Глава 6 управление земельными ресурсами на различных административно-территориальных уровнях
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Площадь земельного фонда Российской Федерации как объекта управления на 1 января 2010 г. составляла 1709,8 млн. га, из которых земли лесного фонда занимали 62%, земли сельскохозяйственного назначения - 25,7%, земли запаса - 6,7%, земли особо охраняемых территорий - 1,9%, земли водного фонда - 1,6%, земли населенных пунктов - 1,1%, земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения - 1,0 %.
Таблица 6.1.1 - Распределение земельного фонда России по категориям земель
Категория земель | млн. га | % |
Земли сельскохозяйственного назначения | 440,1 | 25,7 |
Земли лесного фонда | 1059,8 | 62,0 |
Земли водного фонда | 27,8 | 1,6 |
Земли населенных пунктов | 18,6 | 1,1 |
Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения | 17,4 | 1,0 |
Земли природоохранного назначения (особо охраняемых территорий) | 31,7 | 1,9 |
Земли запаса | 114,4 | 6,7 |
Всего земель (без учета внутренних вод и территориального моря) | 1709,8 |
На 1 января 2014г. по данным Минэкономразвития, площади категорий земель в границах территории страны изменились (рис.6.1.1).
Рисунок 6.1.1 – Распределение земли в России по категориям, % (на 1 января 2014 года)*
*данные Министерства экономического развития РФ
На 1 января 2010г. площадь земель сельскохозяйственного назначения, по данным Росреестра, составляла 25,7%., на 1.01.2014 г. 22,6% территории РФ.
Земли сельскохозяйственного назначения - это земли, предоставленные в пользование для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли данной категории располагаются за чертой населенных пунктов и выступают как основное средство производства продуктов питания, кормов, сырья, имеют отличительный правовой режим и подлежат особой охране.
Земли сельскохозяйственного назначения, используются различными сельскохозяйственными предприятиями и организациями (товариществами, обществами, кооперативами, государственными и муниципальными предприятиями, научно-исследовательскими учреждениями). В данную категорию также входят земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота. Состоят из сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий. Площадь сельскохозяйственных угодий - 192,0 млн. га.
Несельскохозяйственные угодья - это земли под зданиями, сооружениями, внутрихозяйственными дорогами, защитными древесно-кустарниковыми насаждениями, водоемами, земельными участками, предназначенными для обслуживания сельскохозяйственного производства и др. занимают 208 млн. га.
Рисунок 6.1.2 – Распределение земельного фонда РФ по формам собственности, % (на 1 января 2014 года)*
*данные Министерства экономического развития РФ
УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
В СУБЪЕКТАХ РФ
Под субъектом Российской Федерации (определенным Конституцией РФ, 1993г.) понимают государственное образование в составе федеративного государства.
В Российскую Федерацию входят 85 субъектов (22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа).
Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, района, города, других муниципальных образований.
Главная цель управления земельными ресурсами в субъектах РФ - создание и обеспечение функционирования эффективной системы регулирования земельных отношений и землепользования в регионе.
Достигают этой цели путем управления земельной собственностью, решая следующие задачи:
- обеспечение сохранности и рационального использования государственных земель;
- повышение доходности объектов земельной собственности;
- улучшение экономического и экологического состояния объектов недвижимости, повышение их рыночной стоимости;
- оптимизация производственных издержек на содержание объектов земельной собственности региона;
- обеспечение государственных интересов в комплексных программах управления земельными ресурсами страны, субъектов РФ и муниципальных образований;
- решение социальных вопросов, увязанных с использованием государственной и муниципальной земельной собственности;
- развитие инфраструктуры;
- совершенствование системы налогообложения земель, повышение налоговых поступлений в региональный бюджет;
- формирование эффективных земельных собственников, создание базисных условий для привлечения инвестиций, обеспечение инвесторам государственных гарантий в части сохранения прав собственности на земельные участки.
Предметом управления является формирование процессов использования земли в границах субъекта Российской Федерации, обеспечивающих многообразие потребностей жителей в земельных участках.
Объектом управления являются земельные ресурсы в пределах границ, субъекта РФ, за исключением земель, переданных в федеральную, муниципальную, частную и иную собственность.
Основными характерными признаками земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, являются:
- целевое назначение земель, определяемое федеральным и региональным законодательством;
- распоряжение землей органами государственной власти субъектов Федерации;
- субъекты земельных отношений (в лице органов госвласти) не осуществляют хозяйственной эксплуатации земель;
- земельные ресурсы закрепляют за унитарными государственными предприятиями;
- присвоение части земельной ренты осуществляется через арендную плату и земельный налог;
- сохранение прав собственности, пользования и аренды, при включении земельных участков в региональный земельный фонд.
Субъектами общего государственного управления являются территориальные службы государственных органов общей и специальной компетенции в пределах территории субъекта РФ.
Субъектами ведомственного (отраслевого) управления землями являются территориальные органы министерств, федеральных служб и агентств Российской Федерации, которым предоставлены земли вне зависимости от их территориального размещения.
Кроме того, в сфере управления земельными ресурсами участвуют органы федерального казначейства, государственной налоговой службы и другие финансовые органы, осуществляющие регулирование бюджетно-финансового процесса.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА