Вид практики, способ, форма ее проведения.
Вид практики: Производственная практика, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Форма проведения практики: Практика проводится дискретно по видам практик - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида практики. Производственная практика предполагает участие обучающегося в период прохождения практики в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности в соответствующем органе, организации (учреждении), избранных в качестве места прохождения практики. Конкретные формы прохождения практики могут выражаться:
в присутствии на судебных заседаниях, на мероприятиях по их подготовке, в работе с архивными материалами, в присутствии на переговорах и иных мероприятиях, требующих правового сопровождения, в соответствующих учреждениях и организациях; в изучении и подготовке документов, в изучении и анализе статистических данных о деятельности органа, организации (учреждения); в подготовке по заданию руководителя практики соответствующих отчетов и правовых заключений; в участии в мероприятиях правового характера, проводимых в организации, избранной в качестве места прохождения практики.
Способ проведения практики: Стационарная.
Места прохождения практики, базовые для прохождения практики по дисциплине, сроки прохождения, виды и формы контроля.
Местом прохождения производственной практики являются органы государственной и муниципальной власти, юридические службы организаций, адвокатура и иные профильные организации (далее – базы практики), в частности:
- Суды системы федеральных судов общей юрисдикции и у мировых судей г. Симферополя и Р Крым;
- Арбитражный суд г. Симферополя;
- Органы прокуратуры;
- Подразделения Следственного комитета Российской Федерации;
- Адвокатские образования – адвокатские кабинеты, юридические консультации;
- Налоговые органы г. Симферополя и Р Крым;
- Таможенные органы;
- Избирательная комиссия Р Крым;
- Органы управления земельных ресурсов;
- Предприятия, учреждения и организации различных организационно-правовых форм и форм собственности и т.д.
Место проведения практики определяется с учетом уровня теоретической подготовки обучающегося, наличия соответствующих возможностей по месту прохождения практики.
Обучающиеся заочной формы обучения, работающие по профилю избранного в вузе направления подготовки в органах внутренних дел, как правило, проходят данный вид практики по месту их работы. В таком случае руководителю практики от университета предоставляется справка с места работы обучающегося.
Содержание производственной практики.
В ходе прохождения практики предполагается освоение обучающимися следующих тем:
Практика в судах системы федеральных судов общей юрисдикции и у мировых судей:
обучающийся должен:
ознакомиться:
− с законодательными актами, регламентирующими деятельность судебных органов и процессуальный порядок рассмотрения дел в судах;
− с порядком ведения делопроизводства и документооборота в органах суда (в частности, с Инструкцией по делопроизводству в судах);
− с формами контроля за исполнением приговоров и решений суда;
изучить:
− цели, задачи, функции, структуру судебных органов и место судебной власти и судебных органов в системе органов государственной власти;
− должностные обязанности (содержание деятельности) председателя суда, заместителя председателя суда, судей, помощников судей, секретаря судебного заседания, администратора суда, сотрудников канцелярии;
научиться:
− оперировать юридическими понятиями и категориями применительно к сфере деятельности органов суда;
− анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
− анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
− выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;
− использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;
овладеть навыками исполнения должностных обязанностей руководителя практики, в частности:
− навыками подготовки юридических документов (научиться составлять проекты исковых заявлений, ходатайств, жалоб, протоколов судебных заседаний, постановлений, определений, решений и приговоров суда;
− принятия решений и совершения юридических действий в точном соответствии с законом (присутствовать на открытых судебных заседаниях при рассмотрении судами дел и т. д.);
− правового толкования различных нормативных актов, регулирующих деятельность органов суда;
• предупреждения правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению, а именно: правильного и полного отражения результатов профессиональной деятельности в документации, выносимой в результате деятельности суда;
• освоения информационных технологий, используемых для поиска и обработки правовой информации, оформления судебных документов, для обеспечения гласности и открытости деятельности суда.
1. Ознакомление с:
• подведомственностью и подсудностью споров;
• порядком приема граждан, организации работы суда по рассмотрению заявлений и жалоб;
• организацией делопроизводства в канцелярии суда (учет и регистрация дел, материалов, карточек и т.п.);
• принципами распределения обязанностей между судьями;
• полномочиями помощника судьи, мирового судьи, судей федеральных судов, председателя суда и его заместителя;
• организацией работы секретариата суда, в целом, аппарата суда, мирового судьи;
• организацией ведения судебной статистики.
2. Ознакомление путем непосредственного присутствия на соответствующих этапах судебного процесса с:
• порядком приказного производства;
• порядком искового производства;
• порядком заочного искового производства;
• порядком особого производства;
• порядком апелляционного производства.
3. В ходе практики следует собрать копии документов:
• исковое заявление надлежащих формы и содержания;
• апелляционная жалоба;
• все формы судебных постановлений, в т.ч. частные определения суда;
• протокол судебного заседания;
• замечания на протокол;
• исполнительный лист;
• ходатайства лиц, участвующих в деле;
• делопроизводительная документация;
• судебная повестка.
3. В ходе производственной практики возможно выполнение некоторых функций помощников судей, как то составление проектов судебных постановлений.
Практика в арбитражном суде:
1. Ознакомление с:
• подведомственностью и подсудностью споров;
• порядком приема граждан, организации работы суда по рассмотрению заявлений;
• организацией делопроизводства в канцелярии суда (учет и регистрация дел, материалов, карточек и т.п.);
• принципами распределения обязанностей между судьями;
• полномочиями помощника судьи, судей, председателя суда и его заместителя;
• организацией работы секретариата суда, в целом, аппарата суда;
• организацией ведения судебной статистики.
2. Ознакомление с арбитражным процессом путем непосредственного присутствия на соответствующих его этапах.
3. В ходе практики следует собрать копии документов:
• исковое заявление надлежащих формы и содержания;
• все формы судебных постановлений;
• протокол судебного заседания;
• исполнительный лист;
• ходатайства лиц, участвующих в деле;
• судебная повестка.
4. В ходе производственной практики возможно выполнение некоторых функций помощников судей, как то составление проектов судебных постановлений.
Практика в органах прокуратуры:
В ходе производственной практики обучающийся должен:
ознакомиться:
− с юридическими понятиями и категориями, изложенными в нормативных актах, регламентирующих структуру и организацию деятельности органов прокуратуры;
− с порядком проведения проверок соблюдения и исполнения законодательства и составления актов прокурорского реагирования на выявленные преступления;
− с порядком организации делопроизводства в органах прокуратуры;
− с порядком проведения проверок соблюдения законов (об охране труда, о соблюдении правил техники безопасности, об охране природы и т. д.) на предприятиях, в организациях, учреждениях с целью выявления преступлений;
− с порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
изучить:
− цели, задачи, функции и структуру прокуратуры, в которой обучающийся проходит практику,
и ее место в системе органов прокуратуры Российской Федерации;
− нормативные правовые акты, посвященные организации надзора органов прокуратуры за осуществлением предварительного расследования;
− правовые нормы, регламентирующие организацию прокурорского надзора, содержание актов прокурорского реагирования на различные нарушения законности при осуществлении предварительного расследования;
− протоколы, постановления, обвинительные заключения и другие акты, принимаемые в ходе расследования преступлений;
научиться:
− оперировать юридической терминологией, необходимой при изучении полномочий прокурора по надзору за органами предварительного расследования и проведении проверок исполнения законов по заявлениям, жалобам и иным сведениям о преступлениях;
− анализировать юридические факты в сфере организации и деятельности органов прокуратуры и возникающие в связи с ними правовые отношения, связанные с организацией проверок законности при осуществлении предварительного расследования;
− анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, регламентирующие организацию прокурорского надзора;
− правильно составлять и оформлять акты прокурорского реагирования;
− выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений;
− выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;
− осуществлять антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов;
− под руководством руководителя практики от прокуратуры давать квалифицированные юридические заключения и консультации в пределах компетенции работников органов прокуратуры;
овладеть навыками исполнения должностных обязанностей работника прокуратуры, в частности:
− навыками ведения приема граждан, составления квалифицированных юридических заключений и проведения консультаций;
− правильного составления и оформления ответов на обращения граждан и других юридических документов;
− анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами общего прокурорского надзора;
− разрешения правовых проблем и коллизий, возникающих при составлении актов прокурорского реагирования;
− применения норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства;
− составления проектов актов, выносимых прокурором в процессе участия в судебных заседаниях при рассмотрении уголовных;
− принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина в случае выявления правонарушений при осуществлении прокурорского надзора;
− квалификации и разграничения различных видов преступлений в ходе осуществления надзора за органами дознания, предварительного следствия, участия прокурора в рассмотрении дел в суде.
1. Ознакомление с:
• системой органов;
• принципами организации и деятельности;
• основными направлениями деятельности;
• приказами Генерального прокурора РФ, указаниями вышестоящих прокуроров.
2. Ознакомление посредством изучения материалов проверок, имеющихся актов прокурорского реагирования, надзорных производств, ведущихся по расследуемым уголовным делам с:
• порядком проведения надзора за исполнением законов;
• порядком проведения надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
• порядком проведения надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное расследование;
• порядком проведения надзора за соблюдением законности в местах лишения и ограничения свободы.
3. Освоение методики проведения проверок исполнения законов предприятиями, учреждениями, организациями.
4. Проверка соблюдения законности:
• отказа в возбуждении уголовного дела;
• возбуждения уголовного дела;
• приостановления производства по уголовному делу;
• прекращения производства по уголовному делу.
5. По результатам проверок обучающийся должен подготовить акты прокурорского реагирования: протесты, представления, постановления о возбуждении производства об административных правонарушениях, исковые заявления и др. и собрать соответствующие копии.
6. Ознакомление с порядком участия прокурора в рассмотрении дел судами:
• изучение материалов уголовного дела, по которому предстоит поддерживать государственное обвинение путем составления выписки о фактах, подтверждающих виновность подсудимых, разработки предложений о порядке исследования и оценке доказательств, составления текста обвинительной речи;
• присутствие в судебном заседании с составлением справки об оценке выступлений прокурора - государственного обвинителя;
• изучение различных обобщений судебно-прокурорской практики по гражданским делам;
• при предъявлении прокурором иска выясняются условия обращения с ним в суд; совместно с прокурором устанавливаются факты основания иска, заинтересованные лица, их процессуально-правовое положение;
• присутствие при последующем рассмотрении гражданских дел судами: следует изучить содержание дел, дать оценку правомерности совершаемых действий, выносимых судом решений, определений;
• составление проектов частных и кассационных проектов.
Практика в подразделениях Следственного комитета Российской Федерации:
Ознакомление с производством предварительного следствия следователями:
• изучение подследственности;
• участие в производстве следственных действий с составлением проектов соответствующих протоколов: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, допрос, очная ставка, опознание;
• ознакомление с порядком принятия решения о возбуждении уголовного дела, порядком предъявления обвинения, окончания предварительного следствия с обвинительным заключением;
• ознакомление с порядком принятия мер процессуального принуждения;
• составление проектов постановлений следователя.
Практика в органах внутренних дел:
В ходе производственной практики обучающийся должен:
ознакомиться:
− с законодательными актами, регламентирующими деятельность ОВД;
− с локальными нормативными актами ОВД;
− с планированием работы, системой учета и отчетности в ОВД;
− с организацией и формами профилактической работы отдельных подразделений ОВД по материалам расследования уголовных дел;
изучить:
− цели, задачи и функции ОВД, их место в системе правоохранительных органов;
− структуру ОВД, функции и обязанности отдельных сотрудников;
− основания, порядок формирования и особенности деятельности дежурной и специализированной следственно-оперативных групп;
− порядок и основные формы взаимодействия между подразделениями ОВД;
− порядок возбуждения уголовных дел, организацию и способы предварительной проверки материалов, поступающих в ОВД;
− процессуальные и организационные вопросы, связанные:
• с возбуждением уголовного дела, в том числе по материалам оперативно-розыскной деятельности;
• отказом в возбуждении уголовного дела;
• передачей поступившего сообщения по подследственности;
• особенностями продления сроков проверки поступившего сообщения о преступлении; − особенности тактики проведения неотложных следственных действий и оперативно-
розыскных мероприятий;
− основные аспекты деятельности следователя по обеспечению соблюдения прав, законных интересов участников уголовного процесса;
− статистические данные, характеризующие уголовно-правовую обстановку, в которой действует правоохранительный орган, и основные результаты его деятельности;
− основания и порядок использования технических средств, включая средства аудио-, фото - и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности;
− основания и процессуальный порядок объявления подозреваемого (обвиняемого) в розыск, а также основные этапы деятельности следователя по формированию розыскного дела;
научиться:
– оперировать юридическими понятиями и категориями применительно к сфере деятельности ОВД;
– анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, регулирующие деятельность ОВД;
– анализировать определенную категорию уголовных дел по поручению следователя (оконченные уголовные дела, а также приостановленные и прекращенные);
– анализировать основные уголовно-процессуальные аспекты деятельности следователя, связанные с движением уголовного дела, в частности:
• основания и процессуальный порядок соединения и выделения уголовных дел;
• основания и процессуальный порядок передачи уголовного дела по подследственности;
• основания и процессуальный порядок приостановления и возобновления производства по уголовному делу;
• основания и процессуальный порядок возобновления уголовного дела и продления сроков следствия;
• основания и процессуальный порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования;
− выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;
− работать с заявленными участниками уголовного процесса (потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым, защитником) ходатайствами и жалобами;
− применять научно-технические средства, используемые при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
овладеть навыками исполнения должностных обязанностей руководителя практики, в частности:
− навыками правильного составления и оформления юридических документов в пределах компетенции ОВД (протоколы, постановления, запросы, требования и т. п.);
− составления под руководством следователя проектов постановлений о назначении экспертизы, сбора всех необходимых для этого материалов;
− осуществления предупреждения правонарушений (преступлений), выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению, а именно:
• участия в подготовке и осуществлении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
• участия в выдаче гражданам, на основании их личных обращений уведомлений о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях или административных правонарушениях;
− правильного и полного отражения результатов профессиональной деятельности в юридической документации ОВД и иной документации;
− использования научно-технических средств, применяемых сотрудниками ОВД при проведении следственных и оперативно-розыскных мероприятий;
владения информационными технологиями, используемыми в ОВД для поиска и обработки правовой информации, оформления процессуальных документов.
1. Ознакомление с:
• системой полиции и ее подчиненностью;
• порядком приема и регистрации заявлений, сообщений и иной поступающей информации о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности;
• особенностями порядка дознания;
• подследственностью органов внутренних дел;
• принципами взаимодействия с органами прокуратуры в ходе предварительного расследования уголовного дела.
• порядком осуществления розыска лиц.
2. Участие в производстве неотложных следственных действий.
Практика в адвокатском образовании:
В ходе производственной практики обучающийся должен:
Ознакомиться:
– с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексом профессиональной этики адвоката;
– с правилами внутреннего распорядка адвокатского образования;
– с работой дежурного адвоката;
– с работой адвоката в стадии предварительного расследования и подготовки дела к судебному разбирательству;
– с деятельностью защитника в суде первой инстанции;
– с участием защитника на стадиях апелляционного, кассационного, надзорного и исполнительного производства по уголовному делу;
– с делопроизводством в адвокатском образовании: учет выданных ордеров, учет квитанций, регистрация договоров;
изучить:
– цели, задачи, функции и структуру адвокатуры в Российской Федерации и её положение
в системе государственных органов;
– виды юридической помощи, оказываемой адвокатами;
– должностные обязанности (содержание деятельности) руководителя практики (специалиста);
научиться:
– оперировать юридическими понятиями и категориями применительно к сфере адвокатской деятельности;
– анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения
в сфере адвокатской деятельности;
– анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере адвокатской деятельности;
– выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;
– использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач в адвокатской деятельности;
овладеть навыками исполнения должностных обязанностей руководителя практики, в частности:
– навыками правильного составления и оформления юридических документов
(кассационная (апелляционная) жалоба на судебные акты по уголовным делам, ходатайство по уголовным делам, ходатайство по гражданским делам и др.), подготовки иных материалов, имеющихся у адвоката;
– осуществления функций защиты на предварительном следствии и в судах общей юрисдикции, функций представителя в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, а также осуществления иных видов адвокатской деятельности в соответствии с законодательством;
– правового толкования различных нормативных актов, имеющих отношение к адвокатской деятельности;
– составления квалифицированных юридических заключений и консультирования в конкретных видах юридической деятельности адвокатского образования;
– осуществления предупреждения правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению;
– правильного и полного отражения результатов профессиональной деятельности адвокатского образования в юридической и иной документации;
– применения информационных технологий, используемых в адвокатском образовании для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов.
1. Ознакомление с:
• формами адвокатских образований;
• реестром адвокатов;
• порядком установления и размерами платы за услуги;
• категориями лиц, которым юридическая помощь оказывается бесплатно;
• порядком и условиями ведения адвокатом гражданских дел различных категорий в суде первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, начиная с принятия поручения.
2. Составление проектов исковых заявлений (наиболее типичные), отзывов на иски, заявлений и жалоб по делам, возникающим из административных нарушений, и делам особого производства; доверенностей; апелляционных, кассационных, надзорных жалоб, заявлений по поводу различного рода ходатайств; проекты выступлений в судебных прениях; запрос адвоката; замечания на протокол судебного заседания.
3. Присутствие во всех судебных заседаниях, в которых участвует адвокат – руководитель практики.
4. В присутствии руководителя практики самостоятельное ведение приема граждан, консультирование.