Понятие и принципы современных технологий
Понятие современных технологий
Термин «технология» определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства конечной продукции.
В настоящее время термин «технология» используется как в широком, так и узком смыслах.
В широком смысле технологией называется объем знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов.
В узком смысле под технологией подразумевается способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления[1].
На ранних этапах научно-технического прогресса технологии рассматривали, как правило, в связи с конкретной отраслью производства (технология строительства, технология машиностроения, технология горных работ и т.п.) либо в связи с применяемым способом получения или обработки определенных материалов (технология металлов, технология пластмасс, технология тканей и т.п.)
Современные технологии ориентированы на получение более широкого спектра продукции, которую обычно именуют наукоемкой. В этой связи появился даже специальный термин «высокие технологии» (от англ. high technology, hi-tech)[2]. На нынешнем этапе технологию также можно определять и как систему научных положений и и основанных на них практических рекомендаций по использованию определенных средств с помощью конкретных методов в процессе целенаправленной деятельности для повышения ее эффективности.
Современные технологии.
Под влиянием научно-технического прогресса происходит не только совершенствование уже известных технологий, но и появление новых их разновидностей, причем в больших количествах. В XX веке, особенно со второй его половины, произошло появление ряда новых технологий: биотехнологии, мембранной технологии, лазерной, ядерной, информационной, нанотехнологии.
Информационные технологии.
Подлинная информационная революция связана, прежде всего, с созданием электронно-вычислительных машин в конце 40-х годов, и с этого же времени исчисляется эра развития информационной технологии, материальное ядро которой образует микроэлектроника. Микроэлектроника формирует элементную базу всех современных средств приема, передачи и обработки информации, систем управления и связи. Сама микроэлектроника возникла первоначально именно как технология: в едином кристаллическом устройстве оказалось возможным сформировать все основные элементы электронных схем.
Важным свойством информационной технологии является то, что для нее информация является не только продуктом, но и исходным сырьем. Более того, электронное моделирование реального мира, осуществляемое в компьютерах, требует обработки несоизмеримо большего объема информации, чем содержит конечный результат.[3]
Электронное моделирование стало неотъемлемой частью интеллектуальной деятельности человечества. Сопоставление «электронного мозга» с человеческим в свое время привело к идее создания нейрокомпьютеров- ЭВМ, которые могут обучаться. Нейрокомпьютер поступал так же, как человек, т.е. многократно просматривал информацию, делал ошибки, учился на них, исправлял, и , наконец, успешно справлялся с задачей. Такие компьютеры применяются для распознавания образов, восприятия человеческой речи, рукописного текста и т.д.
Каждый успешный шаг на этом пути помогает людям понять механизм процессов, лежащих в основе нашей психики и интеллекта. Этот путь привел человечество от микротехнологий к нанотехнологиям и наноситемам.
Информационная технология обладает интегрирующим свойством по отношению как к научному знанию в целом, так и ко всем остальным технологиям. Она является важнейшим средством реализации так называемого синтеза знаний.
Немаловажен трудосберегающий характер информационной технологии, реализующийся, в частности, в управлении многими видами работ и технологических операций.
В предметное поле правового регулирования в РФ информационные технологии оказались вовлеченными вследствие принятия Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Указанный закон не содержал легального понятия информационной технологии, однако был призван в том числе регулировать отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения[4].
В настоящее время отношения, возникающие при применении информационных технологий, регламентируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011, с изм. от 21.07.2011) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Согласно ст. 2 названного закона под информационными технологиями следует понимать процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов[5].
Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени.
13.2. Принципы применения информационных технологий в деятельности правоохранительных органов
Под принципами информационно-технологического обеспечения управления правоохранительных органов следует понимать императивы, правила, постулаты и общие идеи о том, как должна строиться, функционировать и развиваться система информационных технологий в сфере правоохранительной деятельности. В отличие от закономерностей, принципы субъективны по своей природе. Они формируются специалистами на основе познания закономерностей и опыта практической деятельности. С точки зрения гуманитарных, социальных наук именно люди создают, формируют принципы, идеи и категории соответственно своим общественным отношениям и своей коммуникативной практике.
К настоящему времени исследован и обоснован достаточно широкий круг принципов создания и применения информационных технологий в деятельности правоохранительных органов. Целесообразно разделить его на три взаимосвязанные принципиальные группы:
1) основополагающие организационно-технологические принципы информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов;
2) методологические принципы создания автоматизированных информационных систем правоохранительных органов всех видов и уровней на основе современных компьютерных технологий;
3) принципы информатизации управления правоохранительных органов. Рассмотрим указанные выше принципы более подробно. Содержание первой группы принципов следует из обоснованных признаков, которыми должна характеризоваться всякая научная и практическая технология, а также из обоснованных критериев, которым эта технология должна отвечать.[6]
Принцип разделения процесса информационного обеспечения в деятельности правоохранительных органов на внутренние взаимосвязанные этапы является одним из основополагающих с позиций научной технологии. В этом принципе заложено объективное стремление социальной системы обеспечить оптимальную или близкую к оптимальной динамику развития процесса информационного обеспечения. Практическое использование данного принципа позволяет определить рациональные границы требований к личному составу, который будет действовать по данной информационной технологии на каждом этапе управленческого процесса.
Принцип координированного и поэтапного выполнения целенаправленных действий по информационному обеспечению деятельности правоохранительных органов базируется на внутренней логике процесса управления. Соблюдение данного принципа позволяет достичь цели информационной технологии - получение информации, полностью удовлетворяющей требованиям системы управления.
Принцип однозначности выполнения включенных в информационную технологию процедур и операций отражает непременное и решающее условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки и неукоснительного выполнения внутрисистемных норм и нормативов обработки информации в структуре МВД России. Только в этом случае вся совокупность управленческих, оперативно-справочных, розыскных, криминалистических и иных служебных данных будет характеризоваться единообразием и пригодностью к использованию в любой географической точке системы на любом уровне управления. Разработка, внедрение и практическое использование единой системы норм и нормативов являются научной основой, необходимым условием для проектирования любых информационных технологий в органах внутренних дел и внутренних войсках.
Принцип массовости информационного продукта в деятельности правоохранительных органов определяет перерастание информационного обеспечения из второстепенной обеспечивающей функции в мощный компонент управления. Основное значение массовости продукта информационной технологии для развития системы управления правоохранительной деятельности состоит в том, что такая система требует строгой воспроизводимости результатов. Именно строгая воспроизводимость «серийного» производства информации (но не стереотипность самой информации) отличают научно обоснованную технологию информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов.
Принцип предельности параметров информационного продукта в системе управления правоохранительных органов характеризует соотношение между реально достигнутыми и предельно возможными характеристиками информации. Аналогично этот принцип относится и к информационно-технологическому процессу обеспечения правоохранительной деятельности. В достаточно сложных информационных массивах МВД России существуют как очевидные физические ограничения (объем накопителя, плотность записи, скорость обработки и передачи данных), так и менее очевидные системные ограничения. Системные ограничения (системная сложность информационного продукта, базы данных) определяются уже информационно-технологическими принципами управления. Причем такие ограничения имеют как абсолютный характер, так и физические законы.
Принцип сложности информационного продукта в системе управления правоохранительных органов тесно связан с предыдущим принципом предельности параметров. Суть его состоит в том, что невозможно воспроизводить ни один информационный результат высокого уровня сложности и качества, не повторив всю технологию его получения. Например, для того, чтобы воспроизвести, повторить оценку оперативной обстановки на территории государства по итогам календарного года, необходимо еще раз собрать всю совокупность данных о преступности, о причинах, условиях и факторах, определяющих криминологические процессы, о силах и средствах правоохранительных органов, о показателях эффективности правоохранительной деятельности. Вновь собранные данные следует агрегировать, интегрировать и подвергнуть обработке в соответствии с установленными критериями и затем представить по установленной форме.
Таким образом, перечисленные шесть организационно-технологических принципов информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов постулируют замену традиционной концепции выбора методов, приемов, средств работы с информацией. Вместо произвольной (зачастую искусной, а иногда и очень качественной) комбинаторики приемов обработки данных, подготовки и пересылки бумажных документов, формирования многоярусных картотек и многоэтажных архивов формируется научная стратегия выбора оптимальной структуры информационного продукта и рациональной последовательности этапов его синтеза и использования. При этом важно учитывать, что существует строго однозначное соответствие между системными принципами информационной технологии, качеством исходных данных и функциональными характеристиками конечного информационного продукта.
Вторая группа принципов построения информационных технологий в системе управления правоохранительных органов определяет методологию создания автоматизированных информационных систем всех видов и уровней. Эти принципы были впервые сформулированы академиком В.М. Глушковым и в настоящее время трансформированы относительно достигнутого уровня мировой компьютерной индустрии и правоохранительной практики.
Принцип новых возможностей состоит в том, что современные информационные технологии должны не просто возлагать на компьютерную базу традиционно сложившиеся методы и формы информационного обеспечения, а развивать и совершенствовать эти методы в соответствии с новыми задачами. Первоначально данный императив именовался «принципом новизны задач». Нормативно-правовое закрепление за органами внутренних дел и внутренними войсками целого ряда новых управленческих и оперативно-служебных задач выдвигает данный принцип на приоритетный уровень, так как резервы новых возможностей управления не безграничны, а значит, возможность задействовать технологический потенциал информационного обеспечения приобретает особую ценность.
Принцип системного подхода постулирует необходимость построения новых информационных технологий на основе системного анализа объекта и всей структуры управления правоохранительных органов. По существу, данный принцип требует создавать информационно-технологическое обеспечение правоохранительной деятельности как целостную подсистему управления органами внутренних дел и внутренними войсками. При этом, в соответствии с канонами системной методологии, требуется формировать цели и критерии функционирования объекта управления и объекта информатизации, обосновывать оперативно-технические требования к информационному обеспечению, проводить структуризацию целей системы, применять методы системного моделирования. Пути реализации данного принципа широко освещены в учебной и специальной литературе и являются общепризнанными.
Принцип типизации проектно-технологических задач требует, чтобы создаваемые информационно-технологические решения подходили как можно более широкому кругу объектов информатизации в системе правоохранительных органов. Такая формулировка данного принципа призвана минимизировать затраты на разработку программно-аппаратных средств и расходы на их эксплуатацию. Примером эффективной реализации принципа типизации является функционирование в рамках МВД России Единого территориально-распределенного информационного фонда программно-технических средств информатизации органов внутренних дел (Инфонда). Перечень типовых общесистемных и прикладных программных средств утверждается Министром внутренних дел, что подтверждает значимость названного принципа.
Принцип неразрывности развития систем непосредственным образом связан с совершенствованием, трансформацией и реструктуризацией самой системы управления и входящих в нее подсистем. Поэтому первоначально данный принцип постулировал обязательную готовность АИС быстро реагировать на эти изменения без логики ее организационно-технологического построения: при проектировании конкретной технологии должна предусматриваться возможность автоматизации программирования и перекомпоновки информационных массивов.
Принцип единства информационной базы призван обеспечить базовую интеграцию различных видов и форм управленческой информации в целях последующего динамичного развития информационных технологий без их структурной ломки. В сфере оперативно-розыскной деятельности и справочной работы данный принцип в настоящее время реализуется посредством утвержденного Министром внутренних дел «Классификатора оперативно-справочной, розыскной и криминалистической информации автоматизированных поисковых систем федерального учета». Применительно ко всей системе управления правоохранительных органов подобного инструментария пока не создано.
Принцип комплексных задач и рабочих программ предназначен для обеспечения комплексирования, объединения неординарных управленческих проблем и соответствующих им информационно-технологических решений. По этой причине при разработке различных технологий информационного обеспечения нужен комплексный подход, обеспечивающий создание программных средств, которые открыты для взаимодействия друг с другом и способны упорядочивать информационные потоки в системе в целом. [7] Мировая компьютерная индустрия выработала несколько стандартов, обеспечивающих реализацию данного принципа:
международный стандарт ISO 7498, который определяет базовую архитектуру взаимосвязи открытых систем;
архитектура среды для разработки приложений (SAA), включающая систему пользовательских интерфейсов (CUF), систему коммуникации (CCS), систему программных интерфейсов (CPI), а также общие соглашения IBM в части разработки прикладных систем (СА);
архитектура объектного управления «ОМА» (Object Managemenet Architecture), включающая следующие стандарты и спецификации: обобщенную архитектуру посредника объектных запросов «CORBA» (Common Object Request Broker Architecture), обобщенную спецификацию объектных сервисов «COSS» (Common Object Services Specification) и спецификацию обобщенных средств «CF» (Common Facilities), которая разрабатывается группой компаний OMG;
архитектура распределенной объемной среды «DOE» (Distributed Object Environment), которая разрабатывается фирмой SunSof;
архитектура распределенной вычислительной среды, т.е. интегрированной среды, состоящей из услуг инструментальных средств и утилит, обеспечивающих распределенную обработку данных DCE (Distributed Computing Enviroment), Межсистемный программный продукт, разработанный организацией OSF.
Существует и ряд иных стандартов, спецификаций и технологий, способствующих реализации принципа комплексных задач и рабочих программ. Между тем ни один из них в настоящее время нельзя считать полностью удовлетворяющим требованиям правоохранительной деятельности и готовым к внедрению в практику управления правоохранительных органов. [8]
Таким образом, структура принципов построения и применения информационных технологий правоохранительных органов, как и структура понятийного аппарата всякой развивающейся научно-прикладной дисциплины, представляет собой иерархию, основные звенья которой связаны в порядке содержательной и логической подчиненности.
Лекция 14.