Предупреждение и профилактика преступлений в системе мер борьбы с преступностью.

. Борьба с преступностью представляет собой органическое единство трех направлений:

  • общей организации борьбы;
  • предупреждения преступности;
  • правоохранительной деятельности.

Общая организация борьбы с преступностью включает в себя составляющие, рассмотренные ниже.

1. Информационно-аналитическую деятельность по регистрации проявлений преступности, изучению этих проявлений, их причинности и детерминации, результатов борьбы с преступностью на предшествующих этапах и оценке соответствующих данных. Осуществляется это путем создания систем учетов преступности, статистической отчетности; текущей аналитической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью; развития криминологических исследований, использования теоретических обобщений получаемых сведений.

2. Криминологическое прогнозирование. Криминологический прогноз – это оценка будущего состояния преступности и иных криминологически значимых последствий тех или иных управленческих решений.3. Определение стратегии борьбы с преступностью. На основе оценок криминологической ситуации (т. е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью государство как основной субъект организации этой борьбы определяет ее стратегию.

4. Программирование борьбы с преступностью. Различают долгосрочное программирование, максимально отражающее стратегию борьбы с преступностью, среднесрочное (как правило, на два года) и краткосрочное (на квартал, полугодие).

Программирование борьбы с преступностью увязывается с программированием экономического, социального и политического развития общества и государства. Сейчас можно сказать и иначе: борьба с преступностью должна быть органической частью политики в обществе – как государственной, так и политической деятельности различных негосударственных структур, институтов гражданского общества.5. Законотворчество в сфере борьбы с преступностью. Законотворческая работа тесно связана с программированием борьбы с преступностью. Если действующий закон не обеспечивает борьбу с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в стране, требуется серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению законов или созданию принципиально новых нормативных актов.

6. Реализация программ борьбы с преступностью, их корректировка и координация деятельности по борьбе с преступностью. Непосредственное обеспечение реализации программ борьбы с преступностью носит многоаспектный характер. Оно включает управленческую деятельность, контроль, подбор кадров, их подготовку, оптимальную расстановку, организацию повышения квалификации, переподготовку с учетом новых криминологических и более широких социальных реалий, разработку новой техники, ресурсное обеспечение борьбы с преступностью, анализ эффективности принимаемых и корректировку реализуемых программ.7. Организация и развитие научных исследований в области борьбы с преступностью. В данном случае речь идет о развитии сети научно-исследовательских учреждений и о подготовке научных кадров, совершенствовании методики исследований, внедрении результатов достижений науки в практику. Наряду с криминологическими существенное значение имеет развертывание междисциплинарных и комплексных исследований.

8. Правоохранительнаядеятельность.Применительно к преступности она включает применение предусмотренных законом мер к лицам, совершающим преступления, и мер по восстановлению нарушенных преступлениями прав и законных интересов жертв этих преступлений, возмещению причиненного вреда.

Задачи и основополагающие начала борьбы с преступностью. Наиболее важными среди них можно считать следующие.

1. Примат предупредительной деятельности над правоохранительной, а в предупредительной деятельности – примат мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней над предусмотренными законом ограничениями.

2. Применение мер, ограничивающих права и свободы граждан, только по фактам нарушения закона и в предусмотренных законом случаях.

3. Обеспечение неотвратимости предусмотренной законом ответственности виновных лиц за преступления.

4. Осуществление борьбы с преступностью всем обществом, всем населением.

5. Осуществление борьбы в режиме законности, только в рамках конституции государства, не противоречащих ему других законов и подзаконных актов, с соблюдением международно-правовых норм.

6. Подконтрольность народу органов, участвующих в борьбе с преступностью.

7. Комплексное осуществление борьбы с преступностью.

8. Обеспечение равенства всех физических и юридических лиц перед законом.

9. Экономия уголовной репрессии и применение наказания в виде лишения свободы только в случаях, когда иное решение чревато опасностью появления новых жертв преступлений и иного значительного вреда.

10. Международное и двустороннее сотрудничество государств в борьбе с преступностью.

Индивидуальное предупреждение преступления. Как уже говорилось ранее, индивидуальное предупреждение – это прежде всего воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и их социальную среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения являются:

1. антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступления которого достаточно вероятно;

2. криминологически значимые личностные характеристики человека, определяющие деформацию его поведения;

3. криминологически значимые психофизиологические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению);

4. непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности, прежде всего в семье, ином бытовом окружении;

Наши рекомендации