Тема 4. Предупреждение преступности.
1. Понятие предупреждения преступности.
2. Объекты и субъекты предупредительной деятельности.
3. Меры предупреждения преступности.
4.Защита жертв преступлений (виктимологическая профилактика).
5. Потерпевшие.
6. Социальные последствия.
7. Криминологическое прогнозирование и планирование мер борьбы с преступностью.
Задания
Задание 1
В городе А. планируется провести в ближайшие 2-3 года крупное международное спортивное мероприятие. Определите, какие виды криминологических прогнозов следует выполнить, чтобы быть готовым к возможным осложнениям криминогенной ситуации.
Задание 2
Определите, какую информацию необходимо собрать для составления прогноза поведения лица, освободившегося из колонии после отбывания наказания за изнасилование.
Задание 3
Учащимися одного из училищ за последние три года совершено 8 преступлений: 3 кражи из квартир — тремя учащимися; 2 угона автомашин - пятью учащимися; 2 хулиганства — тремя учащимися и групповое изнасилование несовершеннолетней -двумя учащимися.
Кроме того, трое учащихся совершили мелкое хулиганство, двое - занимались незаконным изготовлением и использованием радиопередающих устройств.
Установлен факт приобретения и разового потребления тремя учащимися наркотических средств.
Двое учащихся во время производственной практики совершили мелкое хищение строительных материалов.
Неоднократно выявлялись случаи употребления учащимися спиртных напитков.
На обслуживаемой территории находятся юридический, архитектурный и медицинский институты, НИИ радиоаппаратуры и механический завод.
Директор профессионального училища обратился в управление внутренних дел с просьбой оказать содействие в воспитательно – профилактической работе среди учащихся, в том числе в прочтении лекций и проведение занятий на морально - правовые темы.
1. Определите обстоятельства, которые должны быть учтены при организации чтения
цикла лекций и других воспитательных мероприятий с учащимися, формы
правовоспитательной работы, наиболее целесообразные в данном случае, и круг лиц,
которых следует привлечь к этой работе.
2. Разработайте тематику бесед с учащимися училища.
Задание 4
Изучите справку по материалам о правонарушении А.; проанализируйте действия участкового инспектора и дайте им оценку с учетом требований закона, ведомственных нормативных актов и тактики индивидуально - профилактической работы.
12 октября А. прибыл из мест лишения свободы, где отбывал наказание за кражу (в прошлом не судим). Возвратился в семью к жене и детям. Из колонии в милицию поступило извещение, в котором сообщалось, что в колонии он систематически нарушал режим содержания, на путь исправления не встал и должен быть поставлен на профилактический учет.
Участковый инспектор милиции вызвал А. на 17 октября в отдел внутренних дел повесткой. А. в назначенное время не явился. Общественник, которого на следующий день участковый инспектор направил к А., застал его дома и предложил последовать за ним. А. сказал, что сейчас он этого сделать не может, так как ожидает прихода родственников. Общественник настоял на том, чтобы А. немедленно выполнил его требование. А. подчинился и в сопровождении общественника отправился в милицию. Он объяснил участковому, что в день и час, указанные в повестке, явиться не мог, так как в это время находился в отделе кадров хлебозавода по поводу своего трудоустройства.
Участковый инспектор на это заметил: «Трудоустройство - дело нужное, но по вызову в милицию являться надо точно в назначенное время. В следующий раз не явитесь - доставим приводом».
А. сказал: «А я думал, что все это для меня кончилось в колонии. В следующий раз не явитесь - доставим приводом».
А. сказал: «А я думал, что все это для меня кончилось в колонии. В следующий раз буду аккуратнее. А сейчас я хотел бы знать, по какому поводу вызван в милицию, а заодно - с кем имею дело. Ваша фамилия мне ничего не говорит».
Участковый инспектор на это ответил: «Разве Вы не видите, что имеете дело с капитаном милиции? А вызвал я Вас для того, чтобы решить вопрос о постановке Вас на учет, т.к. пришло соответствующее письмо из колонии».
А. сказал: «Это дело нехитрое – письмо прислать. Лучше бы помогли устроиться на работу по специальности. Я об этом просил перед освобождением, но что толку».
Участковый инспектор ответил: «У нас хотя и нет дефицита рабочей силы, однако при желании все же можно найти себе работу».
А. сказал: «Хотелось бы найти работу поближе к дому. Я обратился по объявлению на хлебозавод, где требовались слесари, у меня четвертый разряд. Но в отделе кадров мне сказали, что судимые им не нужны, дескать, и так воровства хватает».
Участковый инспектор возразил: «Ничего, устроитесь в другое место. Кто ищет - тот всегда найдет. А сейчас Вы лучше расскажите мне, что там в колонии натворили?»
А. ответил: «Была у меня там одна встреча, после которой я попал в штрафной изолятор. Ну еще...».
«Что за встреча?» - прервал его участковый.
«Да с одним знакомым, который меня и моих поделыциков «заложил», а скоро и сам попался», - ответил А.
«А еще что?» - спросил участковый.
«Еще? Ну, картишками баловался. Вот и все дела», - ответил А.
«Вот видите, вместо того, чтобы честным трудом искупить свою вину, Вы злостно нарушали режим содержания. Это очень плохо», - сказал участковый и спросил: «У Вас есть ко мне еще вопросы?» А. ничего не ответил.
Участковый инспектор закончил эту беседу следующими словами: «Ну, ладно. Сейчас мы ничего не решим. Я должен запросить из колонии дополнительную информацию. А Вы ведите себя хорошо, не то опять теда попадете. Когда понадобитесь, вызову. Желаю успеха»
На этом беседа, продолжавшаяся 6 минут, была закончена.