Лекция 5. Система органов прокуратуры РФ. Функции и задачи прокуратуры.
Система органов прокуратуры
Система прокуратуры РФ определена в ст. 11 Закона о прокуратуре. Она включает следующие органы и учреждения:
— Генеральная прокуратура РФ — высшее звено в системе органов прокуратуры, возглавляемое Генеральным прокурором РФ;
— прокуратуры субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов, автономной области), а также приравненные к ним военные прокуратуры флотов, военных округов, военную прокуратуру Ракетных войск стратегического назначения, Московскую городскую военную прокуратуру, и другие специализированные прокуратуры (Московская транспортной прокуратуре, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура и др.);
— районные прокуратуры. В крупных городах в целях более оперативного руководства создаются прокуратуры этих городов, которые подчинены прокурору субъекта РФ, а сами имеют в подчинении районные прокуратуры;
— военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов, приравненные к районным прокуратурам;
— транспортные, природоохранительные прокуратуры и прокуратуры, осуществляющие свои полномочия в условиях закрытых административно- территориальных объединений (ЗАТО г. Междуречье и комплекса «Байконур»), приравненные к районным прокуратурам.
— научные и образовательные учреждения и редакции печатных изданий органов прокуратуры, являющиеся юридическими лицами (например, журнал «Законность»).
Высшее звено органов прокуратуры РФ представляет Генеральная прокуратура РФ. Ее возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Кроме того, в Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ
Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), в том числе и управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах — Южном, Северо-Кавказском, Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Сибирском, Дальневосточном.
Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ. Кроме того, в главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.
Генеральный прокурор РФ имеет: советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.
В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ.
Среднее звено в системе прокуратуры РФ представлена прокуратурами субъектов РФ, т.е. прокуратурами республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), а также приравненных к ним военными и иными специализированными прокуратурами РФ. В данном случае речь идет о прокуратурах военных округов, флотов, военной прокуратуре Ракетных войск стратегического назначения, Московской городской военной прокуратуре, а также Московской транспортной прокуратуре и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре. Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.
Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. При этом вопрос о том, какой орган субъекта РФ должен принимать соответствующее решение, отнесен к ведению самих субъектов РФ. Освобождение прокуроров субъектов РФ от должности производится Генеральным прокурором РФ и согласования с субъектами РФ не требует (ст. 13 Закона о прокуратуре).
Военные прокуроры и иные прокуроры специализированных прокуратур, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, так же назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Согласия какого-либо органа исполнительной власти при назначении данных должностных лиц на соответствующие должности ни Конституцией РФ, ни Законом о прокуратуре не предусматривается.
В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. В прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками прокуроров субъектов РФ. Кроме того, в данных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов.
Низовое звено органов прокуратуры РФ представлено прокуратурами городов и районов, а также приравненных к ним военных прокуратур гарнизонов, объединений, соединений, транспортных прокуратур, прокуратур па надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, межрайонных природоохранных прокуратур, прокуратур, осуществляющих свои полномочия в условиях закрытых административно-территориальных объединениях. Возглавляют прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. В данных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы.
Лекция 5. Система органов прокуратуры РФ. Функции и задачи прокуратуры.
Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (п. 1, 2 ст. 1 Закона о прокуратуре.
Для достижения названных целей органы прокуратуры осуществляют следующие функции:
— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
— надзор за исполнением законов судебными приставами;
— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
— возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ об административных правонарушениях и другими федеральными законами;
— участие в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;
— участие в правотворческой деятельности;
— международное сотрудничество (п. 2—5 ст. 1 Закона о прокуратуре).
По своей сути все вышеуказанные функции, которыми наделяются органы прокуратуры, и есть основные направления деятельности органов прокуратуры и достижения поставленных перед ними целей.
В зависимости от той или иной цели, которую надо достичь в своей деятельности, органы прокуратуры решают различные и многочисленные задачи.Условно все задачи органов прокуратуры подразделяются на три вида: общие, специальные и частные. Общие задачи органов прокуратуры сводятся к обеспечению законности и правопорядка в России. Специальные — разрешаются при осуществлении основных направлений деятельности прокуратуры. Частные — в ходе применения средств прокурорского реагирования.
Все основные направления деятельности прокуратуры реализуются ею, основываясь на следующих принципах: единства и централизации, независимости от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений; гласности и законности.
Принципы единства и централизации органов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, выполняют единые цели и задачи, стоящие перед прокуратурами всех звеньев. В соответствии с данными принципами деятельность органов прокуратуры определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закона. Кроме того, прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений. Это означает:
— установленный порядок назначения прокуроров;
— финансирование всех органов прокуратуры за счет средств федерального бюджета;
— подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;
Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Принцип независимости. Прокуратура — орган, независимый от кого бы то ни было и, прежде всего, она осуществляет полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами (абз. 1 п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре);
Независимость прокурорского надзора предполагает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурорских работников с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом ответственность (п. 1 ст. 5 Закона о прокуратуре). Например, вмешательство в деятельность прокурора по осуществлению им обязанностей в сфере уголовного судопроизводства влечет уголовную ответственность.
Прокурор, в том числе и иной прокурорский работник, не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления за исключением случаев, предусмотренных законом. При этом никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
Гласностьв осуществлении прокурорского надзора означает, что прокуратура осуществляет свои функции гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной специально охраняемой законом тайны. Органы прокуратуры информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности (абз. 2, 3 п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре).
Принцип законности—универсальное правовое положение, заключающееся в точном и неуклонном соблюдении требований всеми участниками общественных отношений. Однако этот принцип имеет свою специфику применительно к органам прокуратуры: вся деятельность данных органов должна осуществляться на основе закона и в точном соответствии с ним, при строжайшем соблюдении всеми лицами, осуществляющими прокурорский надзор, правовых норм, регулирующих их деятельность и подлежащих применению в процессе осуществления прокурорского надзора. Органы прокуратуры должны обеспечивать точное и единообразное исполнение законов всеми физическими и юридическими лицами. Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и другими федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами (ст. 3 Закона о прокуратуре).
Одним из общих условий деятельности прокуратуры, которые по своей значимости сходны с принципами деятельности органов прокуратуры, является положение об обязательности исполнения требований прокурора.Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность (ст. 6 Закона о прокуратуре).