С 80-х гг. ХХ в. - до начала ХXI века
Но первоначальные концепции построения АСУ на базе создания вычислительных центров (при непрерывном наращивании вычислительной мощности систем АСУ) не привели к ожидаемым результатам. Применявшиеся экономико-математические модели имели ограниченные возможности практического использования: аналитическая работа и процесс принятия решений происходили в отрыве от реальной ситуации и не подкреплялись коммуникационным процессом формирования, терялся творческий вклад самого пользователя и т.д. Результаты автоматизации слабо воздействовали на эффективность управления[38].
Положение улучшилось с середины 80-х гг. когда пришла “компьютерная” (“новая”) технология основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.
Такое появление персональных компьютеров привело к принципиальной модернизации идеи АСУ: от вычислительных центров и централизации управления к распределенному вычислительному потенциалу, повышению однородности технологии обработки информации и децентрализации управления. Происходит аккумулирование знаний и умений конкретного человека (пользователя) с интегрированными знаниями и умениями, заложенными в ПК (экспертные системы, системы поддержки принятия решений, системы обеспечивающей технологии и др.).
Современный этап
В настоящее время появилось множество различных технологий, которые значительно улучшают деятельность правоохранительных органов.
Новейшая техника превращается в важное условие успеха и обеспечения эффективности деятельности правоохранительных органов. Правительством взят курс на полное техническое перевооружение правоохранительных органов. Если еще в 2005 году количество приобретаемых новых образцов техники и вооружения составляло 7 процентов от общего объема закупок, то в 2008 году - уже третью часть[39].
Используемые технологии в правоохранительных органах:
1. Оформление материалов оперативных, уголовных, надзорных и судебных дел, а также служебной документации с помощью стандартных программ для ЭВМ:
● текстовых и гипертекстовых редакторов (например, MS WORD);
● электронных таблиц (например, MS Excel);
● программ обработки фото- и видеоизображений (например, MS Power Point для оформления фототаблиц);
● графических редакторов (для оформления приложений к протоколам следственных действий – планов, схем и чертежей).
2. Получение консультационной правовой помощи, правовых и нормативных документов, а также генерация бланков процессуальных документов с помощью:
● автоматизированных справочно-правовых систем «Гарант», «Консультант-Плюс», «Кодекс» и других;
● информационных ресурсов сети «Интернет» (WEB-сайтов Государственной думы, Совета Федерации, Президента, Правительства, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, МВД и других органов государственной власти Российской Федерации);
● информационных ресурсов, хранящихся в фондах электронных библиотек.
3. Автоматизация и повышение качества обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования вещественных доказательств по уголовным делам с помощью:
● мобильного комплекса следователя для работы в полевых условиях;
● специализированных криминалистических комплексов и лабораторий на базе мобильного компьютера, оборудованного специализированным программным обеспечением и соответствующими периферийными устройствами (например, электронные микроскопы, стетоскопы, газоанализаторы, тепловизоры, детекторы для обнаружения поддельных документов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, драгоценных металлов и оружия, наркотических средств и психотропных веществ, живых лиц и трупов).
4. Автоматизация и сокращение сроков подготовки и производства отдельных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий:
● контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; контроля и записи переговоров (с помощью АИС СН «СОРМ»);
● розыска подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего (трупа), транспортного средства, оружия и похищенного имущества (с помощью АИПС «ФР-Оповещение», «Розыск», «Опознание», «Оружие», АИС спутниковой навигации, глобального позиционирования (GPS, ГЛОНАСС), радиопеленгации и распознавания образов личности или транспортного средства);
● восстановления утраченного уголовного дела либо его материалов (с помощью архива электронных копий материалов уголовных дел);
● судебных трасологических, баллистических, портретных, автотехнических и компьютерных экспертиз (с помощью АДИС «Папилон» и «Сонда-Плюс», АБИС «Арсенал» и других);
5. Получение криминалистически значимой информации из АИС специального назначения (АИС СН), обеспечивающих ведение учетов ОВД и Интерпола.
6. Использование электронной почты сети общего пользования «Интернет», закрытых ведомственных сетей МСПД «ДИОНИС» и СТРАС ОПС для служебной переписки по находящимся в производстве уголовным делам, получения директивных, справочно-нормативных документов и методических материалов.
7. Использование компьютерных технологий в обучении сотрудников правоохранительных органов: Системы дистанционных образовательных технологий (СДОТ) и специализированных программ для ЭВМ.
8. Применение автоматизированных рабочих мест (АРМ) сотрудников правоохранительных органов и суда, например, «АРМ Следователя».
Базовыми подсистемами таких АРМ являются:
● подсистема планирования работы сотрудника;
● подсистема контроля за сроками исполнения запланированных мероприятий, а также всеми процессуальными сроками по делу;
● подсистема методического обеспечения профессиональной деятельности (автоматизированные методики расследования преступлений отдельных видов, производства судебных экспертиз и т.д.);
● подсистема автоматизации оформления процессуальных и иных документов;
● подсистема контроля движения служебных документов, находящихся в подотчете пользователя АРМ.
10. Использование компьютерных технологий для оценки доказательств, в том числе, полученных другими участниками уголовного процесса и находящихся в электронно-цифровой форме[40].
Современные технологии, используемые судебными органами.
Новая программа развития судебной системы РФ в качестве первоочерёдной задачи ставит обеспечение открытости и прозрачности правосудия как важнейшего условия повышения к нему доверия людей.
Решить эту задачу можно только настойчиво внедряя в деятельность судов современных технологий.
Результатом работы системы является полностью электронный документооборот. Более того суды практически не занимаются сканированием, поскольку документы поступают в суды уже в электронном виде. Документы систематизированы тематически в Базах Данных.
Вступление России в Совет Европы накладывает на нашу страну обязательства, связанные с достижением международных стандартов по обмену правовой информации в целом виде по сети Интернет.
Современные технологии призваны на новом уровне обеспечить закреплённый Конституцией принцип публичности судебного разбирательства, а так же оптимизировать процессы судебного делопроизводства, автоматизировать операции, ускорить обмен информацией, уменьшить бумажный документооборот и в результате выйти на новый качественный уровень работы суда.
22.12.2008 был подписан Федеральный Закон №262 об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ[41].
С момента вступления закона в силу (1.07.2010) вводится обязанность размещения всеми судами в интернете информации о своей деятельности и тексты судебных актов.
Закон регламентирует в целом принципы, способы, формы, организацию и основные требования при обеспечении доступа к информации.
Основные информационные технологии, используемые судами:
1. Определённый программный комплекс, который предназначен для:
- автоматизации движения судебного дела
- обеспечение информационных потребностей суда
- обеспечение участников споров информацией о ходе рассмотрения
судебных дел, заявлений, жалоб
- для подготовки судебных актов
- для формирования судебной статистики
2. Электронный обмен информацией между судами и лицами, участвующими в судебных делах.
а) Электронный обмен информацией между судами позволяет получить:
- оперативную передачу информации о ходе и результатах рассмотрения судебных дел в судах вышестоящих и нижестоящих инстанций;
- сокращение времени, затрачиваемого сотрудниками суда на регистрацию информации о делах и документах;
- исключение двойной регистрации одной и той же информации при движении дела в судах разной инстанции.
б) Электронное извещение лиц участников о времени и месте судебного заседания.
Данный сервис помимо электронных извещений о времени и месте судебных заседаний позволяет отправлять информацию о процессуальных действиях, произведённых судьёй по данному делу (оставление без движения, назначение судебного заседания), о поступивших по делу заявлений, ходатайств, а также электронные копии судебных актов.
3. Автоматизация процесса формирования почтовой корреспонденции:
- автоматическое заполнение конвертов, почтовых реестров и других процедур;
- почтой России выделяются суду диапазоны штриховых почтовых идентификаторов; штрих коды автоматически проставляются на конвертах судебной корреспонденции и сканер штрих кода позволяет фиксировать факт возвращения уведомления в суд;
- благодаря интеграцией с Почтой России суд автоматически получает информацию о движении и местонахождении почтовой корреспонденции.
4. Автоматизированное распределение исковых заявлений позволяет оперативно, равномерно и объективно распределять дела по судьям, учитывая количество дел, находящихся в рассмотрении, периоды отпуска судей, сроки рассмотрения дел, коэффициент сложности дела, коэффициент нагрузки судьи.
5. Использование шаблонов судебных актов.
Все акты, сопроводительные письма, телеграммы изготавливаются в модуле подготовки документов на основе шаблонов, утверждённых соответствующими судами.
6. Электронная система автоматизации документооборота.
Используется для регистрации документов, не относящихся к конкретным судебным делам, позволяет отслеживать ход исполнения поручений и жалоб, а также быстро найти нужный документ с помощью поиска по реквизитам.
7. Банк решений выносимых судами.
В рамках закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов РФ» суды обеспечивают полную выгрузку информации о движении дел и текстов судебных актов на сайт соответствующего суда.
8. Сайты судов.
Посетители сайта получают возможность ознакомиться со структурой суда, узнать информацию о реквизитах уплаты гос. пошлины, о составлении исковых заявлений и апелляционных жалоб, о статистических отчётах суда, а также оперативно узнавать информацию о движении дел и принятых по ним решениях.
9. Подача заявок на ознакомление с делом в электронном виде через сайт суда.
10. Информационный киоск для предоставления справочной информации.
С помощью сенсорного информационного киоска посетители суда могут получить информацию о судебных делах, рассчитать гос. пошлину, ознакомиться с правилами и регламентами.
11. Система аудио фиксации судебных заседаний.
Предназначена для записи судебных выступлений участников судебных заседаний и подготовки судебных протоколов.
12. Видеоконференц-связь.
Может использоваться для организации делопроизводства при взаимодействии судов различных инстанций, а так же при судебном заседании.
Лекция 17