Понятие эффективности в системе управления земельными ресурсами

В современных условиях, необходимо иметь эффективно функционирующую систему управления земельными ресурсами, без которой сложно осуществлять государственную земельную политику, в полном объеме обеспечивать реализацию экономического потенциала земельных ресурсов. Как уже отмечалось выше, существует несколько методов управления земельными ресурсами.

Наиболее эффективный метод управления земельными ресурсами - смешанный, т. е. когда одновременно используются рыночный и государственный механизмы.

На эффективность принимаемых управленческих решений влияют следующие факторы:

- экономическая стабильность в обществе и регионе;

- общее состояние законодательной базы;

- информационное обеспечение;

- период времени управления;

- форс-мажорные обстоятельства и т. д.

Эффективность системы управления земельными ресурсами обусловлена:

- соответствием задач управления федеральному и региональному законодательствам;

- системой взаимодействия исполнительных и законодательных органов власти;

- укомплектованностью кадрами органов управления;

- степенью квалификации специалистов (управленцев и исполнителей);

- обеспеченностью картографическими материалами различного масштаба;

- наличием данных инвентаризации земель, землеустройства, кадастра, мониторинга земель и их охраны;

- уровнем автоматизации ведения государственного кадастра недвижимости;

- возможностью адаптации используемых геоинформационных систем к условиям объекта управления и др.

Развитие системы управления земельными ресурсами осуществляется на основе двух важных экономических законов: возрастающих затрат и убывающей доходности, во многом зависящих от социально-экономической ситуации в стране, регионе, муниципальном образовании.

Закон возрастающих затрат свидетельствует, что для получения дополнительных объемов (или количества) управленческой информации необходимо вкладывать больше средств. На размер возрастания затрат влияют такие факторы, как инфляционные процессы, активность использования земельно-кадастровой информации, уровень квалификации сотрудников-управленцев, качество применяемых техники и технологии и т. д.

Эффективность управления земельными ресурсами следует определять в социально-экономической системе с учетом использования первичных (природные и трудовые ресурсы) и вторичных (материальное производство, информационные ресурсы) факторов производства.

При разработке системы управления земельными ресурсами применяются различные методы. Практическое значение системного метода заключается в выявлении роли каждого блока информации, с учетом конкретных характеристик территорий. Этот метод является наиболее эффективным, при формировании системы управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях.

При построении системы управления на основе функционального метода в качестве объекта рассматривают определенный экономический, экологический или другой процесс. Это связано с тем, что функционально значимые результаты можно получить только на конечной стадии процесса. Поэтому анализ объекта переходит здесь в анализ процесса. Метод анализа объекта может быть использован при разработке систем управления земельными ресурсами субъектов Российской Федерации, и страны в целом.

В условиях переходного периода и недостаточного финансирования наиболее целесообразно применение функционального метода, позволяющего в динамике развития процессов производства и формирования УЗР получать эффект.

Под эффектом системы управления земельными ресурсами необходимо понимать результат управленческих действий, выраженный в абсолютных и относительных показателях, а под эффективностью системы - проведение определенного объема и вида управленческих действий (в том числе земельно-кадастровых) для повышения качества и степени использования земельно-информационных ресурсов.

Эффективность системы управления земельными ресурсами можно подразделить на несколько составляющих, экологическая, экономическая и др.(рис. 7.1.1).

Экологический эффект управления земельными ресурсами может проявляться в зависимости от периода освоения системы управления. Он может быть первичным, промежуточным и конечным.

Первичный эффект заключается в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду и улучшении ее состояния. Проявляется он в снижении объема загрязнений и концентрации вредных веществ в почве и воде, воздухе; увеличении площади пригодных к использованию земель, сокращении уровня шума и т. д.

Промежуточный эффект - это снижение загрязнения природной и антропогенной среды до минимально допустимых норм.

Конечный эффект заключается в повышении продолжительности уровня жизни населения, снижении заболеваемости людей, эффективности общественного производства и увеличении валового национального продукта страны.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ  
Экологическая Влияние на окружающую среду (снижение загрязнения, улучшение ландшафта) Уменьшение заболеваемости населения и др.
Правовая Совершенствование за­конодательной и нормативно-правовой базы Разрешение земельных споров и др.
Экономическая Увеличение прибыли от эксплуатации и информации Снижение срока окупаемости капитальных вложений и др.
Бюджетная Увеличение поступ­лений земельных платежей Увеличение сборов за предоставление инфор­мации ГКН и др.
Информационная Обеспеченность стратегической и опе­ративной инфор­мацией и др.  
Общехозяйственная Экономический рост производства Повышение занятости и др.  
Социальная Изменение социаль­ного статуса собствен­ника земельного участка Престижность владе­ния землей Создание (улучшение) условий жизни и труда и др.  
Технико-технологическая Улучшение техноло­гических условий производства Снижение затрат на использование земель идр.

Рисунок 7.1.1 - Виды эффективности управления земельными ресурсами

Под экономической эффективностью управления земельными ресурсами понимают результативность деятельности государственных и муниципальных органов УЗР, измеряемую отношением полученного количественного экономического эффекта (результата) к затратам средств на управленческую деятельность. Экономическая эффективность системы УЗР создается за счет взаимоорганизации системы землепользования и территории регионов, создания оптимальных пропорций в структуре земельного фонда и землепользования, их территориальном размещении, улучшения экономической, налоговой, инвестиционной политики управления, что сказывается, в конечном счете, на эффективности материального производства регионов и муниципальных образований.

Наши рекомендации