Процесс управления земельными ресурсами
Управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные отношения. На обеспечение рационального использования земли.
Под рациональным использованием земли понимается наиболее эффективный способ ее использования с учетом конкретных природных, экономических и социальных условий.
Управление земельными ресурсами – сложно-организованная система, являющаяся предметом изучения многих наук. Его осуществляют многими методами и средствами, включающими следующие аспекты:
- политический, обеспечивающий выполнение социально-политических, экономических и экологических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов;
- административно-управленческий, связанный с формированием системы государственных и муниципальных органов УЗР, разграничением их компетенций;
- правовой, обеспечивающий рациональное использование и охрану земли на основании правовых норм, закрепленных в законодательных актах;
- научный,связанный с разработкой научно обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижений научно-технического прогресса;
- экономический, определяющий условия эффективного использования земель;
- внедренческий,связанный с разработкой экономических рычагов, стимулов и мероприятий по рациональному использованию и охране земель.
Управление земельными ресурсами - результат сочетания объективных и субъективных факторов.
Земля как природное тело развивается по своим законам, что оказывает влияние на формы и методы управления.
Поэтому, при управлении, необходимо учитывать основные свойства земли (пространство с рельефом, образующим определенную форму поверхности земли; почву с ее плодородием; естественную растительность; гидрографические и гидрогеологические свойства земли, техногенные условия) в комплексе с экономическими условиями развития территории.
Управление земельными ресурсами осуществляют комплексно. Это требует от органов управления системного подхода к использованию и охране земельных ресурсов, решения по земле должны быть увязаны с возможными эколого-экономическими последствиями.
Управляют земельными ресурсами законодательные и исполнительные органы власти, которые регулируют земельные отношения и определяют общую стратегию землепользования, планирования использования земельных ресурсов, установления норм и порядка землепользования, распределения и перераспределения земель, оперативно-распоря-дительной и контрольно-надзорной деятельности за использованием и охраной земель.
Управление земельными ресурсами – это также процесс, где совокупность функций системы управления, направлена на рациональное использование земельных ресурсов. В общем виде процесс управления земельными ресурсами показан на рисунке 2.1.1.
Система управления земельными ресурсами на протяжении длительного периода времени менялась в соответствии с экономическими условиями,целями и критериями общественного строя.
Объект управления – земельные ресурсы |
Земельный кадастр и мониторинг |
Прогнозирование и планирование |
Землеустройство |
Регулирование земельных отношений |
Субъект управления |
Контроль |
Внешняя среда |
Рисунок 2.1.1 - Принципиальная схема процесса
управления земельными ресурсами
Система управления земельными ресурсами должна обеспечивать общегосударственные интересы; интересы регионов (муниципальных образований); интересы отдельных членов общества (или их групп).
Изменившиеся условия хозяйствованиясформировали новую систему управления в России, которая характеризуется:
- резким переходом от административно-плановой к рыночно - предпринимательской модели;
- разграничением функций и субъектов государственного и негосударственного управления;
- развитием процессов демократизации общественных отношений.
Исходя из особенностей использования земли, общая система управления земельными ресурсами состоит изподсистем: законодательной, административно-управленческой, экономической, социальной, экологической.
Основу системы управления земельными ресурсами составляют объект, субъект, предмет, цель, задачи и функции управления. Объект и предмет управления создаются в результате многолетнего предшествующего периода и тесно связаны между собой. Например, управление земельными участками, застроенными многоэтажными зданиями, значительно отличается от управления участками с одноэтажной усадебной застройкой.
Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административного района, города и других муниципальных образований, земельные участки отдельных субъектов земельных отношений, отличающиеся по виду использования, правовому статусу, земельные участки общего пользования.
Предметом управления являются процессы организации использования земли. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования земель, подлежащих управлению. К таким способам относят:
- территориальную организацию использования земли в границах землепользования, отдельных участков или массивов земель (землеустройство, планировка, зонирование и др.);
- инженерное обеспечение процесса использования земель (инженерные коммуникации);
- установление правового статуса земель (собственность, пользование, аренда, ограничения, обременения);
- установление направлений и видов использования земли (разрешенное использование);
- внедрение экономически и экологически эффективных технологий использования земли;
- анализ природного и экономического состояния земель; проведение других мероприятий, влияющих на статус и состояние земель.
Между объектом, предметом, целями и задачами управления существуют достаточно тесные взаимосвязи. Так, цель и задачи формируются с учетом состояния объекта и предмета управления, а уже сформированные цель и задачи при их реализации формируют объект и предмет управления.
Основная цель управления земельными ресурсами - обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли.
Общество не в состоянии полностью контролировать цели отдельных субъектов земельных отношений из-за их массовости и разнообразия, поэтому управление этими процессами означает установление общих правил и границ использования земли.
Такие границы создают согласно установленным и юридически оформленным (в виде правовых норм) правилам использования, регламентирующим земельные отношения и системы землепользования.
Эти положения характерны для любой формы и режима использования земли и являются общими для всего разнообразия системы земельных отношений.
Управление земельными ресурсами заключается:
в создании и функционировании системы земельных отношений позволяющей развитие эффективной предпринимательской, общественной и иной деятельности;
в формировании условий сохранения и восстановления свойств земли;
в получении максимального поступления финансовых средств в федеральный, региональный и местный бюджеты.
Субъекты управления подразделяются на субъекты, осуществляющие государственное, местное и внутрихозяйственное управление, начиная от государства как субъекта земельных отношений и завершая конкретным юридическим лицом или гражданином.
ВИДЫ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление (рис. 2.2.1).
Государственное управление |
Общее государственное - осуществляется государственными органами общей и специальной компетенции; - имеет территориальный характер; - распространяется на все земельные ресурсы страны независимо от категории земель и субъектов права |
Ведомственное (отраслевое) - осуществляется министерствами, федеральными службами и агентствами; - строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли; - не зависит от территориального размещения ведомственных земель |
Местное управление - осуществляется органами местного самоуправления; - может иметь общий или специальный характер |
Частное (внутрихозяйственное) управление - осуществляется собственниками, землепользователями, арендаторами земельных участков |
Рисунок 2.2.1 - Виды управления земельными ресурсами
Общее государственное управление осуществляют государственные органы обшей и специальной компетенции. Оно имеет территориальный характер, распространяется на все земли в пределах определенной территории (РФ в целом, субъекты РФ, муниципальные районы, городские округа) независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок.
Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляется министерствами, федеральными службами и агентствами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Особенность ведомственного управления - некомпактное расположение земельных ресурсов конкретного министерства, федеральной службы или агентства.
Местное управление возложено на органы самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным.
Местное (муниципальное) управление организуют на территории муниципальных образований.
Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельных участков.
К основнымзадачам государственного управления земельными ресурсами можно отнести:
наделение органов управления организационно-регламентирующими функциями;
регулирование природоохранной деятельности субъектов земельных отношений, через принятие государственных нормативных актов;
обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных отношений;
формирование благоприятных условий для предпринимательства;
улучшение использования и охраны земельных ресурсов;
создание правовых, экономических и организационных предпосылок для различных форм хозяйствования на земле и др.
Государственное управление земельными ресурсами осуществляют:
- путем разработки и реализации законодательных и нормативно-правовых актов, федеральных и региональных программ и планов;
- обеспечения механизма экономического стимулирования охраны и рационального использования земельных ресурсов;
- контроля за состоянием земель, рациональным их использованием и охраной, привлечения к ответственности виновных в нарушении законодательства.
Для реализации задач УЗР в полном объеме необходимо:
- совершенствовать нормативно-правовые акты по регулированию земельных отношений в субъектах РФ и муниципальных образованиях;
- принять законодательные акты, регулирующие земельные отношения в других отраслях хозяйственного комплекса, и обеспечить соответствие этих законов земельному законодательству;
- создать на государственном уровне экономические, правовые и организационные условия для регулирования использования и охраны земель;
- создать горизонтальную и вертикальную структуры системы органов управления земельными ресурсами для административно-территориальных образований любого уровня;
- обеспечить финансирование необходимых мероприятий по формированию системы государственного земельного кадастра и поддержание его в актуальном состоянии;
- завершить разделение земель на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.