должностным лицам, так и юридическим и физическим лицам. В основном, сообщения поступают, конечно же, на телефон службы «02» дежурных частей населенных пунктов.

Как показывает судебная практика причины совершения данного преступления самые разные - от душевных расстройств до желания развлечься. Преступления зачастую совершаются в состоянии алкогольного опьянения, несовершеннолетними, из хулиганских побуждений. Вместе с тем, за такие "развлечения" предусмотрено уголовное наказание до 3 лет лишения свободы, а уголовной ответственности по ст.207 УК РФ подлежат лица, достигшие 14-ти лет.

Имущественный и материальный ущерб, связанный с работой бригад скорой помощи, МЧС и иных спасательных служб, призванных оказывать помощь в экстренных случаях и вынужденных проводить проверку ложного сообщения, ложится на плечи виновного лица. Одновременно с вынесением приговоров по данной категории дел удовлетворяются иски организаций, понесших затраты.

Наши рекомендации