Вопрос №3. Социологические методы криминологии.

Анкетирование. Способ исследования криминологических проблем путем опроса достаточно большого числа лиц по специально разработанной письменной анкете. Преимущество этого метода:

· позволяет получить данные, не отраженные в статистике.

· этот метод мобилен и экономичен, т.е. можно в короткий срок при сравнительно небольших материальных затратах опросить достаточно большую группу лиц

· анонимность – всегда проводится анонимно

· простота технического обеспечения

Недостатки:

· анкета непригодна для получения некоторых важных для криминолога сведений, т.к. ответы на вопросы анкеты носят вербальный и субъективный характер

· неполный возврат заполненных анкет

· возможны ошибочные записи в анкете, искажающие результаты исследования, из-за непонимания содержания вопроса

· трудно, а иногда невозможно преодолеть нежелание опрашиваемого отвечать

· трудно исключить возможность взаимных влияний.

Все вопросы, используемые в анкетах, делятся на группы:

1. По содержанию:

a. вопросы о фактах сознания, выясняют мнения, оценки, пожелания, планы на будущее

b. вопросы о фактах поведения - выявляют поступки, действия людей.

c. вопросы о личности респондента

2. По форме:

a. открытые (предоставляют возможность респонденту самому ответить на вопрос)

b. закрытые (те, на которые приводятся полный набор вариантов ответа)

c. прямые (вопрос, который требует оценки какой-либо ситуации из жизни респондента)

d. косвенные (предлагает разрешить проблемную ситуацию, которая отстранена от жизни респондента).

3. По функциям:

a. основные (на сбор информации об изучаемом явлении)

b. контрольные (проверяют надежность информации и устойчивость мнения опрашиваемых)

Требования к составлению анкеты:

1) небольшое вступление или обращение, в котором указываются цели и задачи проводимого исследования, организация, которое осуществляет это исследование и разъясняются правила заполнения анкеты

"Ув. респонденты, ИВГУ проводит исследование с целью установления _______________. Просим оказать помощь в ______________"

2) в начале анкеты идут простые вопросы - и по содержанию, и по заполнению, т.е. респондент должен привыкнуть к анкете.

3) в середине располагаются наиболее сложные и трудоемкие вопросы, а в конце - простые, т.к. респондент устает отвечать, внимание рассеивается

4) не более 45 минут

5) логическая последовательность вопросов и расположение по тематическим блокам

Интервьюирование.

Ответы на вопросы даются в устной форме.

Преимущества:

· дает возможность достичь более глубокого психологического контакта с респондентом, что сказывается на надежности и качестве полученной информации

· мобилен

· наличие интервьюера позволяет разъяснять формулировку вопросов, корректировать ход беседы, задавать дополнительные или уточняющие вопросы, позволяет контролировать чистосердечность

Недостатки:

· трудоемкость проведения

· требует больших затрат времени, привлечения специалистов

Виды:

· формализованное (стандартизированное) интервью - в основе заранее разработанный опросник; действия интервьюера жестко регламентированы, он должен придерживаться только вопросов, которые есть в программе интервью, не может менять их последовательность и формулировку;

· фокусированное - менее стандартизированное, также заранее готовится перечень вопросов, но последовательность и формулировка могут меняться в ходе беседы

· свободное - минимально стандартизированная процедура, не требует предварительной разработки вопросника, интервьюер должен лишь четко понимать какую информацию он хочет получить, все остальное, логическая взаимосвязь, их формулировка, план интервью все зависит от профессиональных умений исследователя

· индивидуальное

· групповое

Наблюдение.

Это непосредственное восприятие значимой для криминолога ситуации или поведения людей.

2 вида:

· простое (исследователь пассивно наблюдает конкретную ситуацию со стороны, сам в ней не участвует)

· включенное - исследователь включается в коллектив и осуществляет взгляд на группу изнутри; проблемой является допустимая степень интеграции с группой - иногда для слияния с ней встает вопрос об участии исследователя в аморальных и противоправных поступках, что является недопустимым. Сфера применения включенного наблюдения ограничена (либо до преступное поведение, либо в процессе отбытия наказания)

Недостатками является следующее:

· ограниченность сферы применения (наблюдать можно не все)

· большие затраты времени для получения достаточного для выводов количества фактов

· сложность внедрения в группу

· наличие "кризиса терпения" со стороны объектов изучения (простое наблюдение), длительное присутствие наблюдателя вызывает негативную реакцию со стороны наблюдаемых

Плюсы: позволяет получить объективную информацию

Эксперимент.

Специально организованное и целенаправленное воздействие на объект исследования с целью фиксации его поведения в заданных условиях.

Область применения ограничена. Можно выявлять, таким образом, лишь действия социально положительных факторов, проверять эффективность профилактической работы. Не допускается искусственное создание отрицательных условий, провоцирующих противоправное поведение.

Метод экспертных оценок.

Группы научных и практических работников, которые имеют достаточные профессиональные познания и практические навыки в области борьбы с преступностью, предлагается высказать свои предположения по тем или иным криминологическим проблемам. Ответы обобщаются и анализируются и выводятся средние значения. С помощью этого метода изучают латентность (скрытость) преступности. Применяется метод при прогнозировании преступности, при исследовании эффективности норм и институтов уголовного права, уголовно-исполнительного права, уголовно-процессуального права.

Недостаток:

· оценка эксперта основана на субъективном мнении

· нередко возникают трудности со сбором репрезентативной группы экспертов

· на опрос затрачивается много времени

Анализ документов.

Изучение документов проводится на основании анкеты, специально разработанной для исследования. Это позволяет формализовать полученные данные. Особенности: Зафиксированная в документах информация аккумулирована по другим поводам, а не в связи с проводимым исследованием. Исследователь не может по своему усмотрению расширять, дополнять информацию - мы получаем объективную информацию.

Наши рекомендации