Общая характеристика Службы внешней разведки
Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР РФ) — основной орган внешней разведки Российской Федерации.
Директор Службы внешней разведки назначается Президентом Российской Федерации.
9 октября 2007 года Указом Президента РФ Директором Службы внешней разведки назначен Фрадков Михаил Екимович.
Служба внешней разведки Российской Федерации является федеральной службой, органом исполнительной власти России, руководство деятельностью которого осуществляет не Председатель Правительства Российской Федерации, а непосредственно Президент Российской Федерации. Данный статус СВР был установлен еще Указом № 1185 от 07.10.1992 президента Бориса Ельцина[87].
Внешняя разведка определяется законодательством как «составная часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации», которая «призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием методов и средств», определённых федеральным законодательством[88].
Директор СВР несет персональную ответственность за объективность и достоверность разведывательной информации, добытой СВР и докладываемой Президенту.
Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) предназначена для защиты безопасности личности, общества и государства от внешних угроз. СВР осуществляет разведывательную деятельность в целях:
обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;
обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
Для этого федеральным законом «О внешней разведке» Службе внешней разведки предоставляются полномочия, включая конфиденциальное сотрудничество с лицами, давшими на это согласие.
В процессе разведывательной деятельности СВР имеет право использовать гласные и негласные методы и средства, без причинения вреда жизни и здоровью людей и нанесения ущерба окружающей среде. Порядок использования этих методов и средств определяется законами и другими нормативными актами Российской Федерации.
Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям[89].
Полномочия СВР определены Статьей 6 федерального закона «О внешней разведке». Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия[90]:
установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;
взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;
заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;
обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;
обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;
обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;
2. 2 Современные технологии в деятельности СВР
Бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации Службы внешней разведки Российской Федерации
Для информирования общественности о своей деятельности и поддержания связи с общественными объединениями, средствами массовой информации (СМИ) и гражданами в структуре СВР создано Пресс-бюро, которое строит свою деятельность на основе Закона РФ “О внешней разведке”, законодательства РФ и нормативных актов СВР.[91]
Пресс-бюро возглавляет руководитель, который подчиняется непосредственно Директору СВР.
Пресс-бюро проводит пресс-конференции, брифинги, кино- и видеопросмотры для представителей СМИ, взаимодействует с авторами публикаций по разведывательной тематике. Предоставляемые средствам массовой информации материалы о деятельности СВР не должны содержать сведения, составляющие государственную тайну. Авторы подготовленных для опубликования материалов о внешней разведке Российской Федерации вправе обратиться в Пресс-бюро СВР за экспертным заключением о наличии либо отсутствии в данных материалах сведений такого характера.
Научно-техническое направление разведки имеет своей основной задачей добывание упреждающей информации о достижениях зарубежной науки и техники в первую очередь с целью осуществления контроля за деятельностью иностранных государств в сфере создания принципиально новых видов вооружений. Это способствует поддержанию на должном уровне научной и технической мысли в России, более четкому определению перспективных направлений разработок и программ национальных научно-исследовательских центров, что в конечном счете повышает технологическую оснащенность производства в нашей стране. Внешняя разведка обеспечивает безопасность российских официальных лиц и граждан за рубежом, а также принимает меры по предотвращению акций, проводимых иностранными спецслужбами и криминальными структурами, наносящих ущерб интересам России.
В настоящее время разведывательные органы Российской Федерации все активнее включаются в борьбу с организованной международной преступностью, в частности с терроризмом и наркобизнесом, распространением ядерного и других видов оружия массового уничтожения, незаконной торговлей оружием. По этим вопросам российская разведка взаимодействует со спецслужбами иностранных государств и с международными организациями, защищая в первую очередь интересы России и ее граждан[92].
По свидетельству экспертов в области разведки, СВР за последние годы удалось почти невозможное: она не только, в отличие от других российских спецслужб, избежала болезненных реорганизаций, но и сумела заслужить репутацию вполне респектабельной, законопослушной и деидеологизированной государственной организации. Об этом свидетельствует внимательное отношение высшего руководства страны к еженедельным докладам Директора СВР Президенту Российской Федерации.
Единая информационно-телекоммуникационная система
В настоящее время, постоянно расширяющиеся возможности глобальных информационных телекоммуникационных сетей (ИТКС), обусловили повышенный интерес к ним со стороны службы внешней разведки. И это не случайно. Существующие правила эксплуатации киберпространства позволяют обеспечивать анонимность действий в Сети и существенно осложняют идентификацию пользовательского оборудования. Современные ИТКС характеризуются прежде всего значительным числом пользователей[93].
Сегодня можно утверждать, что современное общество, хотим мы того или нет, значительно зависит от компьютерных технологий. Вместе с тем технические инновации, внедряемые в киберпространство, значительно опережают их гуманитарное осмысление, что приводит к различным проблемам, препятствующим широкому бесконфликтному использованию возможностей новых технологий. Все это происходит на фоне существенного ежегодного прироста числа абонентов сотовых сетей, новых компьютеров, подключаемых к Сети, и значительного увеличения объемов передаваемой информации. ИТКС стали «хранилищем и транспортной средой» для огромного объема информации, в том числе и оперативно значимой. Извлечение же необходимой информации из телекоммуникационных сетей требует адекватных средств, методов и приемов. И дело не только в техническом обеспечении, но и в пересмотре многих сложившихся понятий, новом философском осмыслении произошедших изменений в современном технократическом обществе, где все нагляднее проявляются процессы глобализации.
Можно констатировать, что современные ИТКС – это новая сложная многоуровневая оперативная среда, в которой надо уметь работать, чтобы соответствовать уровню развития общества. Она состоит из разных составляющих. Во-первых, это ее материальная база – сложное технологическое оборудование, программное обеспечение, коммутационные каналы и так далее. Во-вторых, люди – специалисты, инженеры, техники, программисты, администраторы сетей, многие другие. Наконец, и многомиллионный слой пользователей, только в России он уже превысил 60 миллионов и продолжает увеличиваться. Для успешного решения задач, стоящих перед органами внутренних дел, необходимо развивать новое направление – оперативно-розыскную деятельность в информационно-телекоммуникационных сетях.
Развитие и внедрение в повседневную жизнь информационно-телекоммуникационных технологий вовлекают в этот процесс все большее количество людей. И, в свою очередь, создают условия для расширения поля.
Россия активно участвует в международном многостороннем и двустороннем сотрудничестве по борьбе с преступностью, выступает за разработку международной стратегии комплексного противодействия преступности и создание единых международно-правовых механизмов с целью унификации национальных уголовных законодательств.
Новейшая техника превращается в важное условие успеха и обеспечения эффективности деятельности правоохранительных органов. Важнейшим шагом по развитию современных подходов к борьбе с преступностью стало создание Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внешней разведки (ЕИТКС). Ее использование уже сегодня предоставляет широчайшие информационные возможности: от моментального получения информации из специализированных баз данных федерального и регионального уровней до проведения видеоконференций и осуществления образовательных программ для сотрудников органов внешней разведки. В рамках реализации Программы ЕИТКС серьезно укреплен и криминалистический блок – создана сеть автоматизированных лабораторий по идентификации голоса, ДНК-анализа, автоматизированных дактилоскопических информационных систем.
Лекция 25
Современные технологии Федеральной службы охраны Российской Федерации
Общая характеристика Федеральной службы охраны
Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам[94].
Государственная охрана — функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.
Государственная охрана осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации[95].
Основными принципами осуществления государственной охраны являются принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, централизованного руководства, взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности, непрерывности, сочетания гласных и негласных методов деятельности, подконтрольности и поднадзорности.
Руководство деятельностью ФСО России осуществляет Президент Российской Федерации. Положение о ФСО России и структура федеральных органов государственной охраны утверждаются Президентом Российской Федерации.
Основными задачами ФСО России являются[96]:
1) обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда (к объектам государственной охраны относятся Президент Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие, подлежащие государственной охране в соответствии с федеральным законом от 27 мая 1996г. № 57-ФЗ «О государственной охране», а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации);
2) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
3) предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты — здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти, прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны ;
4) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда;
5) защита охраняемых объектов;
6) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
7) организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам;
8) участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну;
9) осуществление государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации и координация работ, производимых в этой сфере;
10) информационно-технологическое и информационно-аналитическое обеспечение государственных органов, техническое обслуживание и программное сопровождение информационно-телекоммуникационных систем и ситуационных центров, а также информационное обеспечение управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях;
11) обеспечение собственной безопасности.