Становление криминологии как науки в конце XIX века
Антропологическая концепция изучения преступника. Криминальная антропология прочно ассоциируется с именем итальянского ученого Чезаре Ломброзо (1836-1909). Основная идея Ломброзо заключается в том, что преступник - это особый природный тип, скорее больной, чем виновный. Он разработал признаки преступного человека, определяющиеся по строению черепа, который напоминает черепа низших доисторических человеческих рас, а также другие аномалии строения тела. Поскольку они, по мнению Ломброзо, прирожденные преступники (т.е. они в общем-то невиновны, поскольку такими родились), то и меры воздействия на них должны быть сходны с мерами воздействия на душевнобольных: их следует выявлять и изолировать (либо уничтожать).
Позитивное направление. Сущность позитивного метода Энрико Ферри (1856-1928) состоит в том, что при изучении преступности следует опираться на экспериментальные исследования. Ферри понимал преступность как следствие воздействия трех факторов: антропологических, физических и социальных, отдавая приоритет последним. Он считал, что причиной роста или снижения преступности являются вовсе не наказания, которым только приписывается такое большое значение, а изменение социальных условий. В русле позитивистской школы развивал свои идеи и видный итальянский ученый, барон Рафаэль Гарофало (1852-1934). Изданная им в 1884 г. Монография “Криминология”, фактически узаконила название новой науки. В монографии была предложена рациональная система наказаний, применяемых в зависимости от категории преступника (он классифицировал их на 4 группы).
Он был сторонником применения смертной казни, которую считал важной сдерживающей силой. Такого же мнения придерживался и А.Ферри, считавший что смертная казнь должна быть не просто установлена в законах, но иметь достаточно масштабное применение. Если же она применяется редко (8-10 казней в год), то эффект от нее лишь отрицательный.
Социологическое направление. Наиболее яркими представителями этого направления были французские криминологи Габриэель Тард (1843-1904) и Эмиль Дюркгейм (1858-1917). В 1890 г. вышла книга Тарда “Философия наказания”. В ней он развил идеи о профессиональном типе преступника, доказывал, что антропологические и физические факторы, влияющие на совершение преступления, являются вторичными по отношению к социальным. В отличие от выводов Кетле, он доказал, что преступность не так уж постоянна, а непрерывно растет. Цивилизация, уничтожая одни виды преступности, ею же созданные, насаждает на их месте новые.
Профессор Сорбонны Э. Дюркгейм в своей работе “Метод социологии” (1896) сделал вывод, произведший фурор в научной среде: он не только заявил о том, что преступность - это нормальное социальное явление, но что преступление не следует рассматривать как зло; преступление настолько нормально, что если бы его не было, то существование общества было бы невозможно. Таким образом преступление - показатель общественного здоровья. Ненормальным явлением преступность становится только тогда, когда превышает определенный для каждой социальной системы уровень (нормальный уровень - когда определенный коэффициент преступности имеет место в большинстве стран). В этом случае общество должно воздействовать на преступность. Причем меры воздействия должны быть ненасильственными. Уровень преступности зависит от степени сплоченности общества. В отсутствии со- лидарности в обществе (его дезорганизацию) ученый видит абсолютное большинство негативных общественных проявлений, или аномию (дезорганизацию) общества. Дюркгейм обосновывает очень важный принцип выхода из аномии - постепенность, которая отвергает возможность быстрых перемен в развитии всех социальных процессов, в том числе и преступности, поскольку лежащая в их основе нравственность меняется медленно. Одной их главных причин преступности Дюркгейм считает патологию потребительства. Если ее не удается ограничить, в обществе начинается хаос, дезорганизация, аномия.
Радикальное направление - основоположниками которого были К. Маркс и Ф. Энгельс.
Они считали, что, во-первых, реализация предлагаемых ими мер должна проводиться сразу в ряде стран, если уж не во всем мире; во-вторых, воздействовать на преступность следует путем отстранения от власти правящих сил. Т.е. важнейший вывод этого направления - не изменяя социальных условий, вызывающих к жизни преступления, невозможно радикально повлиять на преступность.