Подследственность и подсудность уголовных дел.
Статья 151 УПК РФ закрепляет правила о подследственности. Подследственность — это совокупность закрепленных в уголовно-процессуальном законе юридических признаков уголовного дела, в зависимости от которых устанавливается конкретный орган, правомочный и обязанный осуществлять дознание и предварительное следствие.
В соответствии со ст. 151 подследственность уголовных дел, расследуемых следователями прокуратуры, федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов налоговой полиции, определяется по предметному (родовому), персональному (личному), территориальному (местному), альтернативному признакам, а также по связи дел.
Предметный (родовой) признак является основным для определения подследственности уголовных дел и зависит от характера и степени общественной опасности преступления. Статья 151 УПК РФ устанавливает перечень преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия.
Так, следователи прокуратуры расследуют уголовные дела о преступлениях:
1) против жизни и здоровья (различные виды убийств (ст. 105-108 УК), причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК), доведение до самоубийства (ст. 110 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК), принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120УК);
2) против свободы чести и достоинства личности (похищение человека (ст. 126 УК), квалифицированные виды незаконного лишения свободы (ст. 127 УК), незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128 УК) и др.).
На основе предметного (родового) признака разграничивается подследственность между дознавателями различных ведомств.
Так, дознавателями органов внутренних дел дознание производится по уголовным делам о преступлениях:
1) против жизни и здоровья (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112 УК), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК), побои (ст. 116 УК), истязание — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 117 УК), причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК), угроза убийством пли причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК), заражение венерической болезнью (ст. 121 УК), заведомое доставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (ч. 1 ст. 122 УК), заражение другого лица ВИЧ — инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни (ч. 2 ст. 122 УК), производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля (ч. 1 ст. 123 УК), производство аборта лицом, ранее судимым за незаконное производство аборта (ч. 2 ст. 123 УК), оставление в опасности (ст. 125 УК));
2) против свободы, чести и достоинства личности (незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением (ч. 1 ст. 127 УК), клевета (ст. 129 УК), оскорбление (ст. 130 УК) и др.).
Статья 31 УПК РФ (“Подсудность уголовных дел”) посвящена вопросам подсудности. Подсудность – это разновидность подведомственности, которая является свойством уголовного дела, закрепленном в УПК РФ, которое позволяет его принять конкретному суду к производству.
Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции и ч. 3 ст. 8 УПК никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В статье 31 УПК РФ это конституционное положение реализуется посредством установления предметной подсудности судов РФ разного уровня (звена) по смешанному признаку видов преступлений и субъектов их совершения.
Подсудность мировых судей закреплена и регулируется ч. 1 ст. 31, а также ст. 318-323 гл.41 “Производство но уголовным делам, подсудным мировому судье”. Согласно ст. 5 ФЗ № 177-ФЗ от 18.12.2001 г. “О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” в субъектах Российской Федерации, в которых на момент введения в действие УПК не созданы должности мировых судей, уголовные дела, отнесенные УПК подсудности мировых судей, рассматриваются судами районных судов единолично в порядке, установленном главой 41. Приговор и постановления в этих случаях могут быть обжалованы в кассационном порядке.
Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда (ст. 452), а также дела, связанные с рассмотрением кассационных жалоб и представлений на приговоры и иные решения краевых, областных, республиканских и им равных судов, на приговоры и иные решения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 355); дела, связанные с рассмотрением надзорных жалоб и представлений - на судебные решения нижестоящих судов, определения Кассационной коллегии, приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановления судей Верховного Суда РФ (ст. 403, ч. 8 и 10 ст. 407); дела по пересмотру приговоров, определений или постановлений суда ввиду новых обстоятельств (ч. 4 ст. 413, ч. 5 ст. 415, ч. 1 и ст. 417).
Полномочия Верховного Суда РФ в отношении приговоров и иных решений военных судов установлены ст. 9 Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 23 июня 1999 г. “О военных судах Российской Федерации”. Так, согласно этой норме Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в силу; Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу. Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, а также дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу, и дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.
Согласно ст. 7 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ от 23 июня 1999 г. “О военных судах Российской Федерации” военным судам, применительно к сфере уголовного судопроизводства, подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы (кроме дел о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, если преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы), а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов; а военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, — все уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.
Согласно ст. 9 указанного Федерального конституционного закона Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в первой инстанции дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.
Подсудность окружных (флотских) и гарнизонных военных судов определена ст. 14 и 22 вышеуказанного Федерального конституционного закона. Согласно ст. 6 Федерального закона № 177-ФЗ от 18.12.2001 г. “О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” судьи гарнизонных военных судов рассматривают уголовные дела, отнесенные УПК к подсудности мировых судей, в порядке, установленном главой 41. Подсудность военных судов применительно к кассационной и надзорной инстанциям устанавливается ч. 4 ст. 355, а также ст. 403.
Согласно ч. 1 и 2 ст. Федерального конституционного закона № 3-ФКЗ от 30.05.2001 г. “О чрезвычайном положении” правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют суды, учрежденные в соответствии с главой 7 Конституции. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается. Данное установление указанного Федерального конституционного закона базируется на положениях ст. 118 Конституции, в соответствии с которой правосудие осуществляется только судом (часть 1), а создание чрезвычайных судов не допускается.
Помимо предметного признака, УПК устанавливает подсудность и по иным признакам: по составу суда первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций (ст. 30), по признаку предмета судебного рассмотрения: ходатайства прокурора (следователя) об избрании в качестве меры пресечения содержание под стражей; продления срока содержания обвиняемого под стражей; рассмотрения апелляционных, кассационных и надзорных жалоб и представлений; вопросов исполнения приговора; вопросов снятия судимости; рассмотрения дела в надзорном порядке; пересмотра приговора ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; прекращения либо продления срока пребывания несовершеннолетнего осужденного в специализированном учреждении для несовершеннолетних; прекращения, изменения или продления применения принудительной меры медицинского характера; решения о возбуждении уголовного дела и по иным вопросам судопроизводства в отношении судей и иных категорий лиц, относительно которых законом установлен особый порядок производства по уголовным делам; вопросов оказания международной взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Статья 36 УПК закрепляет важное правило о недопустимость споров о подсудности: “Споры о подсудности между судами не допускаются. Любое уголовное дело. переданное из одного суда в другой в порядке, установленном статьями 34 и 35 настоящего Кодекса, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, которому оно передано”.