Критерии оценки практической работы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА: Россия в годы Гражданской войны.

Цели: - Сформулировать понятия: «гражданская война», «военный коммунизм», «интервенция»,

- уметь самостоятельно работать с учебником и исторической литературой.

Информационное обеспечение обучения:

  1. ОИ1. Артемов В.В., Ю.Н. Лубченков История для профессий и специальностей технического, естетственно – научного, социально- экономического профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. – М. : Издательство «Академия» , 2015
  2. ОИ 2. Алексашкина Л. Н. История. Россия и мир в ХХ – начале ХХI века. Для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. М.: - Просвещение, 2011

Содержание задания

План практического занятия:

1​ Причины Гражданской войны и интервенции в России.

2​ Периодизация военных событий.

3​ Три цвета Гражданской войны: социальная база красных, белых и «зеленых», их политические идеи и лозунги, формы борьбы, яркие эпизоды и участники.

4​ Роль иностранных интервентов в «русской смуте».

5​ Военный коммунизм.

6​ Причины победы красных, итоги гражданской войны.

Задание 1.Ответить на вопросы:

Что такое Гражданская война?

Что такое интервенция?

Какие существуют точки зрения на периодизацию Гражданской войны в России?

Какие причины вызвали Гражданскую войну?

В чем особенности Гражданской войны в России?

Можно ли было ее избежать?

Ответы на этот вопрос предполагает дискуссию между учениками.

Задание 2.Заполнить таблицу

«Красные»

«Белые»

«Зеленые»

социальная база

политические лозунги

формы борьбы

командующие

участники

Командующие:

М.В.Фрунзе, В.И.Чапаев, А.И.Деникин, В.К.Блюхер, Н.И.Махно, А.И.Егоров, А.В.Колчак, И.И.Вацетис, Н.Н.Юденич, П.Н.Врангель.

Задание 3.Для закрепления знаний по периодизации Гражданской войны студентам предлагается выполнить комбинированный тест «Основные события Гражданской войны»:

Определите, о каких событиях идет речь, и расставьте их в хронологической последовательности на линии времени:

1917 1918 1919 1920 1921 1922

а)«Технические затруднения железнодорожного движения и
выступление банд Семенова в Восточной Сибири вызвали приостановку продвижения... эшелонов во Владивосток. Этим обстоя-​
тельством воспользовались контрреволюционные элементы, вы​
звавшие своей злонамеренной агитацией выступление... эшелонов
с оружием в руках против Советской власти по всему пути своего
следования».

б) «Когда мы в сомнамбулическом состоянии приблизились к
Варшаве, где революционного подъема не было, а был создан ку​-
лак контрреволюции, руководимый французами, он ударил нас мет​
ко и ловко, и получилась одна из величайших катастроф, которые
когда-либо мы переживали на военных фронтах».

в) «Имея конечной целью, захват сердца России — Москвы,
приказываю... генералу Май-Маевскому наступать на Москву в направлении Курск — Орел — Тула». Генерал Деникин, командующий вооруженными силами Юга России.

г) «Взятие Симбирска, Вашего родного города, будет ответом на первый выстрел в вождя мировой революции...» Главнокомандующий Восточным фронтом Вацетис.

д) «Свидетельствую о величайшей доблести, проявленной геройской пехотой при штурме Сиваша и Перекопа. Части шли по узким проходам под убийственным огнем на проволоку противника. Наши потери чрезвычайно тяжелы». Командующий Южным фронтом Фрунзе.

е)«Новороссийск агонизировал. Прямо под пристанью стоял
Ганновер», на который грузились англичане. Цепь из английских солдат охраняла «Ганновер». С хладнокровным спокойствием на​блюдали англичане за тем, что творилось на пристани, и не про​пускали никого к пароходу, никого кроме англичан».

ж) «Начать последний бросок на Питер Керенский и Краснов намечали на 30 октября, предварительно получив от Ставки под​крепление. Военачальники ряда соединений Северного фронта по​лучили приказы спешно отправить вверенные им части по желез​ной дороге, высадиться в районе Царского Села и оттуда повес​ти энергичное наступление для захвата всех вокзалов, почты, телеграфа, Смольного, Зимнего дворца, штаба Петроградского ок​руга ».

з) «К новой годовщине победоносной Октябрьской революции Красная Армия сделала еще один решительный шаг к полному очи​щению территории РСФСР и союзных с ней республик от войск иностранцев-оккупантов. Занятие НРАДВР Владивостока объеди​няет с трудящимися массами России русских граждан, перенесших тяжкое иго японского империализма». В. И. Ленин.

и) «Волнения из Петрограда перебросились в Кронштадт. Здесь восстали команды линкоров «Петропавловск» и «Севасто​поль» — опора большевиков в 1917 г. На многолюдном митинге матросов и жителей крепости была принята резолюция с требова​нием перевыборов Советов, свободы слова «для рабочих, кресть​ян, анархистов и левых социалистических партий», «полного права крестьян над землей» и др. Ленин и Троцкий подписали постановление, которое квалифицировало кронштадтские собы​тия как мятеж, подготовленный французской контрразведкой и бывшим царским генералом Козловским. Делегаты IX съезда РКП(б) приняли участие в штурме крепости и расправе с по​встанцами».

Задание 4.Ответить на вопрос:

Как соотносятся идеи коммунизма с системой военного коммунизма, существовавшей в Советской России в годы Гражданской войны?

Заполните таблицу:

Основные черты «военного коммунизма».

Реализация экономической модели «военного коммунизма» на практике.

1​ Огосударствление промышленности.

2​ Прекращение товарно-денежных отношений.

3​ Введение продразверстки.

4​ Милитаризация общества.

5​ Отмена коммунальных платежей, платы за проезд на транспорте и т.д.

6​ Введение трудовой повинности.

7​ «Красный террор» против «бывших».

8​ Бюрократизация государственного аппарата.

9​ Введение уравнительной оплаты труда.

На основе заполненной таблицы сформулировать понятие «военный коммунизм» и обобщить результаты социально – экономической политики большевиков в военные годы.

Исходя из итогов Гражданской войны, которая стоила России колоссальных потерь:

Народное хозяйство было в корне разрушено,

Промышленное производство упало на 20%,

Сельскохозяйственное – до 50% от уровня 1913 года,

Общие людские потери составили, по разным подсчетам, 10-12 млн..:

из них в боевых действиях погибло со всех сторон свыше 1 млн,

жертвами красного и белого террора, а также бандитизма стали около 2 млн,

умерло от голода, болезней и ран 5-7 млн,

эмигрировало до 2 млн.

Кто, на Ваш взгляд, оказался победителем в Гражданской войне, и кто проиграл больше других?

Вербальный аналог

90 ÷ 100

отлично

80 ÷ 89

хорошо

70 ÷ 79

удовлетворительно

менее 70

не удовлетворительно

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Задание № 3. Заполнить сравнительную таблицу: « Характерные черты НЭПа»

1.Рыночные отношения.

2. Государственная собственность.

3. Рыночная экономика.

4. Принуждение к труду.

5. Многообразие собственности.

6. Бестоварное производство.

7. Экономическая свобода.

8. Командно – административная система.

Итоги Нэпа

К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;

К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;

К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.

На селе: 60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков; 4% - кулаков.

К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.

В то же время:

1) не хватало промышленных товаров;

2) рост цен;

3) безработица;

4) перенаселение городов;

5) изменение соцструктуры;

6) бюрократизация;

7) отсутствие иностранных инвестиций.

Вербальный аналог

90 ÷ 100

отлично

80 ÷ 89

хорошо

70 ÷ 79

удовлетворительно

менее 70

не удовлетворительно

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА: XX съезд КПСС и его значение.

Цели: - Актуализировать представления у студентов о хрущевском десятилетии.

- Уметь давать оценку деятельности политических лидеров.

Информационное обеспечение обучения:

  1. ОИ1. Артемов В.В., Ю.Н. Лубченков История для профессий и специальностей технического, естетственно – научного, социально- экономического профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. – М. : Издательство «Академия» , 2015
  2. ОИ 4.Самыгин П.С. История. Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Ростов н/Д: Феникс,2013.

Содержание задания

Задание 1. Заполнить таблицу «Экономическое развитие СССР в 1954-1964 гг.»

Задание 2.Проанализировать текст, ответить на вопросы и отразить в ответах личное восприятие.

1) «Звездный час» той или иной личности... Что вы
понимаете под этим выражением? Согласны ли вы с тем,
что XX съезд был «звездным часом» Н. С. Хрущева? Обратите внимание на следующие мысли Ф. М. Бурлацкого:

«Как решился Хрущев выступить с докладом о Сталине, зная, что подавляющее большинство делегатов будет против разоблачения? Откуда он почерпнул такую уверенность в конечном успехе? То был один из редчайших случаев в истории, когда политический руководитель поставил на карту свою личную судьбу и даже жизнь во имя высших общественных целей. В составе послесталинского руководства не было ни одного деятеля, который решился бы выступить с подобным докладом о культе личности. Хрущев, и только Хрущев, на мой взгляд, мог сделать это — так смело, так эмоционально, а во многих отношениях и так необдуманно. Надо было обладать натурой Хрущева — отчаянностью до авантюризма, надо было пройти через испытания страданием, страхом, приспособленчеством, чтобы решиться на такой шаг».

2) Обратитесь к тексту доклада Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» (Известия ЦК КПСС. — 1989. — № 3). Постарайтесь понять, почему выступление с данным докладом в то время потребовало немалого политического мужества. С какими положениями доклада вы бы сегодня согласились, а какие не приняли бы?

3) В 1956 г. на приеме в советском посольстве в Лондоне состоялся любопытный разговор между Черчиллем и
Хрущевым. Черчилль сказал, в частности: «Господин Хрущев, Вы затеваете большие реформы, и это хорошо. Хотел бы только посоветовать Вам не слишком торопиться. Нелегко преодолеть пропасть в два прыжка. Можно упасть в нее».

Как вы думаете, о чем предупреждал У. Черчилль Н. С. Хрущева?

4) В день похорон Н. С. Хрущева писатель А.Злобин
отметил в своем дневнике: «Хрущев освободил не только
10 миллионов людей, сидевших в лагерях, но и всех нас.
И меня он освободил, хотя я и был как бы на свободе».

Как вы понимаете эту мысль писателя?

5) Как вы считаете, имелись ли на рубеже 50—60-х гг. существенные неиспользованные возможности улучшения отношений между ведущими государствами различных общественных систем? Если да, какие именно? Имейте в виду следующие размышления С. Кондрашова: «Хрущев, несомненно, был человеком мира, несомненно, выражал мирные устремления нашего народа, но его анализ обстановки, неся черты сталинского догматизма, не отличался точностью, преувеличивал агрессивность другой стороны, а избранные им средства отталкивали США и другие западные державы и по итогу скорее отдаляли, чем приближали достижение мирных целей... Пропагандируя принципы мирного сосуществования, он не уставал в тех или иных выражениях повторять дразнившую и ожесточавшую американцев мысль:

«Мы вас закопаем». Он признавал за каждым народом право выбора того или иного строя, но одновременно заявлял: «Ликвидация капиталистической системы — это коренной вопрос развития общества».

6) Какие уроки Карибского кризиса 1962 г., по вашему
мнению, должны были бы стать достоянием политиков?

Размышляя над поставленной проблемой, изучите фрагмент статьи журналиста В. Кобыша «Уроки Карибского кризиса»:

«Наверное, лучше сказать правду. А она ужасающе проста: в октябре 1962 г. мир оказался у порога третьей мировой войны, а человечество — на грани термоядерной катастрофы...

Летом 1962 г. правительство Кубы обратилось к Советскому Союзу с просьбой оказать их стране дополнительную помощь. В полном согласии с международным правом две наши страны договорились о ряде мер, направленных на укрепление обороноспособности Кубы. Меры эти, в частно​сти, предусматривали доставку туда советского ракетного оружия. С нашей стороны решение это представлялось тем более оправданным, что Соединенные Штаты начали в то время обкладывать Советский Союз по всему периметру его границ ракетными базами. Оправданно ли то, что, доставив на Кубу свои первые ракеты, мы не сделали об этом офици​ального заявления, более того, отрицали, в частности, на Генеральной Ассамблее ООН этот факт?..

Советские суда... шли на Кубу. Американские военные корабли встали им на пути... И в Москве, и в Вашингтоне в высоких ведомствах несколько ночей не спали. Надо признаться, что с обеих сторон было общее понимание: в любую минуту может случиться непоправимое.

Не случилось. Потому что... с обеих сторон хватило и мудрости, и мужества пойти на взаимные уступки... И со​ветское руководство во главе с Н. С. Хрущевым, и амери​канская администрация, которую тогда возглавлял президент Дж. Ф. Кеннеди, заняв жесткую твердую позицию, в ко​нечном счете продемонстрировали здравый смысл, гибкость, благоразумие».

Задание 3. Проанализируйте ситуацию, сложившуюся в стране к осени 1964 года и ответьте на вопросы:

1​ Считаете ли вы такой финал политической деятельности Хрущева закономерным и неизбежным?

2​ Что означала, по вашему мнению, отставка Хрущева для дальнейшего развития страны. Разделяете ли вы следующую мысль критика Ю.Буртина: «Состоявшееся в октябре 1964 года смещение Хрущева было не просто сменой руководства, а началом нового периода жизни страны. Событием, по своим последствиям…едва ли не равноценным 20 съезду, но – с обратным знаком» ?

Вербальный аналог

90 ÷ 100

отлично

80 ÷ 89

хорошо

70 ÷ 79

удовлетворительно

менее 70

не удовлетворительно

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА: Россия в годы Гражданской войны.

Цели: - Сформулировать понятия: «гражданская война», «военный коммунизм», «интервенция»,

- уметь самостоятельно работать с учебником и исторической литературой.

Информационное обеспечение обучения:

  1. ОИ1. Артемов В.В., Ю.Н. Лубченков История для профессий и специальностей технического, естетственно – научного, социально- экономического профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. – М. : Издательство «Академия» , 2015
  2. ОИ 2. Алексашкина Л. Н. История. Россия и мир в ХХ – начале ХХI века. Для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. М.: - Просвещение, 2011

Содержание задания

План практического занятия:

1​ Причины Гражданской войны и интервенции в России.

2​ Периодизация военных событий.

3​ Три цвета Гражданской войны: социальная база красных, белых и «зеленых», их политические идеи и лозунги, формы борьбы, яркие эпизоды и участники.

4​ Роль иностранных интервентов в «русской смуте».

5​ Военный коммунизм.

6​ Причины победы красных, итоги гражданской войны.

Задание 1.Ответить на вопросы:

Что такое Гражданская война?

Что такое интервенция?

Какие существуют точки зрения на периодизацию Гражданской войны в России?

Какие причины вызвали Гражданскую войну?

В чем особенности Гражданской войны в России?

Можно ли было ее избежать?

Ответы на этот вопрос предполагает дискуссию между учениками.

Задание 2.Заполнить таблицу

«Красные»

«Белые»

«Зеленые»

социальная база

политические лозунги

формы борьбы

командующие

участники

Командующие:

М.В.Фрунзе, В.И.Чапаев, А.И.Деникин, В.К.Блюхер, Н.И.Махно, А.И.Егоров, А.В.Колчак, И.И.Вацетис, Н.Н.Юденич, П.Н.Врангель.

Задание 3.Для закрепления знаний по периодизации Гражданской войны студентам предлагается выполнить комбинированный тест «Основные события Гражданской войны»:

Определите, о каких событиях идет речь, и расставьте их в хронологической последовательности на линии времени:

1917 1918 1919 1920 1921 1922

а)«Технические затруднения железнодорожного движения и
выступление банд Семенова в Восточной Сибири вызвали приостановку продвижения... эшелонов во Владивосток. Этим обстоя-​
тельством воспользовались контрреволюционные элементы, вы​
звавшие своей злонамеренной агитацией выступление... эшелонов
с оружием в руках против Советской власти по всему пути своего
следования».

б) «Когда мы в сомнамбулическом состоянии приблизились к
Варшаве, где революционного подъема не было, а был создан ку​-
лак контрреволюции, руководимый французами, он ударил нас мет​
ко и ловко, и получилась одна из величайших катастроф, которые
когда-либо мы переживали на военных фронтах».

в) «Имея конечной целью, захват сердца России — Москвы,
приказываю... генералу Май-Маевскому наступать на Москву в направлении Курск — Орел — Тула». Генерал Деникин, командующий вооруженными силами Юга России.

г) «Взятие Симбирска, Вашего родного города, будет ответом на первый выстрел в вождя мировой революции...» Главнокомандующий Восточным фронтом Вацетис.

д) «Свидетельствую о величайшей доблести, проявленной геройской пехотой при штурме Сиваша и Перекопа. Части шли по узким проходам под убийственным огнем на проволоку противника. Наши потери чрезвычайно тяжелы». Командующий Южным фронтом Фрунзе.

е)«Новороссийск агонизировал. Прямо под пристанью стоял
Ганновер», на который грузились англичане. Цепь из английских солдат охраняла «Ганновер». С хладнокровным спокойствием на​блюдали англичане за тем, что творилось на пристани, и не про​пускали никого к пароходу, никого кроме англичан».

ж) «Начать последний бросок на Питер Керенский и Краснов намечали на 30 октября, предварительно получив от Ставки под​крепление. Военачальники ряда соединений Северного фронта по​лучили приказы спешно отправить вверенные им части по желез​ной дороге, высадиться в районе Царского Села и оттуда повес​ти энергичное наступление для захвата всех вокзалов, почты, телеграфа, Смольного, Зимнего дворца, штаба Петроградского ок​руга ».

з) «К новой годовщине победоносной Октябрьской революции Красная Армия сделала еще один решительный шаг к полному очи​щению территории РСФСР и союзных с ней республик от войск иностранцев-оккупантов. Занятие НРАДВР Владивостока объеди​няет с трудящимися массами России русских граждан, перенесших тяжкое иго японского империализма». В. И. Ленин.

и) «Волнения из Петрограда перебросились в Кронштадт. Здесь восстали команды линкоров «Петропавловск» и «Севасто​поль» — опора большевиков в 1917 г. На многолюдном митинге матросов и жителей крепости была принята резолюция с требова​нием перевыборов Советов, свободы слова «для рабочих, кресть​ян, анархистов и левых социалистических партий», «полного права крестьян над землей» и др. Ленин и Троцкий подписали постановление, которое квалифицировало кронштадтские собы​тия как мятеж, подготовленный французской контрразведкой и бывшим царским генералом Козловским. Делегаты IX съезда РКП(б) приняли участие в штурме крепости и расправе с по​встанцами».

Задание 4.Ответить на вопрос:

Как соотносятся идеи коммунизма с системой военного коммунизма, существовавшей в Советской России в годы Гражданской войны?

Заполните таблицу:

Основные черты «военного коммунизма».

Реализация экономической модели «военного коммунизма» на практике.

1​ Огосударствление промышленности.

2​ Прекращение товарно-денежных отношений.

3​ Введение продразверстки.

4​ Милитаризация общества.

5​ Отмена коммунальных платежей, платы за проезд на транспорте и т.д.

6​ Введение трудовой повинности.

7​ «Красный террор» против «бывших».

8​ Бюрократизация государственного аппарата.

9​ Введение уравнительной оплаты труда.

На основе заполненной таблицы сформулировать понятие «военный коммунизм» и обобщить результаты социально – экономической политики большевиков в военные годы.

Исходя из итогов Гражданской войны, которая стоила России колоссальных потерь:

Народное хозяйство было в корне разрушено,

Промышленное производство упало на 20%,

Сельскохозяйственное – до 50% от уровня 1913 года,

Общие людские потери составили, по разным подсчетам, 10-12 млн..:

из них в боевых действиях погибло со всех сторон свыше 1 млн,

жертвами красного и белого террора, а также бандитизма стали около 2 млн,

умерло от голода, болезней и ран 5-7 млн,

эмигрировало до 2 млн.

Кто, на Ваш взгляд, оказался победителем в Гражданской войне, и кто проиграл больше других?

Критерии оценки практической работы

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

Вербальный аналог

90 ÷ 100

отлично

80 ÷ 89

хорошо

70 ÷ 79

удовлетворительно

менее 70

не удовлетворительно

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Наши рекомендации