Перестройка государственного аппарата в 1921–1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.
Окончание гражданской войны, военной интервенции,активное недовольство населения методами ≪военногокоммунизма≫ требовали изменений экономического и политического курса государственного развития.
Новая экономическая политика (нэп) на первыйплан выдвинула задачи восстановления разрушенногохозяйства, создания современной промышленности, развития сельского хозяйства.Переход к нэпу был провозглашен на X съезде РКП(б)в марте 1921 г.
Продразверстка была заменена продовольственнымналогом, разрешалась частная предпринимательскаядеятельность, государственные предприятия переходилина хозяйственный расчет.Изменения в экономике обусловили и перестройку государственного аппарата.Чрезвычайные органы упразднялись или реорганизовывались.В результате сложилась следующая система, учитывавшая особенности государственного устройства какРСФСР, так и СССР:
на уровне СССР были созданы и действовали: СъездСоветов, ЦИК, СНК, СТО, наркоматы, Верховный Суд,ОГПУ, Красная Армия;
на уровне РСФСР действовали: Всероссийский съездСоветов, ВЦИК, СНК, Экономическое совещание, наркоматы, Верховный Суд, прокуратура в составе Наркомюста;
на уровне автономной республики действовали съездСоветов, ЦИК, СНК, наркоматы, Экономическое совещание, отделение Верховного Суда РСФСР, прокурор;
на областном уровне: областной съезд советов, исполком, экономическое совещание;
на уровне губерний: губернский съезд советов, исполком, экономическое совещание, суд, прокурор;
на уровне уезда: уездный съезд советов, исполком,экономическое совещание, народный суд, помощник прокурора губернии;
на уровне волости: волостной съезд советов, исполком, экономическое совещание;
на уровне города: совет депутатов, исполком, экономическое совещание, народный суд;
на уровне села: совет депутатов, исполком, экономическое совещание.
Как высший орган государственной власти Всероссийский съезд Советов наделялся полномочиями установления, дополнения и изменения Конституции и утверждением конституций автономных республик.К совместной компетенции Съезда и ВЦИК относилась ратификация мирных договоров, вопросы территориального устройства, объявление войны.На практике ВЦИК являлся реальным высшим органом государственной власти. Президиум ВЦИК Конституция определяла как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган власти РСФСР.
Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.
В 1922 г. была учреждена прокуратура - как орган непосредственно обязанный стоять на страже закона. Прокуратуру возглавлял прокурор республики, к-ым по должности явл-ся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернских прокуроров, подчиняющихся только ему. В уезды посылались помощники губернского прокурора.
На прокуратуру возлагался надзор за законностью действий центральных и местных органов власти и управления, она возбуждала уголовные дела против должностных и частных лиц, осущ-ля надзор за производством дознания и предварительного следствия, поддерживала обвинение в суде, опротестовывала приговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке, вела надзор за местами заключения.
Наряду с прокуратурой возникла и адвокатура. По положению об адвокатуре, принятому в мае 1922 г., при губернских отделах юстиции предусматривалась организация коллегий защитников. На которые возлагалось обеспечение защиты обвиняемых по уголовным делам, представительство сторон в гражданском процессе, оказание помощи населению – дача консультаций по юр. вопросам.
В 1922 г. были внесены большие изменения в судебнуюсис-му республик. Проводилась реорганизация всех видов судов и местных органов судебного управления. Вместо общих судов и трибуналов, к-ыесущ-ли в РСФСР, создавалась стройная, единая сис-ма из трех звеньев: народный суд, губернский суд, Верховный суд республики.
Основным звеном в судеб.сис-меявл-ся народный суд, учреждавшийся в уездах. Здесь рассматривалась основная масса уголовных и гражданских дел. Народный суд разбирал дела в составе одного судьи или судьи с двумя заседателями.
Губернский суд имел двойную компетенцию: он явл-ся первой инстанцией по некоторым важнейшим делам и выступал как кассационная инстанция для народных судов. Губерн. Суд выполнял и функции по руководству народными судами.
Верховный суд имед еще более сложную компетенцию. Он выступал в качестве первой инстанции по особо важным делам и в качестве кассационной инстанции для губернских судов. В.С. осущ-л судебный контроль над всеми судами республики. В.С. давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.
В ведении судов находился и следственный аппарат. В уездах действовали народные следователи. При губернских судах – старшие следователи., при Верховном суде республики – следователи по важнейшим делам.
При образовании СССР было предусмотрено создание при ЦИК Союза Верховного Суда.
Верховный суд СССР выступал как суд первой инстанции, но по очень узкой категории дел. Он давал верховным судам союзных республик разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства. Имеющие значения обязательных. На Верховный суд СССР возлагались и опред. Функции конституционного надзора, направленные на защиту интересов как Союза, так и его членов в рамках Конституции.