Общая характеристика законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, и законодательство об административных правонарушениях относится также к совместному ведению.
КоАП РФ обеспечивает необходимую правовую базу для разработки субъектами Российской Федерации законов об ответственности за административные правонарушения, имеющие региональное значение и соответствующую специфику.
Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, Кодекс определяет две составляющие законодательства РФ об административных правонарушениях — КоАП РФ и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Соответствие законов субъектов Федерации КоАП РФ означает возможность их принятия в специально предусмотренных Кодексом случаях, указанные законы не должны противоречить КоАП РФ.
КоАП РФ - основной закон, регулирующий адм. ответсвенность. Он регулирует вопросы административной ответственности, которое признано решать на федеральном уровне. Структура КоАП: 5 разделов, объединяющих 32 главы.
КоАП РФ: закрепляет общие положения и принципы законодательства о административном правонарушении; устанавливает административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение; регулирует производство по делам об адм. правонарушениях; устанавливает порядк исп постан-й о назнач адм наказаний; устанавливает виды административных наказаний и мер административно-процессуального принуждения.
КоАП РФ основыв на КРФ, общепризнан нормах и приныципах междунар права и международных договорах.
Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на права граждан.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Конституционные права и свободы человека и гражданина охраняются также нормами, содержащимися в главе 5 и иных главах Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Общим признаком всех административных правонарушений является родовой объект посягательства — общественные отношения, обеспечивающие конституционные права и свободы человека, и гражданина.
Общим объектом административных правонарушений, содержащихся в главе 5 Кодекса, являются общественные отношения, реализация которых обеспечивает политические, социальные и иные права и свободы.
Административные правонарушения, посягающие на права граждан:
1) посягающие на политические права и свободы граждан (ст. 5.1, 5.3. —5.25, 5.45. -5.52., 5.56. — избирательные права и свободы граждан и участников референдума, 5.38 — право проведения публичных мероприятий);
2) посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания, на вступление в религиозное объединение или на выход из него(ст. 5.26);
3) посягающие на трудовые права граждан и охрану труда (ст.5.27-5.34, 5.40);
4) посягающие на социальную защиту, на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних (ст. 5.35—5.37);
5) посягающие на иные социальные права: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39); непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение (ст. 5.41); нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42); нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств для инвалидов (ст. 5.43); сокрытие страхового случая (ст. 5.44).
Объективная сторона правонарушений, посягающих на права граждан, может выражаться как в действиях, так и в бездействии.
Субъектом рассматриваемых правонарушений могут быть физические лица, должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона данных правонарушений может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности.