Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.

Прокуратура является вторым важнейшим после суда правоохранительным органом государства. К важности деятельности прокуратуры свидетельствует тот факт, что конституционные нормы закрепляющие организацию прокуратуры (ст.129 Конституции РФ), следуют непосредственно с нормами, посвященными судебной власти. Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, т.к. не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве. Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, закрепляется Законом РФ «о прокуратуре РФ», а также Федеральным законом «О внесении изменений дополнений в Закон РФ »О прокуратуре РФ». Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Основное содержание деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно- наказуемые деяния, координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью участвует в правотворческой деятельности. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ централизация, независимость, законность, и гласность.

Принцип централизации- единая централизованная система, возглавляемая генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры ведут четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим органам и Генеральному прокурору РФ, который назначается на должность на 5 лет и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Все остальные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, прокуроры субъектов РФ - по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемых самими субъектами РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурора обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурорской системы, задачи.

Принцип независимости от местных органов означает осуществление надзора за правильным применением законов, несмотря ни на какие местные различия.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строго соответствии с действующими на территории РФ законами.

Принцип гласности в деятельности прокуратуры означает, что прокуратура осуществляет свои ф-ции не изолированно от общественности, от граждан.

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет:

надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами;за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Система и организация прокуратуры РФ реглам.ФЗ "О прокуратуре РФ" в редакции 1995г.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры районов и городов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

35. Порядок образования и компетенция квалификационных коллегий судей. полномочия

Квалификационные коллегии занимают особое место среди органов судейского самоуправления. Их организация и основы деятельности определяются Положением о квалификационных коллегиях судей, утв. Верховным Советом. 13 мая 1993 г. Все коллеги судей можно объединить в 4 группы:

1. Высшая квалификационная коллегия судей РФ ,2.- коллегии судей Верховного суда РФ, коллегии судей республик, краев, областей г. Москвы С-П, автономной области и автономных округов. 3.Коллегии судей Высшего Арбитражного Суда РФ, коллегии судей Арбитр. судов субъектов РФ, 4.Коллегии судов военных округов и флотов. Квалификационные коллегии судей избираются тайным голосованием:

- Высшая квалификационная коллегия судей РФ на Всероссийском съезде судей,

- коллегии судей Верховного суда РФ, коллегии судей республик, краев, областей г. Москвы С-П, автономной области и автономных округов - на собрании судей этого суда

-Коллегии судей Высшего Арбитражного Суда РФ, коллегии судей Арбитражного на собрании судей этого Суда,

-Коллегии судов военных округов и флотов - на съездах судей работающих в военном округе

Количественный состав коллегии определяется органом, избирающим ее. В нее должно включаться равное количество судей основного и среднего звеньев. В коллегии не могут быть избраны председатели судов высшего и среднего уровня, их заместители. В Высшую квалификационную коллегию судей должны избираться судьи гражданских, военных, арбитражных судов всех уровней, Это нужно для того, чтобы в данной коллегии могли быть организованы самостоятельные секции, стоящие из судей соответствующих судов. Срок полномочий всех коллегий (кроме Высшей Квалиф. коллегии )- 3 года Высшая квалификационная коллегия обновляется по мере созывов Всероссийского съезда судей.

Часть вопросов, отнесенных к компетенции квалиф. коллегий выносится на рассмотрение пленарного заседания, а часть на обсуждение самостоятельных секций, образуемых из судей соответственно гражданских, военных и арбитражных судов - ( вопросы о возможности назначения кандидатов на руководящие должности соответствующих по Положению о квалификационной аттестации судей 1993г.- проверка профессиональных знаний судьи). Остальные вопросы решаются на пленарном заседании.

Компетенция (полномочия) квалификационных коллегий судей в РФ регламентируются вЗаконе РФ "О статусе судей в РФ" 1992г., Положении о квалификационных коллегиях судей, утвержденное Верховным Советом РФ, 1993г.): Полномочия: утверждение состава экзаменационных комиссий для проверки знаний лиц, претендующих на судебные должности. - дача заключений о возможности назначения кандидата в судьи или на должность председателя районного суда, об освобождении от этой должности (квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ дают заключение о возможности назначения конкретных кандидатов судьями этих судов или об их освобождении от этой должности).- проведение квалификационной аттестации судей и принятие решений о присвоении им квалификационных классов с пятого по второй включительно (квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ присваивают с пятого по первый класс). - принятие решений по вопросам, связанным с возбуждением уголовного дела в отношении судьи, привлечением к уголовной ответственности, арестом или приводом. - предупреждение судьи о необходимости прекращения деятельности, несовместимой с должностью судьи, решение вопросов, связанных с приостановлением или прекращением полномочий судьи, а также прекращением отставки судьи. - рассмотрение жалоб или представлений, касающихся действий либо бездействия судьи, которые умаляют авторитет судебной власти.- дача заключений по вопросам представления судей к награждению государственными наградами или присвоению им почетных званий. - выполнение иных полномочий, возлагаемых на квалификационные коллегии судей действующим законодательством.

Наши рекомендации