Лекция 9. Иные функции органов прокуратуры

1. Участие прокурора в уголовном преследовании

2. Организация работы с жалобами, заявлениями и обращениями граждан

3. Участие органов прокуратуры в международном сотрудничестве

4. Участие прокурора в правотворческой деятельности

1. Участие прокурора в уголовном преследовании

Несмотря на принимаемые в последнее время решительные меры, направленные на активизацию борьбы с преступностью, рост ее тем не менее продолжается.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 26.06.1997 № 34' «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» в целях решительного усиления борьбы с преступностью и ее предупреждения, повышения действенности прокурорского надзора уполномоченные про­куроры должны исходить из того, что исчерпывающая реализа­ция полномочий, предусмотренных Законом о прокуратуре, по осуществлению надзора за исполнением законов, направлен­ных на защиту прав человека и гражданина, охраняемых ин­тересов общества и государства от преступных посягательств, за расследованием и раскрытием, а также по уголовному пре­следованию и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью являются важнейшими на­правлениями в работе органов прокуратуры.

Пресечение и предупреждение организованной преступно­сти должно считаться основным направлением деятельности органов прокуратуры. Особое внимание прокуроры должны обращать на безусловное выполнение законов, направленных на предупреждение преступности среди несовершеннолетних, и прежде всего ее организованных форм. Прокуроры должны обеспечивать соблюдение всех процессуальных особенностей расследования уголовных дел в отношении подростков, при­нимать меры к охране их прав, предусмотренных действующим законодательством, активно использовать свои полномочия, для правовой защиты детства, предупреждения безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних.

Принимая участие в совместной с другими правоохрани­тельными органами деятельности по борьбе с преступностью, прокуроры обязаны сосредоточить усилия на обеспечении рас­крываемости и пресечении умышленных убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, неза­конного оборота оружия и наркотиков. Они должны бескомпромиссно осуществлять уголовное преследование должностных лиц, оказывавших содействие криминальным структурам в преступной деятельности.

Осуществляя надзор за исполнением законов, направлен­ных на борьбу с преступностью, федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местно­го самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответстви­ем законам издаваемых ими правовых актов, особое внимание прокуроры должны обращать на предупреждение пьянства, наркомании, бродяжничества, рецидивной преступности, на­рушений порядка приобретения и использования оружия, без­надзорности несовершеннолетних и своевременную передачу в правоохранительные органы материалов о преступлениях.

Органы прокуратуры должны вносить предложения по укре­плению правопорядка в представительные (законодательные), исполнительные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации. При необхо­димости приглашать их руководителей на заседания коллегий и оперативных совещаний, посвященных обсуждению про­блем борьбы с преступностью.

Прокуроры должны участвовать в рассмотрении коллегиаль­ными органами представлений, протестов. В случае неисполне­ния требований прокурора следует незамедлительно привлекать виновных к установленной законом ответственности.

При осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, проведении проверок соблюде­ния финансового, банковского, валютного, налогового, тамо­женного и трудового законодательства, обращать внимание на выявление и предупреждение уголовно наказуемых правонару­шений. Установив признаки состава преступления, прокурор обязан выносить мотивированное постановление о направле­ние материалов в органы предварительного расследования для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Органы прокуратуры обязаны обеспечить надзор за вы­явлением следователями и органами дознания при расследо­вании уголовных дел причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Используя свои полномочия, прокуроры должны добиваться при этом безусловного при­нятия реальных мер по их устранению; противодействовать попыткам укрытия преступлений от регистрации, принимать все меры к обеспечению своевременного и качественного рас­следования и раскрытия преступлений, к повышению эффек­тивности в работе следователей, прокуроров-криминалистов, остро реагировать на бездеятельность в установлении и розы­ске преступников, факты необоснованного приостановления и прекращения уголовных дел; расследование наиболее сложных и актуальных дел, как правило, поручать следователям

Следственного комитета при прокуратуре РФ. В необходимых случаях прокурорами создаются по согласованию с руково­дителями правоохранительных органов межведомственные следственные группы, в состав которых включены сотрудники оперативно-розыскных подразделений.

В своей деятельности руководители соответствующих про­куратур должны обеспечивать высокий уровень поддержания государственного обвинения в судах, опротестование каждо­го незаконного и необоснованного судебного постановления, определения и приговора. Выводы, вытекающие из результатов судебного рассмотрения уголовных дел, прокуроры должны использовать для совершенствования прокурорско-следственной практики по борьбе с преступностью.

При проведении проверок соблюдения законности и ре­жима содержания в местах лишения свободы принципиально реагировать на выявленные нарушения, не допускать посла­бления опасным преступникам. Особое внимание обращать на соблюдение требований, относящихся к режиму содержания организаторов и членов преступных групп.

Прокуроры должны стремиться всемерно расширять и укреплять сотрудничество с правоохранительными органами других государств, налаживать взаимодействие с ними в рас­крытии и расследовании транснациональных преступлений, обеспечивать строгое и неукоснительное исполнение между­народных договоров и соглашений, регулярно анализировать и обобщать практику исполнения международных поручений о правовой помощи, принимать необходимые меры к ее совер­шенствованию.

Прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам го­родов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам улучшать постановку инфор­мационно-аналитической и методической работы. В этих це­лях необходимо системно использовать статистические и иные данные, материалы прокурорских проверок уголовных, граж­данских и арбитражных дел, контролирующих органов, а так­же дел об административных правонарушениях, результаты проверок заявлений и жалоб граждан, научных исследований, сообщения средств массовой информации и другие сведения, характеризующие криминогенную обстановку. Результаты ана­лиза необходимо использовать при подготовке предложений по усилению борьбы с преступностью.

Анализ состояния преступности, условий и причин, ей способствующих, проводить не реже чем два раза в год. По полученным результатам принимать организационно-распоря­дительные решения, вносить предложения по усилению борь­бы с преступностью. О фактах, требующих вмешательства фе­деральных органов законодательной и исполнительной власти, безотлагательно сообщать в Генеральную прокуратуру РФ.

Наши рекомендации