Развитие налогообложения в России
Зачет или возврат излишне уплаченного налога
Зачет – это погашение задолженности по уплате налога, за счет переплаты другого налога.
Возврат – это перечисление налогоплательщику излишне внесенных им сумм.
3.Принудительное взыскание не уплаченного налога– это специальные меры по получению бюджетом не уплаченного добровольного налога
Порядок привлечения к ответственности за неуплату налога.
11. Налоговая система и ее составляющие.
В широком смысле налоговая система – это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общ. Отн. , которые складываются в связи с установлением и взимание налога и сбора.
Налоговая система состоит из:
1.Системы принципов налогообложения
2.Налогооблагаемого состава
3.Системы налогов и сборов
4.Состава налогоплательщиков
5.Системы налогового контроля
6.Системы налоговой безопасности
7. Системы налогового права
8. Прав и обязанностей участников налоговых правоотношений.
Параметры налоговой системы:
1.Налоговый потенциал государства и его территорий
2.Доля налогов и сборов доходов в бюджет
3.общее количество налогов и сборов и др.
12. Понятие, предмет и метод налогового права.
Налоговое право – это подотрасль финансового права, которая регулирует отношения по формирования налоговых доходов в бюджет.
Предмет НП –это общественные отношения, урегулированные законодательством о налогах и сборах. В ст. 2 НК РФ есть их перечень:
- Общественные отношения по поводу установлению, введению и взиманию налогов и сборов,
- общественные отношения по осуществлению налогового контроля,
- общественные отношения по привлечению к ответственности за налоговые правонарушения
- общественные отношения по обжалованию решений налоговых органов, а так же действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В НП основным является императивный метод - т.е метод властных предписаний.
А так же используется диспозитивный метод. (участники правоотнош могут договориться о правах и обязанностях: договор инвестиционного нал кредита; соглашений по вопросам трансфертного ценообразования; договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков.)
13. Принципы (основные начала) налогового права.
Принципы НП – это руководящие идеи, которые находятся в основе всего налогового правового регулирования, ст. 3 НК РФ являются:
o всеобщность налогообложения (каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы);
o податное равенство (налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев);
o Принцип определенности налогов – требует, чтобы при установлении налога были определены элементы налога
o экономическая обоснованность налогов и сборов (налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными);
o законность установления налогов и сборов (Федеральные налоги и сборы устанавливаются только НК РФ, региональные законами субъектов РФ, местные актами представительных органов мун. образования.)
14. Источники налогового права.
В НП выделяют:
НПА
Нормативный договор ( международные соглашения)
3.Решение конституционного суда ( постановление КС РФ от 17.12.96 № 20-П)
К НПА относятся:
1.Конституция РФ (ст. 57)
2.Законодательство о налогах и сборах, которое состоит из 3х уровней законодательных актов:
- Законодательство РФ ( НК РФ, ФЗ «От налоговых органах» и др.
- Законодательство субъектов РФ ( Закон г. Москвы « О налоге на имущество организаций») и др.
- Акты представительных органов муниципальных образований
3.Подзаконные акты о налогах и сборах.
Правительство вправе издавать постановление, только в случае прямо предусмотренных НК РФ
ФНС не вправе принимать НПА по установлению налога и сбора
ФНС вправе утверждать документы по налоговым целям.
ВИДЫ
Налоговое законодательство предусматривает четыре специальных налоговых режима:
1) Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(Единый сельскохозяйственный налог). Налогоплательщиками при данном налоговом режиме являются сельскохозяйственные товаропроизводители (организации и ИП), добровольно перешедшие под этот режим.
2) Упрощённая система налогообложения
Особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учёта.
3) Единый налог на вменённый доход
Налог, вводимый законами субъектов Российской Федерации и заменяющий собой уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами.
4) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
Данный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".
33. Действия по осуществлению налогового контроля.
Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
Современное налоговое законодательство предусматривает четыре специальных налоговых режима.
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
Данный режим также известен под названием Единый сельскохозяйственный налог. Налогоплательщиками при данном налоговом режиме являются сельскохозяйственные товаропроизводители (организации и индивидуальные предприниматели), добровольно перешедшие под этот режим.
Упрощённая система налогообложения
Особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учёта.
Единый налог на вменённый доход
Налог, вводимый законами субъектов Российской Федерации и заменяющий собой уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами.
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
Данный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".
34. Проверки применения ККТ при осуществлении денежных расчетов.
ККТ – контрольно-кассовая техника.
Налоговые органы вправе произвести осмотр кассы, проверить ее опломбирование, голограммы, контрольные ленты, журнал кассира-операциониста, кассовую книгу, снять фискальный отчет и получить пароли ККТ.
Кроме того, в Регламенте прямо предусмотрено, что налоговики могут проверить фактическое наличие бланков строгой отчетности.
Предусматривается, что проводить проверки использования контрольно-кассовой техники налоговики вправе только при помощи визуального контроля. То есть сами проверяющие смогут только наблюдать за тем, как другие покупатели приобретают товар. При этом закрепляется право инспекторов использовать аудио- или видеозаписи.
Также по новому Регламенту проверка выдачи кассовых чеков может производиться в форме аналитических процедур. В частности, предполагается, что инспекторы могут получить документы, свидетельствующие о неприменении кассы – например, чеки от имени фирмы, выбитые на незарегистрированной контрольно-кассовой технике.
Регламентом предусматриваются плановые и внеплановые проверки. Периодичность плановых проверок устанавливается руководством Управления ФНС РФ. Внеплановые проверки предполагается проводить в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений, а также в случае получения жалобы.
Проверка может длиться не более пяти рабочих дней. Основанием для начала проверки является предъявление специалистами инспекции поручения на проверку и служебных удостоверений.
В Регламенте также описана процедура оформления результатов проверки – по окончании проверки составляется акт, перечисляются сведения, которые должны быть в обязательном порядке указаны в данном акте.
Установлен и порядок досудебного обжалования действий специалистов инспекции – налогоплательщиком направляется письменная жалоба руководителю Управления ФНС РФ.
35. Оформление результатов налоговых проверок.
По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем).
36. Пеня в налоговом праве.
В соотв с п.1 ст.75 НК РФ ,Пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик должени выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленные сроки.
Пени начисляются дополнительно к сумме недоимки и применяются вне зав-ти от иных способов обеспечения выполнения НОб-ти, независимо от других способов обеспечения обяз-в и меры ответственности.
Пени рассчитываются за каждый календарный день проссрочки и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Размер пени 1/300 ставки рефинансирования ЦБ.
В случае неуплаты пени, она взыскивается принудительно.
Пени не начисляются: 1) налогоплательщие не может погасить недоимку, в связи приостановлений операций по его счетам, или на его иму щ наложен арест;
2) на недоимку, которая образ в результате исполнения налогоплательщиком пис разъяснений НО адресованных ему лично, или невдресованному круту лиц. Дата разъясняющего документа не имеет значение, имеет значение его относимость к периоду, в котором возникла недоимка.
37. Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ.
Особым способом судебной защиты прав налогоплательщиков является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, который уже неоднократно высказывал свою позицию по вопросам налогового законодательства1.
Согласно ст. 96—97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» граждане и их объединения вправе обратиться в КС РФ с жалобой о признании неконституционным закона или отдельных его положений, если: а) этим законом нарушены их права и свободы; б) этот закон применен или подлежит применению в конкретном деле.
Таким образом, налогоплательщик, который считает свои права нарушенными тем или иным налоговым законом, может обжаловать его в КС РФ лишь после предварительного обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд и применения обжалуемых положений закона в его деле.
38. Иски, предъявляемые налоговыми органами.
Иск — это требование, предъявляемое истцом в судебном (гражданско-правовом, арбитражно-правовом, третейском) порядке, и вытекающее из принадлежащего истцу права в силу договора или по иным основаниям, предусмотренным в законе. Хотя следует обратить внимание на то, что само понятие иска в законодательстве не закреплено, что, в свою очередь, позволяет учёным вести дискуссии на эту тему.
- О ликвидации, банкротстве организации по основаниям и в порядке, установленном закон-ом РФ. В данном случае действует закон о несостоятельности, банкротстве предприятий, где налоговый орган может выступать таким государственным органом.
- О расторжении договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите, когда нарушаются условия этих договоров.
- О взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, более трех месяцев числящейся за зависимыми дочерними обществами. В данном случае иск предъявляется к основной организации по задолженности дочерней и, наоборот, к дочерней по задолженности, которая числится за основной организацией, если, естественно, у налоговой инспекции есть основания и есть доказательства того, что выручка поступает на иные счета, то есть на счета зависимой организации, а не основной, и наоборот, то есть если речь идет об уклонении от уплаты налогов.
39. Внесудебный порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.
НК РФ предусматривает право каждого налогоплательщика обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Законодательство предусматривает два порядка обжалования результатов выездной налоговой проверки: досудебный и судебный. В досудебном порядке:
- жалоба в вышестоящий орган подается в свободной форме;
- жалоба не может быть оставлена без движения;
- основания для возврата жалобы минимальны;
- за подачу жалобы не уплачивается государственная пошлина.
Статьей 22 НК РФ определено, что налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Обязанности нал.органов изложены в ст. 32 НК РФ, в соответствии с которой они обязаны:
- - соблюдать закон-во о налогах и сборах;
- - осуществлять контроль за соблюдением закон-ва о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним НПА;
- - вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
- - бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним НПА, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
40. Налоговые споры, их классификация.
На основании ст. 137-138 НК РФ налогоплательщик – юридическое или физическое лицо наделен правом обжаловать действия или бездействия должностных лиц налогового органа, а также принятые ими акты.
Таким образом, налоговые споры – это споры, возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом в результате нарушения налогового законодательства той или иной стороной.
Виды налоговых споров
-налоговые споры при отказе в возмещении НДС;
-налоговые споры в случае привлечения к налоговой ответственности по результатам налоговых проверок;
-налоговые споры относительно неуплаты или неполной уплаты налогов, пени и штрафов;
-налоговые споры, связанные с решением о приостановлении операций по счетам;
-споры относительно НДФЛ, налогом на прибыль, УСН, ЕНВД и др.
-споры, связанные со списанием налогов с расчетных счетов;
-налоговые споры по непредставлению деклараций.
Кроме того, налоговые споры возникают и при наличии других весомых нарушений со стороны налогового органа.
*Доказать свою правоту налогоплательщик может в досудебном порядке направив в 10-дневный срок жалобу в письменной форме в вышестоящий налоговый орган или через суд. Срок подачи жалобы отсчитывается от момента вручения решения налоговым органом. Срок на обжалование в суд составляет 1 год.
Документы для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган
-жалоба;
-копия обжалуемого акта;
-иные документы, которые подтверждают обоснованность требований, если они ранее не представлялись в налоговый орган.
41. Налоговые правоотношения, понятие и структура.
Понятие «налоговое правоотношение» в законодательство отсутствует, но есть ряд общественных отношений, которые перечислены в ст. 2 НК РФ, учитывая,что НП яв-ся подораслью ФП - НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ можно определить, как общественные финансовые отношения, урегулированное нормами налогового права по поводу установления, введения и взимания налогов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Структура нал.правоотнош – это его элементный состав, т.е. субъект, объект и содержание.
Субъекты ( участники) нал.прав-ий, согласно законодательству о налогах и сборах являются ( ст. 9 НК РФ)1)юр. и физ. лица, 2)налоговые агенты, 3)налоговые органы (фед. орган исп. власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы) 4)таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ)
Объекты: 1.налог (сумма денежных средств, подлежащая внесению в бюджет); 2.действия, поведение субъектов налогового правоотношения; 3.результаты действий (бездействий) субъектов налоговых правоотношений. То есть, объект – это то, на что направлено поведение участников.
Содержание. В теории права в правоотношениях выделяют юридическое содержание (права и обязанности сторон) и фактическое содержание (поведение, действия участников правоотношений) налоговых правоотношений.
42. Производство по делам о налоговых правонарушениях.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица ( с 16 лет) в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ О НАЛОГОВОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ — материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
43. Органы, уполномоченные осуществлять производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
К числу таких органов относятся:
- налоговые органы, включая Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения;
- органы государственных внебюджетных фондов, включая Пенсионный фонд России и его подразделения (отделения);
- таможенные органы, которые представлены Государственным таможенным комитетом РФ и его подразделениями;
- федеральные органы налоговой полиции, представленные Федеральной службой налоговой полиции РФ и ее территориальными подразделениями;
- органы внутренних дел, включая Министерство внутренних дел РФ и его территориальные подразделения;
- судебные органы, представленные судами общей юрисдикции и арбитражными судами;
- органы принудительного исполнения, которые представлены подразделениями (службами) судебных приставов Министерства юстиции РФ и органов юстиции субъектов РФ.
44. Понятия и виды производств по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
-ЭТО осуществляемая с соблюдением, предусмотренных законодательством процедур деятельность уполномоченных органов по выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, привлечению виновных к ответственности, а также возмещению причиненного государству в результате их совершения ущерба.
Действующим законодательством предусматриваются следующие виды производствпо делам о нарушениях закон-ва о налогах и сборах:
- производство по делам о налоговых правонарушениях;
- производство по делам о нарушениях закон-ва о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу;
- производство по делам о нарушениях закон-ва о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений;
- производство по делам о налоговых преступлениях.
Производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется с соблюдением процедур, предусмотренных НК РФ, а производство по делам о нарушениях закон-ва о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу, ведется также и в порядке, установленном таможенным законодательством.
Производство по делам о нарушениях закон-ва о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений, осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП РСФСР и другими актами закон-ва об администр. правонарушениях.
Производство по делам о налоговых преступлениях осуществляется в соответствии с процессуальным порядком, предусмотренным УПК РСФСР (ст. 10 НК РФ).
45. Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений.
-ЭТО осуществляемая с соблюдением, предусмотренных законодательством процедур деятельность уполномоченных органов по выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, привлечению виновных к ответственности, а также возмещению причиненного государству в результате их совершения ущерба.
Производство по делам о нарушениях закон-ва о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений, осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП РСФСР и другими актами закон-ва об администр. правонарушениях.
В главе 15 КоАП РФ установлены следующие составы админи.правонарушений.
-Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
-Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.
-Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.
-Нарушение сроков представления налоговой декларации.
46. Нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
47. Налоговые правонарушения. Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы, связанные с налоговыми правонарушениями, является НК РФ. Налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение посвящен VI раздел НК РФ.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица ( с 16 лет) в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.
Виды: -Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
-Уклонение от постановки на учет в налоговом органе
-Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
- Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
-Непредставление налоговой декларации
- Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
-Неуплата или неполная уплата сумм налога
-Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
- Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
- Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода и др.
48. Понятия и виды нарушений законодательств о налогах и сборах.
-ЭТО осуществляемая с соблюдением, предусмотренных законодательством процедур деятельность уполномоченных органов по выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, привлечению виновных к ответственности, а также возмещению причиненного государству в результате их совершения ущерба.
Виды: -Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
-Уклонение от постановки на учет в налоговом органе
-Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
- Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
-Непредставление налоговой декларации
- Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
-Неуплата или неполная уплата сумм налога
-Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
- Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
- Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода и др.
49. Освобождение от налоговой ответственности.
Налоговая ответственность — это вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения, предусмотренная главой 16 НК РФ.
Ст. 109 НК РФ. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;
50. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие налоговую ответственность.
Налоговая ответственность — это вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения, предусмотренная главой 16 НК РФ
Ст. 112 НК РФ. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
2. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
3. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
4. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
.
51. Обстоятельства, исключающие привлечение к налоговой ответственности.
Налоговая ответственность — это вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения, предусмотренная главой 16 НК РФ
Ст.111 нк рф. признаются:
1) непреодолимая сила, т е. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
2) невменяемость, т.е. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
3) добросовестное заблуждение - выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции;
4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
52. Общие условия привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
- никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
- никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
- предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
- привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации;
- привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени;
- лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.
53. Понятие и виды ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
Налоговая ответственность — это вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения, предусмотренная главой 16 НК РФ, а именно:Виды: -Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
-Уклонение от постановки на учет в налоговом органе
-Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
- Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
-Непредставление налоговой декларации
- Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
-Неуплата или неполная уплата сумм налога
-Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
- Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
- Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода и др.
54. Взаимодействие органов внутренних дел с налоговыми органами.
Выездные налоговые проверки проводятся налоговыми органами с участием ОВД с целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.
При проведении выездных налоговых проверок должностные лица налоговых органов и сотрудники ОВД руководствуются К РФ, НК.
Сотрудники налоговых органов и ОВД при осуществлении возложенных
на них задач обязаны действовать в строгом соответствии с фед. законами,
НК, иными НПА РФ.,
корректно и внимательно относиться к представителям организации, физическим лицам и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство, соблюдать налоговую тайну.
Действия сотрудников налоговых органов и ОВД могут быть обжалованы организациями и физическими лицами в вышестоящие налоговые органы и ОВД, прокуратуру и суд.
Взаимодействие должностных лиц налоговых органов и сотрудников ОВД при проведении выездной налоговой проверки не препятствует их самостоятельности при выборе предусмотренных законодательством средств и методов проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции при одновременном обеспечении согласованности всех осуществляемых ими в процессе проверки действий.
Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя(заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении (в случае проведения повторной выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, решение о проведении проверки оформляется в виде мотивированного постановления).
55. Налоговая тайна.
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их