Принципы построения налоговой системы
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.
Налоговый кодекс РФ
На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.
Принципы налогообложения
Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:
§ принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
§ принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
§ принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
§ принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
§ Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
§ Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
§ Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
§ Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
§ Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
§ Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
§ При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
§ Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИТ
Облагаемые доходы
от продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;
от сдачи имущества в аренду;
доходы от источников за пределами Российской Федерации;
доходы в виде разного рода выигрышей;
иные доходы.
ДОХОДЫ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДФЛ
доходы от продажи имущества, находившегося в собственности более трех лет;
доходы, полученные в порядке наследования;
доходы, полученные по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (от супруга, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер);
иные доходы.
НАЛОГИ И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов.
Налоги и займы – определяющие источники существования любой страны. От их соотношения во многом зависит ее платежеспособность. При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения страны и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов.
Следовательно, налоги – важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом. Поддержания эластичности налоговой системы является непременным условием сбалансированности государственной казны.
В России доля налогов в составе доходов бюджета составляет примерно более 80%. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивает финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть (налоги подгоняются под существующую величину государственных расходов без учета реальных возможностей производства и общества). При этом никакие меры не обеспечивают полноты налоговых поступлений в бюджет, и требуются все новые административно-командные решения в области налогообложения.
3. Понятие налоговой системы. Основные характеристики налоговых систем. Организационные принципы Российской налоговой системы.
Становление новой для РФ налоговой системы (введена в 1992 г.) проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований. Изменения налоговой системы предусмотрены в Налоговом кодексе и направлены, в частности, на решение задачи создания рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России, благосостоянию ее граждан, уменьшению числа налогов и снижению общего налогового бремени.
Налоговой системе свойственны признаки, характеризующие любую систему, - поэлементный состав систем, взаимозависимость элементов, органическая цельность и единство, непрерывное развитие и т.д.
Итак, налоговая система - это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.
Основные характеристики налоговых систем:
· Система и принципы налогового законодательства;
· Принципы налоговой политики;
· Порядок установления и ввод в действие налогов;
· Виды налогов и общие элементы налогов;
· Порядок распределения налогов по бюджетам;
· Система налоговых органов;
· Формы и методы налогового контроля;
· Права и обязанности участников налоговых отношений;
· Порядок и условия налогового производства.
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ
Налоговый кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации.
Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).
Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года.
Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:
· виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по плате налогов и сборов;
· принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
· права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
формы и методы налогового контроля;
· ответственность за совершение налоговых правонарушений;
· порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.
Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса.
Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.
С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены:
· Налог на добавленную стоимость
· Акцизы
· Налог на доходы физических лиц
С 1 января 2002 года введены:
· Налог на прибыль организаций
· Налог на добычу полезных ископаемых
· Налог с продаж
· Единый сельскохозяйственный налог (специальный налоговый режим)
С 1 января 2003 года введены также:
· Транспортный налог
В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).
С 1 января 2004 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Налог на игорный бизнес
Налог на имущество организаций
И лишь с 1 января 2005 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:
Водный налог
Государственная пошлина
Земельный налог
По состоянию на 2011 год единственным налогом, порядок исчисления и уплаты которого не регулируется Кодексом, является налог на имущество физических лиц. До принятия соответствующей главы в Налоговый кодекс (либо введения налога на недвижимость) указанный порядок регулируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц».
КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ПОШЛИН ПО ГРУППАМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КРИТЕРИЕВ, ПРИЗНАКОВ И ОСОБЫХ СВОЙСТВ.
Налоговая система представляет собой законодательно установленную государством совокупность налогов и сборов, изымаемых в налогоплательщиков. Она должна обеспечить перераспределение налогового бремени по плательщикам. Множественность налогов позволяет проводить государством гибкую политику в области налогов, в большей мере учесть платежеспособность налогоплательщиков, выровнять налоговую нагрузку, отразив разнообразие форм объектов налогообложения с учетом всех сторон их экономической деятельности.
Множественность налогов не допускает доминирование одного налога, так как при внезапном изменении экономической ситуации доходная часть бюджета страны может быть не сформирована. Кроме того, множественность налогов обеспечивает их взаимодополняемость, при которой уменьшение одного налога неизменно приведет к росту платежей по другим видам налогов.
Множественность налогов обосновывается совокупностью объектов (предметов) налогообложения, в качестве которых выступают: имущество (движимое и недвижимое), прибыль (доход) от экономической деятельности, операции по реализации товаров (работ, услуг), ввоз (вывоз) товаров на таможенную территории, отдельные виды деятельности, отдельные объекты, совершение сделок по ценным бумагам. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за тот или иной период налогообложения.
С целью изучения сущности каждого вида налога и для обеспечения достоверности исчисления производится их классификация по определенным признакам. Классификация налогов представляет собой их группировку. Отнесение того или иного вида налога к определенному виду позволяет более четко определить содержание (суть) данного налога. Группировки налогов по разным признакам позволяют дать характеристику конкретного налога с различных сторон.
В настоящее время в качестве классификационных признаков, характеризующих налоги, выделяют следующие:
1. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
2. По способу взимания налогов;
3. По объектам налогообложения;
4. По источникам возмещения налогов;
5. По субъектам уплаты налогов;
6. По особым режимам налогообложения; (ст.10)
7. По методу обложения (по ставке).
1) Общим показателем налоговой системы страны является число уровней, что увязывается с уровнем структуры власти. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж (по принадлежности к уровню управления и власти) налоги в Республике Беларусь подразделяются на:
· Республиканские налоги , сборы (пошлины);
· Местные налоги и сборы.
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:
· НДС;
· Акцизы;
· Налог на прибыль;
· Налог на доходы иностранный организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
· Подоходный налог с физических лиц;
· Налоги на имущество (налог на недвижимость);
· Экологический налог;
· Налог с пользователей природных ресурсов (Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов);
· Земельный налог;
· Дорожные налоги и сборы (Сбор при ввозе на территорию РБ озоноразрушающих веществ, Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования РБ, Сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств РБ по территориям иностранных государств);
· Таможенная пошлина;
· Гербовый сбор;
· Оффшорный сбор;
· Консульский сбор;
· Государственная пошлина;
· Патентные пошлины.
К местным налогам и сборам относят:
· Налог за услуги;
· Сборы с пользователей (налог на владение собаками, сбор на развитие территорий, курортный сбор, сбор с заготовителей, налог на владение собаками).
2) По способу изъятия они подразделяются на:
· Прямые;
· Косвенные (скрытые).
Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика. К ним относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на дивиденды, налог на прибыль, налоги на имущество, налог за владение собаками.
К косвенным (скрытым)налогам относятся: НДС, акцизы, налог на услуги, таможенные пошлины и др. Такие налоги взимаются в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров (работ, услуг) в процессе их потребления. Косвенные налоги наиболее выгодны для государства, так как не зависят от финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов.
3) По объектам налогообложенияналоги подразделяются на налоги, взимаемые с прибыли, с имущества, пользования землей, ренты, выручки от реализации, потребления природных ресурсов, фонда оплаты труда, с суммы произведенных затрат, с определенных видов деятельности. К ним относятся:
· Налог на недвижимость;
· Налог на прибыль;
· НДС;
· Акцизы;
· Налог на приобретение транспортных средств;
· Плата за землю;
· Экологический налог;
· Отчисления на социальные нужды и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· Налог на игорный бизнес;
· Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
· Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр и другие.
4) По источникам возмещения налоговналоги подразделяются на следующие группы:
· Налоги, уплачиваемые из прибыли (налог на прибыль; экологический налог в размере, превышающем установленный лимит, и другие местные налоги);
· Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации (НДС, акцизы, налог на услуги, целевые сборы и другие);
· Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (платежи за землю, экологический налог в пределах установленных нормативов, отчисления в фонд социальной защиты населения, страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и другие).
5) По субъектам уплаты налогов всю совокупность налогов подразделяю на:
· Налоги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог, налог на дивиденды, налог и имущество и др.);
· Налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль, НЖС и др.).
6) По особым режимам налогообложения налоги подразделяются на:
· Налог при упрощенной системе налогообложения;
· Налогообложение в СЭЗ;
· Налог на игорный бизнес;
· Налог на доходы от лотерейной деятельности;
· Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
· Единый налог с индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
· Налогообложение отдельных категорий плательщиков;
· Сбор за осуществление ремесленной деятельности;
· Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
· Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
7) По методу обложения налоговой базы (по ставке)налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатые, твердые.
По каждому виду из всей совокупности налогов в процессе хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства возникает объект налогообложения, по которому в системе бухгалтерского учета должна быть сформирована достоверная налоговая база. Для исчисления суммы конкретного вида налога к единице измерения налоговой базы применяется установленная налоговая ставка.
МЕСТО НАЛОГА В СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Налоги: социально-экономическое содержание
Сущность налогов как социально-экономической категории
В современном цивилизованном обществе налоги является основной формой доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможности влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели.
По своей экономической природе установление налогов носит односторонний характер. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.
Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.
Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. С одной из стороны, налог указывает меру обязанностей налогоплательщику, а с другой - меру дозволенного поведения для государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний государства, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений, с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов общества, - с другой.
Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие народного хозяйства, содержание органов управления, оборону страны и другие затраты. Таким образом, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства.
Налоги поступают в пользу органов государственной власти или местного самоуправления. Этим они отличаются от платежей, взимаемых на тех же условиях, но установленных в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц, не являющихся центральными или местными органами государственной власти, административными учреждениями.
Целью взимания налогов является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Правило, в соответствии с которым налоговые доходы не предназначены для определенных расходов, приобрело характер одного из основополагающих принципов налогообложения. Однако это правило допускает исключения в виде установления целевых налогов.
Налог, как экономический механизм, не имеет непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Эти расходы могут заранее планироваться, но предполагаемая сумма расходов не оказывает императивного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете и, в принципе, не ограничен.
Пошлины и сборы не имеют того финансового значения, которое присуще налогам. Как уже отмечалось, при уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя платить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права.
Целью взыскания пошлины или сбора является покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Как правило, пошлины или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако, связана с общественно полезной функцией суда - поддержания режима законности.
Пошлина не обусловливает существование государственного органа, так как он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом своих функций. Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при определении размера платежа, нежели те, которые применяются при налогообложении.
ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Эту функцию можно определить как основную, поскольку она отражает саму суть и миссию налогообложения. Речь идет об изъятии части доходов граждан и компаний в пользу государственного бюджета. Цель таких сборов предельно логична - формирование материальной основы, которая позволит государству выполнять свои функциональные обязанности. Фискальную функцию можно проследить в любой системе налогов. Более того, она всегда будет актуальна, поскольку при растущих позициях государства в социальной, экономической, правоохранительной и других сферах происходит повышение расходов. Это, в свою очередь, означает, что возрастает доля общественного продукта, который перераспределяется посредством налоговой системы.
Согласно традиционному мнению, фискальная функция налогов считается ключевой, а все остальные направления - производными от нее. Но, разумеется, на одном фискальном факторе успешную государственную политику построить не удастся, поэтому необходим комплексный подход.
ЭКНОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений. Системы налогообложения, существующие в экономически развитых странах, представляют широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.
Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется посредством повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 г. ставка налога на прибыль составляла 90%) налога на вывоз капитала и установления повышенных таможенных пошлин на имущество, акцизов и др
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и пр.
Налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не столько налоговыми льготами, сколько потребностями развития производства и расширения бизнеса, ожидаемыми прибылями и пр.
В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х гг. XX в. (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. Дестимулирование импорта установлением повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.
ХАРАКЕТИРИСТИКА ФУНКЦИЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Если рассматривать функции налогообложения как проявления его сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства'. В то же время необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.
Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную.