Прокурорский надзор за органами дознания, следствия и органами, осуществляющими оперативную деятельность (предмет и полномочия).
ФЗ- О прокуратуре РФ -1995 г.
Целью - прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, прав и свобод граждан, суверенных прав РФ и субъектов РФ, предприятий, учреждений и организаций, общественных и политических движений.
Направления прокурорской деятельности подразделяются на 4 отрасли:
1. Надзор за исполнением законов органами оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.
2. Надзор за исполнением законов в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера.
3. Надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями.
4. Надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, юридическими лицами.
Предметом деятельности прокурорский надзора за органами дознания, следствия и органами, осуществляющими оперативную деятельность является установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность принимаемых соответствующими органами решений. Полномочия прокурора в данной отрасли установлены УПК. Ст.211 УПК выделяет сл. прокурорские полномочия: проверку угол. дел, материалов и др. сведений о совершенных преступлениях, отмену незаконных и необоснованных постановлений следователей и лиц, проводящих дознание, дачу письменных указаний о расследовании преступлений, санкционирование производства некоторых следственных действий, продление срока расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения, возвращение угол. дел на доп. расследование, изъятие дела от органов дознания и передача его др. следователю, возбуждение угол. дел, их приостановление, прекращение и т.д. Прокурору предоставлено право участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, в необходимых случаях лично проводить отдельные следственные действия, а также возбудив дело или изъяв его у органа дознания или следователя расследовать его самостоятельно в полном объеме. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору либо следователю расследование любого преступления.
Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту и его значение для осуществления правосудия.
Конституция РФ - Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, Европейский Суд по Правам Человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст.46 Конституции РФ). Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.48 Конституции РФ) - гарантия получения квалифицированной юр. помощи, в т.ч. защитника (адвоката) (ст.48). –важное значение в осуществлении правосудия. Правосудие - одно из основных направлений правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц,обеспечения обвиняемому права на защиту.
Правовой статус судей РФ.
Судья - лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ полномочиями осуществлять правосудие исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Совокупность прав и обязанностей судей в силу их должностного положения и образует, то, что принято называть статусом, их правовым положением. Им доверяется судебная власть, в т.ч. осуществление конституционного контроля, отправление правосудия, проверка законности действий и решений гос. органов и должностных лиц. При характеристике статуса (правового положения) судей важно, что статус в принципе является единым для всех судей. Статус судей -это совокупность этих, присущих только судьям, прав и обязанностей. Этот статус является единым для всех судей, но это не значит, что все судьи находятся на равном положении, т.к. существует разграничение между судьями разных судов. Всю совокупность прав и обязанностей, определяющих статус судьи можно сгруппировать в несколько блоков:
1. Права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования, предъявляемые кандидатам, правила отбора кандидатов и наделения их судебными полномочиями).
2. Права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий (особые правила приостановления и прекращения полномочий, уход в отставку с предоставлением ряда льгот и т.д.).
3. Права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.
Деятельность судей регулируется: 1. Закон РФ "О статусе судей"1992 г, 2. ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" 1994 г., 3. Регламент Конституционного Суда РФ.
Неприкосновенность судей –необходимое условие предотвращения к-либо воздействия на судей, а также недопущения ущемления их прав при отправлении ими правосудия. Однако неприкосновенность судей не должна вести к нарушению принципов равенства всех перед законом и судом, неотвратимости ответственности за правонарушение и не может является препятствием для привлечения судьи к ответственности. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ст.122 Конституции). Этим принципом обеспечивается независимость судей. Личность судьи (его дом, имущество) неприкосновенны. Уголовное дело против судьи может возбудить только генпрокурор РФ. Заключение судьи под стражу возможно только с санкции генпрокурора. Виновным в совершении преступления вправе признать, как и любого гражданина- суд, вынося обвинительный приговор. Уголовное дело в отношении судьи должно быть рассмотрено только Верховным судом РФ. Судья не может быть задержан за административные правонарушения.