Тема 4. Личность преступника.
Семинар – 2 ч.
1. Понятие «личность преступника» и его сущность.
2. Структура и основные черты криминологической характеристики личности преступника.
3. Классификация и типология преступников.
4. Соотношение социального и биологического в структуре личности лица, совершившего преступление.
Литература:
1. Клейменов, М.П. Криминология: учебник / М.П. Клейменов. – М.: Норма, 2011.
2. Криминология: учебник для вузов / под ред. В.Д. Малкова [Электронный ресурс]. – М.: ЮстицИнформ, 2011. – Доступ из электронной библиотеки «КнигаФонд». – URL: hhtp://www.knigafund.ru.
3. Старков, О.В. Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник [Электронный ресурс]. – М.: «Юридический центр Пресс», 2012. – Доступ из электронной библиотеки «КнигаФонд». – URL: hhtp://www.knigafund.ru.
4. Соколова, О.А. Актуальные направления комплексного подхода к изучению личности человека в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений // Эксперт-криминалист. – 2013. – № 3.
Методические рекомендации
Изучая данную тему, необходимо, прежде всего, разобраться в содержании социальной сущности личности преступника, выраженной в совокупности свойств и признаков, характеризующих это лицо в различных его проявлениях и обусловливающих его преступное поведение. Важно правильно представлять себе соотношение понятий: «лицо, совершившее преступление», «субъект преступления», «обвиняемый» и др. Важно также разобраться во временных рамках рассматриваемого понятия, которое применимо лишь к лицу, признанному судом виновным в совершении преступления, хотя совокупность свойств и признаков, образующих данное понятие, формируется и существует до преступления, обусловливая его совершение. Необходимо также обратить особое внимание на следующие обстоятельства: во-первых, способность совершить преступление в большинстве случаев связана не с какими-то врожденными биологическими особенностями человека, а обусловлена социально обретенными нравственно-психологическим его свойствами и качествами; во-вторых, выраженная в указанной способности общественная опасность личности проявляется в факте совершения преступления, но складывается до этого и является основанием для индивидуального профилактического воздействия; в-третьих, общественная опасность лица проявляется в совершении преступления не с фатальной неизбежностью, а лишь при наличии определенных внешних обстоятельств в конкретной ситуации, в том числе криминогенной.
Весьма важным является вопрос о соотношении и взаимодействии социального и биологического в структуре личности преступника. Правильное его решение состоит в том, что преступление, будучи формой социального поведения, оцениваемого правовой нормой, обусловлено социальными свойствами личности, которые, однако, не изолированы от биологических особенностей человека, а находятся с ними в определенном взаимодействии.
Изучение личности преступника, предполагает уровневый подход: выделение общего, преимущественно теоретического по своему содержанию понятия; затем группового понятия, характеризующего различные категории преступников – корыстных, насильственных, несовершеннолетних, рецидивистов, по виду преступления – убийц, насильников, хулиганов, воров, взяточников и т.д. И, наконец, на уровне отдельной личности – конкретного человека, совершившего преступление. Каждый из этих уровней изучения личности имеет определенное научное и практическое значение.
Самостоятельная работа по изучению вопросов – 2 ч.
1. Соотношение понятий «личность» преступника и «поведение» преступника.
2. Соотношение понятий «классификация» и «типология» в изучении личности преступника.
Тема 5. Механизм индивидуального преступного поведения.
Семинар – 2 ч.
1. Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения.
2. Элементы механизма конкретного преступления.
3. Роль ситуации в совершении преступления.
Литература:
1. Варчук, Т.В. Виктимология: учебное пособие / Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкий [Электронный ресурс]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – Доступ из электронной библиотеки «КнигаФонд». – URL: hhtp://www.knigafund.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз.рус. – (Дата обращения: 23.10.2013).
2. Клейменов, М.П. Криминология: учебник / М.П. Клейменов. – М.: Норма, 2011.
3. Криминология: учебник для вузов / под ред. В.Д. Малкова [Электронный ресурс]. – М.: ЮстицИнформ, 2011. – Доступ из электронной библиотеки «КнигаФонд». – URL: hhtp://www.knigafund.ru.
4. Старков, О.В. Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник [Электронный ресурс]. – М.: «Юридический центр Пресс», 2012. – Доступ из электронной библиотеки «КнигаФонд». – URL: hhtp://www.knigafund.ru.
Методические рекомендации
Раскрывая понятие и содержание детерминант и условий отдельного (единичного) преступления, следует, прежде всего, усвоить, что они проявляются в виде взаимодействия, с одной стороны, негативных нравственных свойств индивида, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий его нравственного формирования, а с другой – внешних обстоятельств, в том числе криминогенных, порождающих намерение или решимость совершить данное преступление, стимулирующих его совершение. При этом необходимо уяснить соответствие и взаимосвязь детерминант и условий индивидуального преступного поведения с общими детерминантами преступности.
Анализируя социально-психологический механизм совершения конкретного преступления, надо разобраться в его составных элементах и этапах их проявления, установить те элементы и этапы, с которыми более всего связан «криминогенный сбой» в поведении лица, в связи, с чем оно приобретает преступный характер. Оценивая значение потребностей в механизме индивидуального преступного поведения, важно иметь в виду решающую криминогенную роль избранного лицом способа удовлетворения данной потребности, а также обстоятельства, определяющие этот выбор.
Неблагоприятные условия формирования личности в различных сферах и микрогруппах объясняют происхождение негативных нравственно-психологических свойств индивида, детерминировавших его преступное поведение, указывают конкретные направления и содержание необходимых профилактических усилий. При этом следует иметь в виду так называемое «криминологическое эхо», при котором последствия неблагоприятных условий нравственного формирования личности проявляются в совершенном лицом преступлении, порой со значительным сдвигом во времени.
Серьезное внимание надо уделить ситуации совершения преступления:
- понятию ситуации как необходимой составляющей генезиса большинства преступлений;
- объективному содержанию и субъективному восприятию ситуации виновным;
- роли потерпевшего в создании криминогенной ситуации и некоторым другим вопросам.
Поскольку проблема механизма индивидуального преступного поведения во многом связана с проблемой лиц, совершивших преступления, при работе над настоящей темой следует освежить в памяти основные положения темы «Личность преступника: понятие, структура, типологии».
Самостоятельная работа по изучению вопросов – 4 ч.
1. Роль ситуации в механизме индивидуального преступного поведения.
2. Виды криминальных ситуаций.
Тема 6. Виктимология.
Самостоятельная работа по изучению вопросов – 4 ч.
1. Понятие криминальной виктимологии, ее предмет, метод, цели, задачи, функции.
2. Виктимность и виктимизация.
3. Роль жертвы в механизме индивидуального преступного поведения.
Литература:
1. Варчук, Т.В. Виктимология: учебное пособие / Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкий [Электронный ресурс]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – Доступ из электронной библиотеки «КнигаФонд». – URL: hhtp://www.knigafund.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз.рус. – (Дата обращения: 23.10.2013).
2. Клейменов, М.П. Криминология: учебник / М.П. Клейменов. – М.: Норма, 2011.
3. Криминология: учебник для вузов / под ред. В.Д. Малкова [Электронный ресурс]. – М.: ЮстицИнформ, 2011. – Доступ из электронной библиотеки «КнигаФонд». – URL: hhtp://www.knigafund.ru.
4. Старков, О.В. Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник [Электронный ресурс]. – М.: «Юридический центр Пресс», 2012. – Доступ из электронной библиотеки «КнигаФонд». – URL: hhtp://www.knigafund.ru.
Методические рекомендации
Необходимо отметить, что первые упоминания о проблеме жертвы в механизме совершения преступления содержаться в работах И. Бентама, А. Фаттаха, А. Фейербаха, Г. Клейнфеллера и др.; возникновение виктимологии как частного криминологического учения ознаменовано выходом в свет в 1948 году монографии Г. Гентинга «Преступник и его жертва». Первые фундаментальные виктимологические исследования в СССР начали проводить Л.В. Франк и Д.В. Ривман, которые с 70-х годов прошлого века рассмотрели и вывели закономерности виктимности и виктимизации жертв по разным видам преступлений.
В рамках данной темы следует, прежде всего, говорить о криминальной виктимологии, как части криминологической науки, имеющей единый предмет, одну методологию, сходные цели, задачи и функции. Нужно также разграничивать криминальную виктимологию, как часть криминологии, изучающую жертв преступлений, и виктимологию, как область знаний о любых жертвах, в том числе несчастных случаев, черезвычайных ситуаций и т.д.
Один из важнейших вопросов настоящей темы является вопрос разграничения понятий «потерпевший» и «жертва», «виктимность» и «виктимизация», представляющих собой элементы системы приобретения виктимных качеств, повышающих вероятность стать жертвой преступления.
Рассматривая роль жертвы в генезисе преступления, в первую очередь, необходимо говорить о том, что умысел зараждается у преступника, а виктимное поведение жертвы лишь повышает вероятность наступления негативных последствий, но не предопределяет его.