Организация работы в органах прокуратуры: понятие, признаки.

Организация работы в органах прокуратуры: понятие, признаки.

Органи­зация работы в органах прокуратуры представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской си­стемы по реализации целей и задач прокуратуры.

Учитывая, что достижение целей и выполнение задач прокуратуры обеспечивается такими конкретными видами деятельности, как прокурорский надзор, уголовное пресле­дование, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другими, то организа­ция работы включает в себя:

 организацию осуществления основных направлений деятельности проку­ратуры, перечисленных в ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" (внешнефункциональная деятельность);

 работу внутри системы (внутрифункциональная деятельность);

 деятель­ность по вспомогательному обеспечению прокурорской си­стемы

Подсистемы организации работы в органах прокуратуры:

1) внутрифункциональная подсистема:

· анализ деятельности того или иного органа прокуратуры;

· распределение обязанностей между прокурорскими работ­никами;

· организация труда;

· анализ состояния законности и правопорядка, борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики, прогнозирование и планирование работы;

· работа с кадрами;

· контроль и проверка исполнения;

· оценка работы прокурорских работников;

· взаимодействие и координация деятельности структурных единиц;

· руковод­ство;

· принятие и реализация управленческих решений.

2) внешнефункциональная подсистема:

· организация надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, испол­нением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное след­ствие, исполнением уголовного наказания, исполнением законов судебными приставами;

· участие прокурора в рас­смотрении дел судами, расследования преступлений;

· взаи­модействие с другими органами, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

· участие в правотворческой деятельности;

· международное сотрудничество;

· работа с обращениями граждан и работы по предупреждению преступлений и иных правонаруше­ний.

3) вспомогательная подсистема:

· де­лопроизводство;

· организация и ведение учета, отчетности, систематизации законодательства;

· материально-техническо­е и финансовое обеспечение.

Организация работы каждого прокурорского работника.

Круг обязанностей каждого прокурорского работника должен быть чётко определён; круг обязанностей зависит от органа, в котором работает конкретный прокурорский работник.

Виды организационных мероприятий.

Организация работы в органах прокуратуры представляет собой комплекс мероприятий.

Виды мероприятий:

1) оперативные мероприятия, непосредственно связанные с осуществлением прокурорского надзора:

ü подбор и расстановка кадров

ü распределение поручений (обязанностей)

ü планирование работы

ü руководство выполнением надзорных функций

ü мероприятия по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

2) «технические» мероприятия (они носят вспомогательный характер):

ü ведение делопроизводства

ü оперативный учёт и статистическая отчётность

ü систематизация законодательства

ü использование разнообразных технических средств (оргтехники, средств криминалистической техники)

3) мероприятия по повышению квалификации прокурорских работников:

ü проведение семинаров, конференций, стажировок

ü обучение в институтах повышения квалификации

ü распространение положительного опыта путём подготовки и направления в нижестоящие прокуратуры информационных писем, обзоров, практики прокурорского надзора.

Подготовка кадров органов прокуратуры.

1. Подготовка кадров для органов прокуратуры осуществляется в научных и образовательных организациях прокуратуры, а также в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе на основании договора о целевом приеме и (или) договора о целевом обучении, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Обучение прокурорских работников по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме осуществляется в научных и образовательных организациях прокуратуры.

Прокурорские работники, обучающиеся в научных и образовательных организациях прокуратуры по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме, освобождаются от занимаемой должности и откомандировываются в соответствующие научные и образовательные организации прокуратуры.

В период обучения по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме за этими прокурорскими работниками сохраняются должностной оклад, доплаты за классный чин и выслугу лет.

Срок получения высшего образования по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме засчитывается прокурорским работникам в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного классного чина, доплату за выслугу лет и назначение пенсии за выслугу лет, при условии возобновления службы в органах и организациях прокуратуры не позднее одного месяца после окончания обучения в аспирантуре по очной форме.

3. Лица, получившие высшее юридическое образование на основании договора о целевом приеме и (или) договора о целевом обучении, прокурорские работники, окончившие обучение по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны проработать в органах или организациях прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов или организаций прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с организационно-штатными мероприятиями, избранием или назначением на должность в органах государственной власти и органах местного самоуправления, указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

Предметный принцип

Предметный принцип связан с предметом прокурорского надзора и характеризуется распределением обязанностей между прокурорами по различным направлениям правового регулирования. Организация работы по предметному принципу обусловлена необходимостью решения важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры.

В соответствии с предметным принципом за прокурором закрепляется определенное, конкретное направление деятельности, относящееся к предмету его ведения. Предметный принцип предполагает выделение определенной задачи (или комплекса взаимосвязанных задач), реализация которой от начала постановки до получения конечного результата достигается путем привлечения к работе группы представителей различных звеньев органов прокуратуры. Это придает аппарату прокуратуры большую «гибкость», маневренность, предоставляет возможность направлять все усилия на решение приоритетных задач.

Применение этого принципа предполагает накопление, обобщение и реализацию информации по определенной проблеме укрепления законности и исполнению конкретных законов, а также взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, таких так территориальные, военные прокуроры, прокуроры специализированных прокуратур (транспортные прокуратуры, природоохранные, прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и др.).

Предметно-зональный принцип

В прокуратуре для организации работы используется предметно-зональный принцип, означающий закрепление за зональными прокурорами еще и определенных сфер правового регулирования (предметов ведения). Такой подход способствует специализации зональных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферах правовых отношений.

Вопрос о распределении обязанностей в прокуратуре в соответствии с зональным и предметным принципами реализуется прокурором-руководителем и оформляется письменным распоряжением (приказом).

Независимо от того, как организуется работа в структурном подразделении - при четком разграничении зонального и предметного принципов или при их сочетании, -- неизменным остается требование взаимного обмена информацией, особенно между прокурорами одного отдела, с тем, чтобы у каждого из них были исчерпывающие сведения об объектах их работы.

1) основной – принцип отраслевой специализации (предметный)

Между работниками в городских и районных прокуратурах обязанности распределяются по основным направлениям (отраслям) надзора. В зависимости от штатной численности могут быть различные варианты распределения: при небольшой численности работников им приходится совмещать деятельность по осуществлению надзора по двум и более отраслям; если численность позволяет, за каждым работником (группой работников) закрепляется определённой отрасль.

Этот принцип действует и в вышестоящих прокуратурах (генеральной прокуратуре и прокуратурах субъектов) – это проявляется в том, что обязанности по отраслям надзора распределяются между отделами и управлениями (структурными подразделениями).

2) зональный принцип: территория, на которой действует прокуратура, делится на несколько зон. В состав зоны входит несколько административно-территориальных единиц. Количество зон определяется количеством работников отделов или управлений.

Этот принцип применяется как в городских и районных прокуратурах, так и в прокуратурах вышестоящего звена.

Зональный прокурор осуществляет контроль за деятельностью подчинённых прокуроров своей зоны, т.е.

ü знакомится с их работой (подчинённые направляют ему документы)

ü анализирует состояние законности в своей зоне

ü готовит предложения по улучшению работы, разрабатывает мероприятия по улучшению работы

ü если выявляет нарушения, то готовит проекты приказов о наложении дисциплинарных взысканий.

3) зонально-предметный принцип

Применяется при организации работы внутри структурных подразделений прокуратур субъектов РФ и генеральной прокуратуры.

Дополнительно прокурор отдела обобщает работу в рамках всей прокуратуры по какой-либо части отрасли надзора.

Приказом руководителя прокуратуры за каждым работником приказом закрепляются определённые обязанности. Основные обязанности работника – это те обязанности, которые закреплены за данным работником приказом.

Планирование работы в Генпрокуратуре РФ

В соответствии с Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденным Приказом Генерального прокурора от 11.12.98 г. № 89:

1. Работа Генеральной прокуратуры Российской Федерации планируется на полугодие. Предложе­ния о включении в план мероприятий вносятся начальниками Главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений), НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, руководителями учебных заведений по согласованию с заместителями Генерального прокурора на основе анализа состояния закон­ности и правопорядка, криминологического прогноза, а также с учетом решений коллегии, постановлений Координационного совещания, указаний Генерального прокурора Российской Федерации, поручений Пре­зидента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и при­равненных к ним военных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур.

Предложения в план работы должны быть мотивированы и содержать сведения о сроках и спосо­бах исполнения мероприятий, ответственных лицах и соисполнителях (по согласованию), предлагаемых формах реализации результатов, а также перечень прокуратур, которые участвуют в исполнении.
Мероприятия, в которых предусматривается участие других правоохранительных органов и ве­домств, с ними предварительно согласовываются.

Предложения в план работы Генеральной прокуратуры не позднее 5 мая и 5 ноября передаются в организационно-контрольное управление для подготовки проекта плана, который докладывается перво­му заместителю Генерального прокурора Российской Федерации.

2. Проект плана обсуждается на оперативном совещании при первом заместителе Генерального прокурора Российской Федерации с участием заместителей Генерального прокурора, начальников Глав­ных управлений, управлений и отделов (на правах управлений).

3. По результатам обсуждения проект плана работы дорабатывается организационно-контрольным управлением, согласовывается с первым заместителем Генерального прокурора и представляется для утверждения Генеральному прокурору Российской Федерации.

4. План работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации не позднее чем за месяц до пла­нируемого периода направляется заместителям Генерального прокурора в Главные управления, управ­ления и отделы (на правах управлений), в подчиненные прокуратуры, научные и учебные институты, межрегиональные учебные центры.

5. Ответственность за своевременное и качественное выполнение плановых мероприятий несут заместители Генерального прокурора Российской Федерации, начальники Главных управлений, управ­лений и отделов (на правах управлений).

6. Изменения сроков исполнения, замена отдельных мероприятий, иные коррективы могут вносит­ся только Генеральным прокурором Российской Федерации по мотивированному рапорту начальника Главного управления, управления или отдела (на правах управления), поддержанному заместителем Ге­нерального прокурора Российской Федерации.

7. Главные управления, управления и отделы (на правах управлений) планируют свою работу на основе плана работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации с учетом состояния законности и правопорядка, прокурорско-следственной практики.

Планы работы Главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) утверждаются заместителями Генерального прокурора Российской Федерации.

Коррективы в план работы Главного управления, управления, отдела (на правах управления) вно­сятся заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, его утвердившим, на основании мотивированного рапорта начальника управления, отдела (на правах правления).
Аналогично планируется работа в иных структурных подразделениях органов прокуратуры.

20. Формы контроля исполнения запланированных мероприятий

Основной формой контрольной деятельности в прокуратуре является проверка.При проверке изучается фактическое положение дел в подчиненном подразделении, дается оценка деятельности ее сотрудников, формируются мероприятия по устранению вскрытых недостатках.

Исходя из требований Генерального прокурора РФ, проверки нижестоящих прокуратур проводятся комплексно, с полным охватом всей их деятельности или по отдельным направлениям прокурорской деятельности. Проводятся также проверки в порядке контроля по устранению отмеченных недостатков. Не допускаются необоснованно частые выезды в одни и те же прокуратуры и разобщенные выезды работников аппарата республиканских, краевых и областных прокуратур, если они не вызваны .какими-либо экстраординарными обстоятельствами.

Для того, чтобы проверки на месте достигали желаемых результатов, они должны намечаться заранее, с определением их программы. Объект проверки следует определять избирательно, с учетом важности той или иной проблемы.

Основная цель каждой проверки - это оказание практической помощи на месте, принятие мер к улучшению работы проверяемой прокуратуры. При проверках особое внимание уделяется практической реализации требований закона, приказов и указаний Генерального прокурора РФ по различным направлениям деятельности прокуроров, перестройке стиля работы, внедрению передовых форм и методов работы.

О результатах проверки составляется справка. К этому документу предъявляются весьма строгие требования как по его форме, так и по содержанию: последовательность в изложении состояния работы прокуратуры; апробация (проверка) каждого приведенного факта или вывода; объективность в оценке работы каждого прокурора и следователя и всего коллектива в целом; обоснованность предложений и рекомендаций. Немаловажным требованием является краткость итогового документа: много говорить - еще не значит многое сказать. Куда проще подготовить пространную, нежели краткую справку, где все должно быть представлено в сжатой, концентрированной форме. Генеральный прокурор РФ в связи с этим установил ряд требований. При проверке деятельности прокуратуры субъекта РФ представляется справка объемом 10-12 страниц.

Итоги проверки, меры по осуществлению выявленных недостатков обсуждаются на месте. О результатах проверки и принятых меpax информируются местные органы самоуправления. Если по результатам проверки был сделан вывод о наличии существенных недостатков в работе прокуратуры и необходимости принятия мер дисциплинарного характера, вопрос выносится на заседание коллегии прокуратуры края, области или республики. Чтобы намеченные меры дали положительный результат, через определенное время (полгода, год) организуются проверки исполнения принятых решений.

Другой часто применяемой формой контроля являются письменные и устные отчеты. Отчеты заслушиваются на соответствующих совещаниях, как правило, после проведения проверок.

Кроме отчетов в органах и учреждениях прокуратуры применяются такие формы, как заслушивание объяснений об исполнении заданий, ознакомление с выполнением заданий на местах, получение аналитических справок и обобщений по отдельным вопросам реализации прокурорских полномочий, ведение контрольных журналов, организация курирования отдельных подразделений и должностных лиц, ведение наблюдательного производства и электронных реестров и регистров.

Отдельной формой контроля является изучение писем и обращений в органы прокуратуры.

Основными методами контроля в органах прокуратуры являются обследование, анализ, проверка, обследование подконтрольных субъектов.

Предварительное рассмотрение и распределение документов. Регистрация документов.

Это установление структурного подразделения (должностного лица), куда (кому) следует передать на рассмотрение или исполнение документ (их складывают в специальные папки). Работник канцелярии в случае необходимости приобщает к поступившему документу наряд с предыдущей перепиской по данному вопросу. Документ, имеющий конкретную фамилию адресата, название структурного подразделения, сразу передается исполнителю.

Обработка, рассмотрение и передача документов исполнителям проводится в день их поступления, а срочных документов – немедленно.

Необходимо отметить следующее обстоятельство. Лицо, предварительно рассматривающее документы, в силу выполняемых им обязанностей, получает доступ ко всей поступающей в прокуратуру документации. Этот сотрудник должен пользоваться доверием, строго соблюдать служебную этику и хранить служебную тайну. Утечка информации по конкретному проверочному материалу, уголовному делу может значительно осложнить ход проверки, расследования.

Прием и первичная обработка входящих документов

Движение документа в прокуратуре начинается с приема его сотрудником канцелярии.

Имеет ли право напрямую, минуя канцелярию, кто-то из сотрудников прокуратуры принять документ? Ответ отрицательный. Если следователю принесли документ, который имеет отношение только к уголовному делу, находящемуся в его производстве, он должен рекомендовать сдать его в канцелярию для регистрации.

Незарегистрированный документ в материалы уголовного дела не должен попадать, у всякого знакомящегося с материалами возникает вопрос, как он туда попал, через кого. Обращения, прочие документы, полученные работниками прокуратуры на личном приеме, при выезде в другие прокуратуры, учреждения и организации или доставленные нарочным, передаются в экспедицию не позднее следующего дня с отметкой о времени и месте получения документа.

Первичная обработка документа заключается, прежде всего, в проверке правильности доставки, целостности упаковки и наличии вложений. Ошибочно присланная корреспонденция пересылается по принадлежности либо возвращается в почтовое отделение. Сотрудник канцелярии проверяет правильность адресования вложенного в конверт документа, количество листов, наличие приложений. При отсутствии листов или приложений ставится в известность отправитель письма и составляется акт в трех экземплярах. Первый экземпляр посылается отправителю, второй – приобщается к документу, третий – остается в канцелярии. Такой же акт рекомендуется составлять при обнаружении денег, акций, иных ценных бумаг и материальных ценностей (см. образец).

Особенно важна эта операция по документам, которые в дальнейшем будут приобщены к материалам уголовного дела с тем, чтобы не было претензий к следователю, что часть материалов он «утаил», не приобщил к делу.

При вскрытии корреспонденции необходимо сохранять конверт или ту часть упаковки, на которой указаны почтовые реквизиты, в случаях: если дата почтового штемпеля необходима как свидетельство даты отправки или получения документа (исковые заявления, судебные повестки, жалобы граждан, кассационные жалобы и протесты); если на документе вообще отсутствует дата; если дата документа или его регистрации существенно отличается от даты получения документа; если адрес отправителя можно установить только с помощью конверта; если в конверте отсутствуют отдельные документы или установлено несоответствие номеров документов номерам на конверте.

В таких случаях конверт присоединяется к документу и вместе с ним поступает в дело.

Полученные документы затем распределяются на регистрируемые и нерегистрируемые. На регистрируемых проставляется отметка о поступлении – в виде штампа автоматическим нумератором. Штамп с указанием даты поступления проставляется на обращениях граждан на свободном от текста месте лицевой стороны первой страницы; на документах, поступивших из учреждений, – на нижнем поле в правом углу лицевой стороны первого листа; на почтовых отправлениях, не подлежащих вскрытию (пакеты с пометкой “лично”), – на обратной стороне конверта. Ценные письма, бандероли и посылки, поступающие в прокуратуру, учитываются в Книге учета ценных писем, бандеролей, посылок.

РЕГИСТРАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ

Это запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения путем присвоения ему порядкового номера. Регистрация и учет поступающих в прокуратуру обращений должны проводиться в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ (п. 2.3.2).

Регистрация преследует цели учета документов, контроля за их исполнением и справочной работы по документам. Регистрация придает юридическую силу документу, так как фиксирует факт его создания или получения. Пока документ (например, приказ, представление, протест) не зарегистрирован, не получил своего номера, не оформлен, он как бы еще не существует. Если полученный документ не зарегистрирован, прокуратура за него не отвечает, так как факт получения не подтвержден. В первую очередь регистрируются документы особого контроля, поручения руководства прокуратуры и обращения с личного приема. Корреспонденция, изъятая из ящика “Для обращений и заявлений”, регистрируется в общем порядке.

Поступающая в органы прокуратуры корреспонденция регистрируется в зависимости от вида и содержания документа в алфавитной или ведомственной картотеке.

Входящие документы следует регистрировать только на карточках либо компьютерах. Журнальная форма регистрации не должна применяться ввиду ее серьезных технологических недостатков: формального характера закрепления документа за валовым порядковым номером, сложности ведения по журналу поисковой, справочной и контрольной работы, обязательной многократной регистрации и отсутствия возможности отразить движение документа в процессе рассмотрения и исполнения.

В районных прокуратурах, где ежегодный документооборот не превышает 200 единиц, допускается регистрация в книгах с указанием всех данных, предусмотренных карточками (п. 2.3.1.2 Инструкции).

Документы регистрируются один раз: входящие – в день поступления, внутренние и исходящие – в день подписания.

До разрешения документа карточка хранится у специалиста (работника канцелярии) в контрольной картотеке. После исполнения документа специалистом (работником канцелярии) заполняются соответствующие графы карточки, и она переставляется в картотеку исполненных документов. Карточки в картотеках расставляются по корреспондентам. В работе находятся картотеки за текущий и прошедший годы. Общий срок хранения карточек – три года.

Одна из главных целей регистрации – создание банка данных о документах. Специалисты прокуратур (работники канцелярий) на основе этого банка данных обязаны за несколько минут ответить на вопросы двух типов:

1) у кого, где, в какой стадии работы находится любой документ;

2) в каких документах можно найти информацию по конкретному вопросу.

Информационно-справочная работа, как и сама система регистрации, может вестись также с использованием компьютеров. Введение автоматизированных систем позволяет значительно расширить возможности информационно-справочного обслуживания, так как с помощью компьютера можно наводить справки по любой комбинации данных, включенных в регистрационную карточку документа, затрачивая минимальное время.

Организация работы в органах прокуратуры: понятие, признаки.

Органи­зация работы в органах прокуратуры представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской си­стемы по реализации целей и задач прокуратуры.

Учитывая, что достижение целей и выполнение задач прокуратуры обеспечивается такими конкретными видами деятельности, как прокурорский надзор, уголовное пресле­дование, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другими, то организа­ция работы включает в себя:

 организацию осуществления основных направлений деятельности проку­ратуры, перечисленных в ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" (внешнефункциональная деятельность);

 работу внутри системы (внутрифункциональная деятельность);

 деятель­ность по вспомогательному обеспечению прокурорской си­стемы

Подсистемы организации работы в органах прокуратуры:

1) внутрифункциональная подсистема:

· анализ деятельности того или иного органа прокуратуры;

· распределение обязанностей между прокурорскими работ­никами;

· организация труда;

· анализ состояния законности и правопорядка, борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики, прогнозирование и планирование работы;

· работа с кадрами;

· контроль и проверка исполнения;

· оценка работы прокурорских работников;

· взаимодействие и координация деятельности структурных единиц;

· руковод­ство;

· принятие и реализация управленческих решений.

2) внешнефункциональная подсистема:

· организация надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, испол­нением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное след­ствие, исполнением уголовного наказания, исполнением законов судебными приставами;

· участие прокурора в рас­смотрении дел судами, расследования преступлений;

· взаи­модействие с другими органами, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

· участие в правотворческой деятельности;

· международное сотрудничество;

· работа с обращениями граждан и работы по предупреждению преступлений и иных правонаруше­ний.

3) вспомогательная подсистема:

· де­лопроизводство;

· организация и ведение учета, отчетности, систематизации законодательства;

· материально-техническо­е и финансовое обеспечение.

Наши рекомендации