Тема: «Понятия судебной власти, правосудия, судопроизводства. Суд как орган государственной власти. Принципы правосудия» (окончание) (2 ак. ч.)

Содержание (план) практического занятия

1. Понятие и значение принципов правосудия, их признаки и система.

2. Законность как принцип правосудия.

3. Охрана прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.

4. Осуществление правосудия только судом.

5. Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону. Гарантии обеспечения независимости судей.

6. Участие граждан в отправлении правосудия.

7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.

8. Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосудию. Право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок

9. Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия.

10. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.

11. Презумпция невиновности.

12. Открытое разбирательство дел во всех судах (гласность в деятельности судов).

13. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Гарантии права участников судопроизводства на пользование родным языком.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Изучите разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

2. В октябре 1919 г. проходил один из самых громких судебных процессов времен Гражданской войны по обвинению в попытке государственного мятежа и других контрреволюционных преступлениях целого кавалерийского корпуса.

В распорядительном заседании Чрезвычайный трибунал разбил всех подсудимых на категории: первую составил «командный состав и коммунисты, шедшие с командиром», вторую – комендантская сотня и технический эскадрон, третью – кавалерийский полк, четвертую – все остальные красноармейцы корпуса.

В обвинительной речи обвинитель потребовал для всех командиров, комиссаров и коммунистов, шедших за комкором, расстрела. «Для всех солдат комендантской сотни так называемых «янычар», вину которых персонально разобрать нельзя, но которые безусловно виновны … требую расстрела через десять по списку. По отношению к остальным красноармейцам – расстрела через двадцать по списку с зачислением остальных, которые не будут оправданы по суду, в тыловое обеспечение…».

Чрезвычайный трибунал в принципе согласился с таким подходом обвинителя. Общее количество осужденных превысило тысячу человек. Указывалось, что приговор окончательный, входит в силу немедленно и подлежит исполнению в 24 часа.

Каким современным принципам правосудия не соответствует данное судебное разбирательство и принятое решение? Что изменилось в понимании демократических основ правосудия по сравнению с приведенным примером?

3. Определите, о каких принципах правосудия упоминается в стихотворении Ивана Пнина «Ода на правосудие» (1805)[4]:

ОДА НА ПРАВОСУДИЕ[5]

(извлечение)

Правосудие есть основание

всех общественных добродетелей.

Гольбах

Блаженство смертных, царств подпора,

Злодеев страх, невинных щит,

Ты, коего трепещет взора

Порок, хоть он венцом покрыт;

Ты, кое лиц не разбираешь,

Равно щадишь, равно караешь

Рабов, вельможей и царей;

Ты, без кого б и боги сами

Не почитались бы богами

И не имели алтарей.

Где ты – там царствуют законы,

Там человек всегда почтен.

Там тверды в основаньях троны

И к правде путь не загражден.

Там истина без страха ходит,

Ко всем без робости подходит

И чистою своей рукой

Личину зависти срывает,

Коварство, мщенье обнажает

И кажет умысел их злой.

Где ты – там равными правами

Граждане пользуются все.

Там над породой и чинами

Заслуги верх берут одне.

Там гнусна лесть у всех в презреньи.

Наружный блеск не в уваженьи.

Не чтут достоинством его.

Богатый с подлою душою

Ничто пред честной нищетою,

Добро превыше там всего.

Где нет тебя – там нет невинных,

Там гибнут все своей чредой;

Тот ныне жертвою был сильных,

А завтра сильных жребий злой

Ведет на эшафот кровавый.

Там совесть и рассудок здравый

Не сильны произнесть свой глас.

Практическое занятие 3

Наши рекомендации