Вопрос 1. Правовое регулирование предупреждения преступлений
Правовое регулирование предупреждения преступлений состоит в нормотворческой деятельности государства и его органов, определяющей в законах и иных нормативных актах цели и задачи предупреждения (профилактики) преступлений, круг субъектов, осуществляющих эту деятельность, их компетенцию, основные формы и методы работы.
Предупреждение преступности осуществляется на следующей правовой основе:
1. Конституция РФ.
Фундаментальное значение для правового регулирования криминологической профилактики имеет ряд норм Конституции РФ. Так при проведении профилактической работы недопустимо: а) умаление достоинства личности (ст. 21); б) никто не вправе проникнуть в жилище против воли хозяина без судебного решения (ст. 25); в) никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35); г) право потерпевшего охраняется законом (ст. 52) и другие.
2. Международные правовые акты, охраняющие и гарантирующие права граждан, в том числе и осужденных (например, «Конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами» и др.).
3. Нормы уголовного, административного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иных видов права.
3.1. Значение уголовного права для правового регулирования предупреждения преступности определяется:
а) нормами УП очерчен круг деяний, совершение которых карается уголовным законом, и тем самым определяются объекты криминологической профилактики;
б) нормы уголовного права выполняют не только охранительную, но и регулятивную, предупредительную, а также воспитательную функции, которые при определенных условиях предоставляют гражданам, преступившим уголовный закон, избежать уголовной ответственности.
3.2. Уголовно-процессуальное законодательство:
а) обязывает органы дознания, следствия, суд выносить представления об устранении причин и условий преступности, также частные определения;
б) определяет порядок освобождения лиц в связи деятельным раскаянием и изменением обстановки.
3.3. Нормы уголовно-исполнительного права:
а) определяют задачей органов исполнения наказания – предупреждение преступлений осужденным и иными лицами;
б) наказание является не только карой, но и призвано воспитывать осужденных в духе уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам права.
3.4. Важную роль в правовом регулировании играют нормы административного права
– устанавливающие основания и порядок осуществления административного (штрафы, надзор, арест) предупреждения, пресечения и наказания за административные проступки (ряд из которых тесно «граничит» с преступлениями – хулиганство, обман потребителей, уплата налогов и др.).
4. Федеральные законы РФ (например, «О противодействие коррупции», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.).
5. Законы РФ (например, «О милиции (полиции)», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы», «О защите прав потребителей» и др.).
6. Указы Президента РФ (например, «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» и др.).
7. Постановления Правительства РФ (например, «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», «Об участии граждан в охране общественного порядка», «О Правительственной комиссии по профилактике правонарушений» и др.).
8. Распоряжение Правительства РФ (например, «О концепции развития таможенных органов Российской Федерации», «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации», «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» и др.).
9. Приказы и иные нормативные акты МВД РФ (например, № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», № 569 «Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних ОВД», № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»).
10. Совместные приказы правоохранительных органов (например, «О мерах по укреплению законности в деятельности ОВД при регистрации и учете преступлений», «Об утверждении инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» и др.).
11. Информационные письма (например, ЦБ РФ «Обобщение практики применения федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «Об обороте наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ»).
Отдельное место в предупреждении преступности занимают Федеральные (региональные, местные) программы борьбы с преступностью (например, Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы «2007-2016 годы»).