Действие актов налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц
Вопрос о действии актов законодательства о налогах и сборах имеет большое значение в рамках их практического использования и правоприменения, поскольку от правильного решения данного вопроса зависят возникновение конкретных отношений, осуществление выполнения предписаний нормативно-правового акта.
Акты законодательства о налогах и сборах, как предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Так, налоговый период по уплате акцизов составляет календарный месяц, поэтому все внесенные изменения и дополнения, опубликованные, например, 15 августа, вступят в силу с 1 октября. По налогам, у которых налоговый период — календарный год, законодательные акты вступают в силу не ранее 1 января следующего года при условии, что такие изменения опубликованы до 1 декабря текущего года. Если же данная публикация состоялась после 1 декабря, вступление изменений в силу произойдет через год с 1 января. В отношении федеральных законов, актов законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих новые налоги или сборы, предусмотрено, что они вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Данные положения обеспечивают возможность для налогоплательщиков и налоговых органов заблаговременно изучить новый нормативный акт, подготовить специалистов и соответствующие методические разъяснения по организации контроля, а также позволяют осуществлять краткосрочное финансово-хозяйственное планирование (например, при заключении новых сделок). Акты, вносящие изменения в порядок регулирования сборов, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, применительно к которым налоговый период не устанавливается, могут вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования.
Существуют определенные условия действия во времени и порядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, которым придана обратная сила, т. е. когда действие акта распространяется на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до его вступления в силу. Так, установлено, что акты законодательства о налогах и сборах не имеют обратной силы, если они содержат нормы:
1)устанавливающие новые налоги и сборы;
2)повышающие налоговые ставки;
3)устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения;
4)устанавливающие новые обязанности;
5)иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В то же время Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что всегда имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения и устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков. Также имеют обратную силу законы, в которых прямо предусмотрена отмена налогов и сборов, снижение размеров налоговых ставок.
Акты налогового законодательства действуют на всей территории Российской Федерации, при этом к государственной территории Российской Федерации относятся сухопутная территория (включая недра), водная территория и воздушная территория, а также квазигосударственная территория (искусственные острова, платформы). Законодательные акты субъектов и органов местного самоуправления о налогах и сборах распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Закрепленные в актах налогового законодательства нормы адресованы широкому кругу лиц, являющихся субъектами налоговых правоотношений. Такими лицами являются:
1) граждане Российской Федерации;
2) иностранные граждане;
3) лица без гражданства;
4) российские организации;
5) иностранные организации.
В действии акта законодательства о налогах и сборах в отношении круга лиц применяются принципы территориальности и резидентства. Так, лица, имеющие объекты налогообложения на территории Российской Федерации, подпадают под сферу действия налогового законодательства Российской Федерации. Кроме того, действие законодательства о налогах и сборах распространяется на морские и воздушные суда, находящиеся под флагом Российской Федерации, а также дипломатические, консульские и торговые представительства Российской Федерации за рубежом.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает у лиц, являющихся резидентами и нерезидентами Российской Федерации (только в случае получения ими доходов, находящихся на территории Российской Федерации).
§ 3. Соответствие правовых актов о налогах и сборах Налоговому кодексу Российской Федерации
Одним из основных условий действия нормативных правовых актов о налогах и сборах является их соответствие нормам Налогового кодекса Российской Федерации. Не соответствующим Кодексу признается нормативный акт, если он:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с Налоговым
кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с на
рушением установленного порядка издания таких актов. Так, имелись случаи, когда главы местных администраций издавали акты,
устанавливающие иные условия взимания местных налогов и сборов, а также более высокие ставки налогов. Во всех подобных случаях данные акты признавались не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации;
2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные Налоговым кодексом. На практике возникали ситуации, когда, особенно нормативными актами субъектов Российской Федерации, уста навливались ограничения в правах налогоплательщиков, в частности в отношении возврата и зачета излишне уплаченных сумм налогов и сборов. Такие акты определяли правила только о зачете данных сумм, что являлось нарушением пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации;
3) изменяет определенное Налоговым кодексом содержание
обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Налоговым кодексом;
4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков
сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные Налоговым кодексом;
5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные Налоговым кодексом;
6) разрешает или допускает действия, запрещенные Налоговым кодексом;
7) изменяет установленные Налоговым кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Налоговым кодексом;
8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Налоговом кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в Налоговом кодексе;
9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Налогового кодекса. Нормативные правовые акты о налогах и сборах признаются не соответствующими Налоговому кодексу при наличии хотя бы одного из данных обстоятельств.
Как правило, признание нормативного правового акта не соответствующим Налоговом кодексу Российской Федерации осуществляется в судебном порядке. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения. Также определено, что подзаконный акт не может изменять установленное Налоговым кодексом содержание обязанностей участников налоговых правоотношений.