Следы орудий взлома инструментов и производственных механизмов, их классификация, обнаружение и изъятие.
Под взломом понимают – полное или частичное разрушение запирающего устройства, стены, потолка, пола, окна или какой-либо иной преграды для проникновения в запертое хранилище (помещение, шкаф, сейф) или для ухода из запертого (охраняемого) помещения.
Изучение следов орудий взлома и инструментов, обнаруженных на месте происшествия, позволяет:
- уяснить сущность и обстоятельства преступления;
- определить:
- способ взлома и сторону, с которой произведен взлом;
- количество преступников и последовательность их действий по преодолению преграды;
- последовательность образования следов взлома;
- примерное время, необходимое для совершения взлома;
- количество использованных орудий и инструментов, их групповую принадлежность и особенности;
- рост преступника и его комплекцию (предположительно);
- силу и профессиональные навыки преступника;
· выдвинуть предположение:
- что преступник был знаком с объектом преступного посягательства, изучал его и заранее готовился к совершению преступления;
- об инсценировке взлома в целях сокрытия другого преступления.
Орудия взлома – это любой твердый предмет, который был использован для преодоления преграды. В качестве таковых могут выступать:
· предметы, инструменты и механизмы бытового либо производственного назначения (орудия общетехнического характера): стамески, топоры, сверла, сварочные аппараты, пилы и т.п.;
· специально предназначенные либо специально приспособленные для целей взлома: отмычки, «фомки», «балерина», «уистити» и т.п.;
· подручные предметы (случайно оказавшиеся на месте взлома): металлические прутья, полосы железа, куски арматуры и т.п.
Виды следов орудий взлома и инструментов:
- вдавленные следы (объемные) – в результате встречного (прямого) взаимодействия следообразующего и следовоспринимающего объектов;
- следы трения (скольжения) – в результате воздействия орудия взлома на преграду под острым углом;
- следы резания (сверления, распила) – в результате воздействия режущей кромки инструмента (ножницы по металлу, ножовка, сверло, пила) на преграду;
- следы-предметы орудий и инструментов – это обломки их рабочих частей, оставляемые на месте происшествия;
- следы-вещества – это результаты действия электро- и газорежущих аппаратов в виде микроскопических частиц металлической окалины, микрокапель расплавленного и застывшего металла и т.п.
Обнаружение следов орудий взлома и инструментов:
- визуальный осмотр взломанной преграды, поиск и обнаружение следов орудий и инструментов для составления представления о механизме преступного события;
- детальный осмотр повреждений на взломанной преграде при косо падающем освещении с использованием в необходимых случаях лупы и других оптических приборов для уяснения способа совершения взлома, установления групповой принадлежности использованных преступником технических средств.
Фиксация следов орудий и инструментов проводится по обычной схеме (описание в протоколе ОМП, составление схем и планов, фотографирование, изготовление оттисков и слепков, изъятие предметов-следоносителей со следами).
40.Следы транспортных средств и их классификация.
Криминалистическое значение следов транспортных средств – возможность установления важных обстоятельств дорожно-транспортного преступления, преступления против личности, против собственности – в случаях, когда используется транспорт.
Изучение следов транспортных средств позволяет:
- выяснить механизм ДТП, как в целом, так и отдельные его элементы;
- определить скорость движения автомобиля перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь;
- установить модель шины автомобиля по следу, оставленному на дорожном покрытии;
- идентифицировать транспортное средство по его следам;
- определить техническое состояние некоторых агрегатов транспортного средства, вид и марку автомобиля по ширине колеи и размерам базы;
- установить направление движения транспорта, наличие в кузове автомобиля груза и его характер.
Виды следов транспорта.
Транспортные средства передвижения – различные типы автомобилей, гусеничная техника, самоходные машины и механизмы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды, городской электротранспорт и т.д.
Следы транспортных средств – следы контактного воздействия ходовых и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.
Следы-отображения образуются в виде:
· следов качения или скольжения колес, возникающих в заторможенном состоянии (юзом);
· отпечатков (объемных и поверхностных) рисунка протектора, траков гусеницы на покрытии дороги, на одежде и теле потерпевшего;
· вмятин, сколов, царапин, выбоин на преградах, остающихся на покрытии дороги от деталей кузова, ходовой части или трансмиссии автомобиля, разрушившегося вследствие удара при происшествии.
Следы-предметы остаются на месте ДТП в виде деталей автомобиля – колес, ободков фар, осколков лобового стекла и стекол фар, щепок от кузова, элементов одежды потерпевшего, части груза, перевозимого в кузове транспорта.
Следы-вещества на месте ДТП представляют собой:
· лужицы и брызги горюче-смазочных материалов, охлаждающей и тормозной жидкости;
· объекты биологического происхождения (кровь, волосы, мозговое вещество);
· частицы лакокрасочного покрытия, которые взаимно переносятся с одного транспортного средства на другое при их взаимодействии в процессе столкновения;
· скопления частиц грязи, пыли, земли, осыпавшихся с нижних частей автомобиля при столкновении с преградой.
В зависимости от характера дорожного покрытия следы транспортных средств делятся на:
· объемные следы – углубления, которые транспорт оставляет при движении по дороге с мягким покрытием – земля, глина, снег, песок;
· поверхностные следы образуются на дорогах с твердым покрытием (бетон, асфальт), на плоских предметах, лежавших на дороге, на одежде потерпевшего.
По степени видимости следы транспортных средств подразделяются на видимые, маловидимые и невидимые.
В зависимости от расположения изменений на следовоспринимающем объекте может быть:
· локальный след – покрышка колеса оставляет след, изменяя грунт в пределах нажима на него, а остальная поверхность грунта остается в прежнем состоянии;
· периферический след – при изменениях, которые происходят за пределами соприкосновения колеса и дороги.
В зависимости от механизма следообразования может быть:
· статический – след качения – ряд оттисков покрышки колеса, расположенных рядом и образующих в целом непрерывный оттиск следообразующей поверхности в развернутом виде;
· динамический след образуется в результате торможения, заноса, пробуксовки колеса, они растянуты, элементы рисунка протектора у них смазаны, что вызвано замедлением скорости вращения колеса при торможении.