Независимость судей, народных и присяжных заседателей. Гарантии независимости.
Суть этого принципа правосудия состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд смог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без давления. Есть много способов оказания влияния на судей (подкупы, угрозы физической расправы и др.). В связи с этим существенное внимание уделяется гарантиямнезависимости судей, народных и присяжных заседателей. Важный шаг в этом направлении - принятие закона “О статусе судей”. Т.о. независимость судей обеспечивается:
1. Предусмотренная законом процедура правосудия, запрет под угрозой ответственности чьего-либо вмешательства в эту деятельность.
2. Установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи.
3. Право судьи на отставку, неприкосновенность судьи.
4. Система органов судейского сообщества.
5. Предоставление судье особого социального и материального обеспечения.
Любая попытка помешать осуществлению правосудия расценивается как административное (неуважение к суду) либо уголовное (взятка, угроза) преступление.
38. Предмет курса «Правоохранительные органы» и его значение для изучения других юридических дисциплин
Правоохранительные органы - одна из вводных дисциплин, дающая исходные сведения о правоохранительной деятельности. Эти сведения находятся во взаимосвязи с другими сведениями, которые даются нам при изучении многих смежных дисциплин. Конституционное праводает общую картину роли и места правоохранительных органов в системе всех органов государства. Делается это на базе положений конституции (РФ и республик). Административное правоизучает закономерности организации и функционирования таких исполнительных (и правоохранительных) органов, как МВД, МИНЮСТ и др. Также эта дисциплина дает сведения о правилах применения административной ответственности за проступки. Уголовный процессанализирует содержание деятельности всех прав. Органов и дает представление о том, как должны действовать прав. Органы при раскрытии преступлений. Гражданский процессимеет дело преимущественно с содержанием деятельности суда . Прокурорский надзорсущественно дополняет материал одной из тем дисциплины “правоохранительные органы” - теме : прокуратура и ее органы. Не изолирована дисциплина правоохр. орг. и от Теории и Истории государства и права -познание многих вопросов деятельности суда, прокуратуры, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов. Т.о. дисциплина “Правоохранительные органы” взаимодействует с другими юридическими дисциплинами, черпает из них сведения для себя и дополняет их своими сведениями.
Правоохр. орг. -это такая дисциплина, в рамках которой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и задачи деятельности правоохранительных органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами государства.
Предметом дисциплины являются сведения о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность, также о некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать в такого рода деятельности. Среди этих сведений центральное место занимают те, которые дают представление не только о правоохранительной деятельности в целом, но и о конкретных ее направлениях (функциях), а равно о построении соответствующих органов, их структуре, взаимосвязи, полномочиях и задачах.
Системаохватывает темы: общие вопросы, связанные с понятием и содержанием правоохранительной деятельности, круга организации, создаваемых для выполнения этой деятельности, некоторых идей, которые лежат в основе построения правоохранительных органов. Также есть темы, посвященные деятельности судов, прокурорскому надзору, выявлению и расследованию преступлений, оказанию юридической помощи и др.
28. Понятие предварительного расследования. (задачи)
Предварительное расследование ( расследование угол. дел) представляет (задачи) собой деятельность особо уполномоченных гос-вом органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых. Выявление и расследование преступлений - виды правоохранительной деятельности. Для выполнения задач органы предварительного расследования наделены законодателем специальными полномочиями, которые перечислены в УПК. Их деятельность состоит в сборе доказательств виновности (невиновности) лица в совершении преступления. Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то, изложив выводы в обвинительном заключении направляют все материалы дела через надзирающего за законностью расследования прокурора в суд, который окончательно решает вопрос о виновности лица (лиц) и назначает меру наказания. Роль предварительного расследования велика. От его оперативности, своевременности и объективности во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора, вынести справедливую меру наказания.
Предварительное расследование подразделяется на две формы дознание и предварительное следствие:между органами дознания и предварительного следствия имеются и сходства и различия. Они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам угол. преступлений, обязаны возбудить угол. дело в пределах своей компетенции, осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства. Осн. различия заключаются в том, что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами. В определенных случаях дознание предшествует предварительному следствию. Имеются некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия.
Дознаниеявляется формой предварительного расследования. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции имеют такое же юр. значение. Помимо выполнения общих с органами предварит. следствия обязанностей на органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскнойдеятельности в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Это деятельность не является дознанием, а от-ся к самостоятельной функции. Ее выполнение возлагается только на те органы дознания, которые располагают оперативными службами.
Органы дознания - милиция, командиры воинских частей, органы гос-безопасности, начальники тюрем, колоний, СИЗО, ЛТП, органы гос-пожарного надзора, органы пограничной охраны, федеральные органы налоговой полиции, капитаны судов, начальники зимовок, таможенные органы. Существует 2 формы дознания - дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начатое органом дознания, состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. К таким действиям относятся - осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале такого дознания прокурор уведомляется немедленно. Это происходит не более 10 дней. Затем дело направляется следователю. По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, орган дознания проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения. Это идет до 1 месяца. Дознание по подавляющему большинству дел проводит милиция, которая является сост. часть. системы органов МВД РФ.По закону о милиции милиция подразделяется на 1. криминальную-задачи- выявление, предупреждение, пресечением и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также розыск лиц, скрыв. от органов дознания. 2. милиция общественной безопасности – задачи – обеспечение безопасности личности, общест. безопасности, общест. порядка и т.д.
Органы предварительного следствия РФ руководствуются в своей деятельности -Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1960г. Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст.126 УПК. Там же устанавливается подследственность, т.е определение того, какие категории дел должны рассматриваться следователями различной ведомственной принадлежности:1. следователи прокуратуры уполномочены рассматривать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека, на порядок исполнения обязанностей по службе на некоторых должностных лиц гос. органов, в т.ч. и правоохр-х органов.2. следователи федеральной службы безопасности-рассм.наиболее опасные пр-я против гос. строя и общественной опасности ( бандитизм, измена, шпионаж коррупция).3. Следователи федеральных органов налоговой полиции-преступления против гос. системы налогообложения.4. следователи органов внутр. дел-пр-я против собственности, общественного порядка и др.
К органам предварительного следствия РФ относятся Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, органы прокуратуры. Среди задач органов предварительного следствия:- быстрое и полное раскрытие преступлений; - своевременное привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений; - выявление причин и условий, способствовавших преступлениям, и принятие мер к их устранению.
Основные правила предварительного следствия.- правила производства следствия, описанные в Уголовно-процессуальном кодексе, одинаковы для всех ведомств, его производящих. - предварительное расследование производится в форме либо предварительного следствия, либо дознания. - поводом к возбуждению уголовного дела могут быть чье-либо заявление, сообщение в печати, явка с повинной и т.д. - основанием для возбуждения уголовного дела являются фактические данные, указывающие на наличие объекта и объективной стороны преступления.- перед возбуждением уголовного дела, в течение 3-10 дней, проводятся проверочные действия в виде осмотра места происшествия, медицинского освидетельствования, получения объяснений очевидцев, ревизии.- только после возбуждения уголовного дела можно проводить следственные действия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом. - минимальный срок следствия - 2 месяца, он может быть продлен через вышестоящих прокуроров, максимальный срок следствия не ограничен, за исключением случаев истечения срока давности (кроме случаев сокрытия от следствия или по судам или по делам о преступлениях, за которые предусмотрена смертная казнь, или по делам о преступлениях против человечества). - само предварительное следствие состоит их неотложных и обычных следственных действий (допросов, очных ставок, опознаний и пр.), процессуальных действий, мер процессуального принуждения, оперативно-розыскных действий, все это оформляется в уголовное дело. - при установлении виновного, он привлекается в качестве обвиняемого, обеспечивается защитником и знакомится с материалами уголовного дела, также с ними знакомится потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик. - само предварительное расследование заканчивается либо составлением обвинительного заключения (с обязательным утверждением соответствующим прокурором), либо постановлением о прекращении уголовного дела (с последующей его проверкой в прокуратуре), либо постановлением о приостановлении следствия (если обвиняемый скрылся), либо постановлением о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.