Личность преступника – это совокупность негативных социальных и личностно-структурных психических качеств, образующих ее общественную опасность,которая детерминирует совершение преступления.Личность преступника - основное звено механизма преступного поведения, ееособенности порождающие такое поведение, составляют особый объектпредупреждения.Носителем личности преступника может быть только человек, состоящий сгосударством в уголовно-правовых отношениях. Такие отношения возникают смомента совершения лицом преступления и длятся до момента утратыпреступлением своего правового хараткера (пр. до момента погашения или снятиясудимости). Существование личночти преступника к конкретному индивидуограничено во времени.Антисоциальное правонарушаемое поведение личности до момента совершенияпреступления можно рассматривать как предпреступное (предкриминогенное), ноне криминально общественно опасное. Структура личности преступника.-это упорядоченное взаимодействие свойств, характеризующих правонарушителя.Негативные свойства психологии преступника порождают мотивацию, которая истановится причиной совершения деяния.Мотивы порождены потребностями и интересами личности, которые актуализируют,и конкретизирует мотивы поведения. Цель – является результатом преступногоповедения.Структура личности преступника формируется, из следующих признаков:1)социально-демографических признаков; 2)уголовно-правовых признаков;3)социально-ролевых; 4)нравственно-психологических признаков;5)биофизиологических признаков1)Социально – демографические признаки (пол, возраст, образование, семейноеположение, принадлежность к социальной группе, материальное положение,Общепринятый образ жизни: должен соответствовать определенным социальным нормам (общимправилам), под которыми понимают устойчивые формы социального действия людей,осуществляемого для достижения стоящих перед организацией целей. Они нетолько предписывают определенный способ поведения, одобренный как обществом вцелом, так и его различными подсистемами, но и вызывают в сознании индивидарешающие мотивы в пользу этого поведения. Общепринятый образ жизни – этоодобряемые обществом и большинством людей способы поведения, стимулирующиеего различные нравственные и законопослушные формы проявления.Отклоняющийся образ жизни от общепринятого: аморальный; асоциальный;криминальный; преступный.Типы антиобщественного образа жизни:1) аморальный образ жизни: а)малая продолжительность;б)в структуре преобладают проступки; в)наиболее деформирована сфера досуга;г)влияние на окружающих незначительное.2) асоциальный образ жизни: а)средней или малойпродолжительности; б)в структуре преобладают правонарушения; в)наиболеедеформированы досуговая и учебно-трудовая сферы; г)влияние на окружающихнезначительное.3) криминальный образ жизни: а)средний либо длительныйпериод продолжительности; б)в структуре сочетаются правонарушения спреступлениями; в)наиболее деформированы досуговая, учебно-трудовая, семейно-бытовая сферы; г)среднее или значительное негативное влияние на окружающих.4) преступный образ жизни: а)длительный периодпродолжительности; в структуре преобладают преступления; в)значительнодеформированы все сферы образа жизни; г)значительное влияние на окружающих.
42.типология преступниковТипология лиц, совершивших преступления, представляет собой более высокийуровень обобщения и познания этих лиц. В основе типологии всегда лежатнаиболее существенные криминологически значимые признаки преступников,закономерно связанные с преступным поведением.Основные типы личности преступника:а) Последовательно-криминогенный тип. У этих лиц – стойкие антиобщественныевзгляды, это в основном преступники – профессионалы, рецидивисты, "воры взаконе" и другие опасные субъекты, которые действуют не под влияниемсложившейся ситуации, а большей частью сами ее создают. Еще такихпреступников называют "злостными". Их насчитывается в среднем до 20% отобщего числа.б) Ситуативно-криминогенный тип. Он отличается от предыдущего тем, что обычнодействует при благоприятной для него ситуации и под влиянием. Про такогоможно сказать, что "крадет, если что плохо лежит". К данному типу относятсяво многих случаях не прямые исполнители преступления, а второстепенныесоучастники; нередко такими являются подростки.Это неустойчивые люди, и в кризисное время число их возрастет. В современныхусловиях их насчитывается до 70%.в) Случайный преступник – человек, которого на преступление толкнули сложныежизненные обстоятельства. Бывает и такое стечение событий, при которомтрудная и неожиданная ситуация приводит к преступлению, совершенному понеосторожности (например, при вождении автомашины).10%В зависимости от характера и содержания мотивации можно выделить следующиетипы преступников:1.с политической мотивацией; 2.с корыстной мотивацией; 3.насильственно-эгоистической мотивацией; 4.анархическо-индивидуалистической мотивацией;5.легкомысленно-безответственной мотивацией.
43.Социально ролевой подход в изучении личности преступникаличность рассматривается как активный деятель, субъект общественных отношений. Социально-ролевой подход позволит увидеть позиции и функции, которые объективно криминогенны, так как они налагают на личность обязанности, противоречащие действующему праву, и она может выполнить их только ценой правонарушения; предъявляют к ней взаимоисключающие требования, что ведет к социально-правовым конфликтам; исключают личность из сферы действия необходимой для нее совокупности положительных воздействий и т. п. Социально-типологический подход позволяет понять, какую личность формируют обстоятельства, к каким социальным позициям и ролям она готова, как в соответствующих типичных ситуациях намерена преодолевать препятствия, разрешать конфликты и т. п. Выявление того, почему негативно отклоняющееся от социальных норм поведение приняло конкретный характер, требует этико-правовой оценки соответствующих позиций, ролей, связей и отношений, а также личностных характеристик. Весьма существенно и то, насколько распространен в обществе тип личности, продуцирующий преступное поведение, как он соотносится с иными типами личности, каковы его социально-экономические, социально-психологические и психологические детерминанты.
44. механизм преступного поведения.При совершении каждого умышленного деяния вначале возникает мотивация, затемпреступление планируется и исполняется. В качестве основных системообразующихэлементов выступают, во-первых, свойства личности субъекта будущегопреступления (они детерминируют все звенья механизма), во-вторых, то естьфизические (личность жертвы) и в особенности, социальные условия жизни.Последние определяют и саму личность, формируют ее в течение всей жизни.Удовлетворение потребностей человека зависит от его возможностей.30% россиян живут ниже уровня бедности Причина корыстных преступлений (нужда):Соц. иссл. 1978 г., лишь в 3%;- В 1997 г. от 21 до 48% корыстных преступлений.Все более широкое значение получает десоциализация личности, потеря жизненныхориентиров, формирование антисоциальных способов личностной мотивации. Непосредственной психологической причиной отдельного преступления являетсястремление лица удовлетворить свою индивидуальную потребность вопреки и в ущербобщественным интересам. Преступность поступка в конечном итоге определяетпротивозаконный характер избранных лицом средств и способов удовлетворениясвоей потребности и достижения преследуемой цели.Криминогенная ситуаци -это совокупность обстоятельств, вкоторых оказывается человек перед совершением преступления, которыевоздействуют на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственнымикачествами данного лица непосредственно обусловливают его намерение ирешимость совершить действие, образующее умышленное преступление илиприводящее к преступлению по неосторожности.Классификация:1 По порядку образования: а)людьми; б)неблагоприятным стечением обстоятельствлибо вызванные естественными силами природы.2 По субъекту: а)преступником; б)обоюдными действиями (преступника и жертвы);в) жертвой преступления (правомерными, неправомерными и аморальнымидействиями).3 По содержанию: а)проблемные ситуации; б)конфликтные ситуации;в)экстремальные ситуации.4 По пространственной распространенности: а)распространяются на обширнуютерриторию (общие); б)концентрирующиеся на ограниченной территории(локальные).5 По уровню действия: а)затрагивают только данное лицо; б)касаются многих лиц.6 По характеру воздействия на виновного: а)провоцирующие; б)сопутствующие;в)соблазняющие; г)разряжающие; д)затрудняющие.Расхождение между объективным содержанием ситуации и ее субъективнымвосприятием виновным зависит от: а)нравственных свойств виновного; б)егопсихофизических особенностей и состояний; в)внешних (внеличностных)обстоятельств.
45.изучение потребностно-мотивационной сферы преступника.При анализе механизма преступного поведения уже отмечалась значимость потребностно-мотивационной сферы.
Потребности – источник мыслительной и поведенческой активности человека, они отражают и его природные свойства (элементарные или естественные потребности: в пище, одежде, сне, определенной температуре существования и др.), при этом они всегда "социально окрашены", т. е. имеют чисто социальные характеристики, сформировавшиеся в обществе. В этой системе потребностей необходимо учитывать такие важные, которые часто проявляют себя в преступном поведении, как: стремление к самоутверждению, проявлению своего Я, познанию и творческой деятельности. Интересы, или, коротко говоря, эмоционально окрашенные потребности, в большей мере зависят от системы ценностных ориентации личности, иных содержательных характеристик его сознания, а также социальной среды, в которой формировался, действует или к которой стремится человек.Многие авторы выделяют три вида детерминации потребностей: естественный, материальный и духовный, а условно потребности также разграничивают на естественные, материальные и духовные. Потребности и интересы оказывают сильнейшее влияние на мотивационную сферу личности. Под мотивационной сферой личности понимается вся "совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни". Ряд авторов полагают, что можно говорить о совокупности мотивов и целей.
Каковы же побудительные мотивы, лежащие в основе преступного поведения и преступности?
Выделяются следующие основные мотивы:
1. общественно-политические: устройство управления государством и обществом, участие в этом управлении, влияние на него и т. п.;
2. социально-экономические: а) удовлетворение абсолютных, т. е. самых необходимых, жизненно важных потребностей; б) удовлетворение "относительных потребностей", возникающих в условиях социально-экономической дифференциации населения и сравнения людьми своего положения с положением окружающих; в) достижение своего идеала – некоего материального стандарта (сверхбогатство) или социального стандарта (проникновение в высшие слои общества), на которые ориентировано данное лицо;
3. насильственно-эгоистические (агрессивные в физическом или психологическом планах): а) абсолютизация идеи самоутверждения, реализации имеющихся потребностей и интересов в любых формах; б) самоутверждение в тех формах, которые возможны для лица в конкретных ситуациях (невоспитанный, нецивилизованный человек привычно отвечает оскорблением на замечания либо затруднение в использовании судебного порядка защиты чести и достоинства ведет к физической расправе с обидчиком); сюда же относятся случаи, когда забитый, находящийся в нечеловеческих условиях человек и утверждается "нечеловечески";
4. легкомысленно-безответственные: а) отсутствует потребность и заинтересованность в соотношении своих поступков с существующими нормами поведения, законом; б) избирательность такого соотношения (например, только в условиях строго внешнего контроля либо в общении с власть имущими, но не подчиненными и безответными людьми и т. п.).
а) абсолютное обнищание части населения и стремление удовлетворить самые необходимые потребности особенно это характерно для деяний несовершеннолетних;
б) усиление социально-экономической дифференциации населения, в том числе за счет криминального обогащения одних лиц и связанное с этим стремление других лиц любым путем уравнять свое положение с наиболее обеспеченными группами, особенно в условиях широкой и назойливой рекламы дорогостоящего образа жизни. Это проявлялось в разных формах криминального поведения: вымогательствах, кражах, разбоях, должностных и экономических преступлениях;в) экономическое самоутверждение в условиях стремительного рывка к рынку, передела собственности, конкуренции при сильном давлении криминального фактора, отсутствия системы действенной поддержки добросовестного предпринимательства и надежного обеспечения его безопасности государственными и общественными институтами. Следствие этого: наемные убийства; торговля государственными секретами, национальным достоянием, детьми; похищение людей;превышение власти, должностных полномочий, злоупотребление ими; взяточничество; переход немалого числа молодых людей на обслуживание лидеров криминальной среды и рост организованной преступности, коррупции;г) полный отказ государства от антиалкогольной политики и даже монополии на производство и торговлю спиртными напитками. В результате росла преступность ради приобретения спиртных напитков либо средств для их приобретения, а также преступность, связанная с конфликтами на почве пьянства. Среди криминологов одно время велись дискуссии относительно целей преступного поведения и преступной деятельности. В частности, являются ли преступными, общественно опасными сами цели либо только средства их достижения. Думается, общественно опасными бывают и цели:
потребление наркотических веществ, ликвидация неугодного человека как такового, подавление инакомыслия.
46.понятие и содержание предупреждения преступлений
Предупреждение преступности – это многоуровневая система мер(государственных, общественных, специальных), направленных на выявление,устранение, ограничение, ослабление илинейтрализацию причин и условийпреступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а такжена удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизнии (или) поведение которых указывают на реальную возможность совершения имипреступлений в будущем.Деятельность по предупреждению преступности направлена на сокращениепреступности как явления.Задачи предупреждения преступности1.Систематическое выявление и анализ явлений, факторов, ситуаций иобстоятельств, способствующипреступления2.Выявление и изучение противоречий и конфликтов, которые приводят квозникновению преступных намерений, а также к формированию личностиправонарушителей.3.Постоянное выявление и постановка на учет лиц, от которых можно ожидатьсовершения преступлений, и активное корректирующее воздействие на данных лиц.4.Устранение или нейтрализация явлений и факторов, способствующихантиобщественном поведению.Проблемы предупреждения:основания применения мер предупреждения;сроки применения мер предупрежде-ния;процедура предупреждения.Предупреждение:-социальная профилактика;-принудительное предупреждение (меры компенсации, безопасности и наказания).