Система и принципы таможенного права
Принципы таможенного права –основополагающие идеи, начала, на которых основываются нормы таможенного права
К принципам таможенного права относятся:
1. Законность — действия как таможенных органов, так и подконтрольных им субъектов (физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу) должны строго соответствовать положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов (в том числе конституционных) и иному законодательству, а также международно-правовым нормам.
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации должно производиться в порядке, установленном таможенным законодательством.
2. Равноправие — одна из характеристик демократического общества.
В области таможенного дела, все лица на равных основаниях имеют право на ввоз-вывоз товаров и транспортных средств, равно как и на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях, не противоречащих действующему законодательству. Как правило, никто из субъектов ВЭД не может быть лишен такого права или ограничен в нем.
3. Разделение властей — существование и функционирование трех ветвей власти сказывается и на правовом регулировании таможенного дела. Федеральное Собрание Российской Федерации как орган законодательной власти принимает законы, направленные, в частности, на регулирование отношений в области таможенного дела. Непосредственную их реализацию обеспечивают органы исполнительной власти — в данном случае таможенные органы.
В рамках правосудия разрешаются таможенные споры, привлекаются к уголовной ответственности виновные лица.
4. Федерализм выражается в строгом подчинении нижестоящих таможенных органов вышестоящим. Во главе таможенных органов, которые являются федеральными органами государственной власти, находится Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
5. Сочетание публичных и частных интересов — преследуя публичные цели (формирование доходной части бюджетной системы, усиление борьбы с неправомерными деяниями в области таможенного дела), органы государственной власти должны ориентироваться и на частноправовые начала. В современных условиях приоритетные направления деятельности таможенных органов состоят в содействии развитию внешней торговли, ускорении товарооборота, унификации таможенных процедур. Это свидетельствует о стремлении государства к достижению оптимального баланса между публичными и частными интересами, что позволит добиться максимальной эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации.
6. Демократизм российского таможенного права обуславливает его гласный и общедоступный характер. В ТК включен самостоятельный раздел XI «Информирование и консультирование. Предварительные решения». Это характеризует нацеленность таможенного законодательства на широкое ознакомление населения, всех интересующихся лиц с информацией по таможенным вопросам.
7. Полномасштабное и четкое таможенное регулирование как принцип таможенного права предполагает: а) отнесение таможенного регулирования к ведению РФ, как это предусмотрено пунктом «ж» ст.71 Конституции; б) полноту и масштабность охвата правовым регулированием общественных отношений в сфере таможенного дела. Речь идет о максимально возможном обеспечении именно правового регулирования этого вида отношений. Постоянное обновление правового регулирования, устранение имеющихся пробелов – обязательное условие эффективного функционирования таможенного права, соответствие его новым политическим и социально-экономическим реалиям России
8. Обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов и их рационализация. Таможенное право не может эффективно и целенаправленно реализоваться без умножения и рационализации всего набора таможенно-правовых средств и инструментов.
9. Учет опыта международно-правового сотрудничества и регулирования в области таможенного дела.
Система ТП- совокупность взаимосвязанных элементов. ТП строится на принципе пандектности, т. е. делится на общую и особенную части.
В Общую часть таможенного права входят те разделы таможенного права, правовые нормы которых содержат положения, касающиеся регулирования всей совокупности общественных отношений в сфере таможенного дела. Иными словами, положения Общей части таможенного права применяются при реализации всех таможенно-правовых норм, образующих отрасль таможенного права.
В состав Общей части таможенного права входят следующие таможенно-правовые институты: закрепляющие цели, принципы и содержание таможенного дела и таможенной политики России; регулирующие правовой статус таможенных органов и упорядочивающие правовой статус иных субъектов таможенного права; регулирующие государственную службу в таможенных органах и определяющие правовой статус должностных лиц таможенных органов; определяющие формы и методы таможенной деятельности, среди которых важная роль принадлежит таможенно-правовым нормам, регламентирующим порядок принятия актов в сфере таможенного дела и совершения иных процессуальных и процедурных действий; регулирующие ответственность в таможенно-правовой сфере, в том числе и ответственность должностных лиц и иных работников таможенных органов.
Особенная часть таможенного права включает в себя расположенные в определенном Таможенным кодексом РФ порядке и логической последовательности институты таможенного права, связь между которыми объективно обусловлена самим существом таможенного дела. В нее входят правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, применения таможенных режимов, таможенного оформления и таможенного контроля, таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей, порядок применения таможенных льгот, порядок ведения таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
К Особенной части таможенного права относятся также совокупность правовых норм, регламентирующих юрисдикционную деятельность таможенных органов.
Юридические нормы образуют отрасль права не самостоятельно, а через правовые институты, каковыми в таможенном праве являются взаимосвязанные и взаимообусловленные совокупности таможенно-правовых норм, объединенные по признаку родства, т. е. совокупности норм, регулирующие однородные группы общественных отношений в сфере таможенного дела.
Институты таможенного права, в свою очередь, объединены в соответствующие разделы таможенного права, для которых характерна высокая степень специализации входящих в них норм.
Таможенная пошлина
ТК ТС Ст. 4. 25) таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу;
Статья 71. Виды ставок таможенных пошлин
Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:
1) адвалорные - установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
2) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);
3) комбинированные - сочетающие виды, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи.
Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе"
Статья 3. Ставки таможенных пошлин и порядок их установления
1. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
2. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз).
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, увеличенные вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных преференций на основании положений международных договоров государств - членов Таможенного союза, международных договоров Российской Федерации.
В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
3. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводятся в действие с 1-го числа календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.
На отдельные категории товаров, выработанных из нефти, ставки вывозных таможенных пошлин рассчитываются по формулам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, устанавливаются на срок один календарный месяц.
Решения Правительства Российской Федерации об изменении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, должны быть опубликованы в одном из официальных изданий Российской Федерации не позднее чем за один день до дня вступления в силу указанных решений.
Статья 6. Сезонные пошлины
Для оперативного регулирования вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году. Ставки сезонных пошлин, устанавливаемые при вывозе товаров, указанных в пункте 4 статьи 3 настоящего Закона, не могут превышать установленные указанной статьей размеры.
Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"
2) антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;
7) компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;
18) специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;