Ответственность СМИ и журналистов в период избирательных кампаний.
За соблюдением законодательства о выборах следит Центральная избирательная комиссия (ЦИК) – довольно необычный орган, который не входит в структуру законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации, он находится вне всех ветвей власти и формируется на паритетных основах российским парламентом и Президентом. На схожих паритетных основах местных органов власти формируются и избирательные комиссии (избиркомы) субъектов федерации.
ЦИК или другой избирком (в зависимости от уровня выборов) может снять кандидатов либо избирательные блоки с выборов в случае нарушения ими предвыборного законодательства, в том числе предвыборного законодательства, связанного с проведением агитации. Основываясь на решениях ЦИК, Министерство печати может проводить собственные проверки и выносить предупреждения редакциям средств массовой информации.
В 1999 году был принят Закон «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах». В отличие от действовавшего тогда Кодекса об административных правонарушениях закон возложил конкретную ответственность не на физических лиц, а на организации, в том числе на организации СМИ. С 1 июля 2002 года нормы Закона «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах» заменили положения главы 5 («Административные правонарушения, посягающие на права граждан») нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП).
Устанавливается административная ответственность в виде штрафа, размер которого зависит от типа правонарушений. Так, статья 5.3 КоАП «Неисполнение решений избирательной комиссии, комиссии референдума»предусматривает наложение штрафа на юридические лица в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда. Очевидно, что средств массовой информации будут касаться, прежде всего, решения Центральной избирательной комиссии и окружных избирательных комиссий в отношении агитационной деятельности. Следующий состав – этонарушение установленного порядка опубликования документов и информации, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов (ст. 5.5). Эта норма прямо указывает на СМИ (имея в виду, вероятно, редакции периодических печатных изданий) и, очевидно, касается порядка публикации исключительно официальных сообщений. Её нарушение влечёт за собой наложение штрафа также в размере от 100 до 200 МРОТ.
Ещё одна статья (5.8) карает за нарушения, которые допускаются организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, а также редакциями средств массовой информации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума. Здесь установлен штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Статья 5.9 КоАП «Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности» карает наложением штрафа в размере от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда за нарушение предусмотренных избирательным законодательством РФ требований и ограничений к рекламе коммерческой деятельности кандидатов, избирательных объединений и блоков и т.п. Таким требованием, например, может быть обязательная оплата рекламы из избирательного фонда кандидата.
Предвыборная агитация, агитация при проведении референдума в период, когда она запрещеназаконодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где её проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.10).
Наконец, ещё один состав этой главы, затрагивающий правовой режим СМИ, – это непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13). Как уже было сказано, по Закону об основных гарантиях обязательным является предоставление возможности кандидату до окончания срока предвыборной агитации обнародовать (опубликовать) опровержение, ответ или иное разъяснение в случае, если ранее в СМИ была распространена информация, способная нанести ущерб его чести, достоинству или деловой репутации. Нарушение этой гарантии влечёт наложение штрафа в размере от 100 до 200 МРОТ.