Основания возникновения, изменения и прекращения материальных правоотношений по социальному обеспечению
К основаниям возникновения, изменения и прекращения материальных правоотношений по социальному обеспечению относятся юридические факты, обладающие определенной спецификой. Это, как правило, события, не зависящие от воли людей и возникающие по объективным причинам.
Применительно к данному виду правоотношений это такие события, как рождение человека или его смерть, наступление временной нетрудоспособности или инвалидности, потеря семьей кормильца, безработица, нуждаемость в постороннем уходе, достижение определенного возраста и т. д.
Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения
Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения носят вспомогательный характер и объективно необходимы для нормального функционирования основных - материальных правоотношений.
Процедурные отношения связаны с установлением юридических фактов: инвалидности, трудового стажа, нуждаемости и др. или с принятием государственным органом решения о применении (неприменении) нормы права (например, решение органов социальной защиты по назначению государственной пенсии, предоставлению транспортного средства инвалиду и др.).
Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином действительного или предполагаемого права на социальное обеспечение. Гражданин вправе обжаловать решение государственного органа или должностного лица, участвующего в социальном обеспечении, как в порядке подчиненности, так и путем обращения в суд. Своеобразие процедурных правоотношений заключается в том, что они регулируются не только нормами права социального обеспечения, но и нормами других отраслей: административного и гражданско-процессуального права.
Субъектами процедурных и процессуальных правоотношений являются с одной стороны, как и в материальных правоотношениях, граждане. С другой стороны субъектами могут быть не только государственные органы, но и другие, например, администрация организации, обязанная представить в установленный срок материалы для назначения государственной пенсии, экспертный орган, в чью компетенцию входит установление инвалидности и другие.
Причем объектом этих правоотношений является не материальное благо, а определенное юридическое действие (например, принятие решения о назначении пенсии, пособия, помещении в дом-интернат и т. п.).
Содержание процедурных и процессуальных действий составляет совокупность прав гражданина требовать от компетентного органа принятия соответствующего решения и обязанностей такого органа по принятию такого решения.
СТРАХОВОЙ (ТРУДОВОЙ) СТАЖ
Понятие, виды и значение трудового стажа
Право на многие виды социального обеспечения, и особенно на пенсионное обеспечение, ставится в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно полезной деятельности. Многообразие и значимость норм, регулирующих трудовой стаж, позволяет выделить эту группу в самостоятельный институт отрасли права социального обеспечения.
Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности работника и иной общественно-полезной деятельности, а также иных периодов, с которыми связано возникновение права на трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца от общего заболевания, на отдельные виды пособий и социальных льгот.
Трудовой стаж является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений, а также правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий и льгот.
Трудовой стаж как особая мера продолжительности трудовой деятельности имеет количественную и качественную характеристики.
В зависимости от качественной и количественной характеристик выделяют следующие виды трудового стажа:
Общий,
Специальный,
Непрерывный,
Страховой.
В связи с реформой пенсионного образования институт трудового стажа, очевидно, утратит свое значение. Его заменит институт страхового стажа. Это будет происходить постепенно, без снижения уровня и объема уже накопленных прав как у тех, кто получает пенсию, так и у тех, кто имеет большой трудовой стаж к моменту введения нового пенсионного законодательства.
В результате пенсионной реформы второй уровень в пенсионной системе займет трудовая (страховая) пенсия. Она будет исчисляться с учетом продолжительности страхования, величины страховых взносов и ряда других факторов. В случае введения накопительного принципа финансирования она будет финансироваться примерно в равной пропорции из распределительного и накопительного источников.
Реализация пенсионной реформы началась с принятия 1 апреля 1996 г. ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»1. Закон введен в действие с 1 января 1997 г., но из-за технических сложностей проводится поэтапно и должна охватить все население только к 2000 году.
Принципы индивидуального (персонифицированного) учета:
- единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования в РФ,
- всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в
ПФР и учета сведений о застрахованных лицах,
- доступность для каждого застрахованного лица сведений о
нем,
- использование сведений о застрахованных лицах исключи
тельно для целей пенсионного обеспечения,
- соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета,сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов,
- осуществление учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использование его данных для назначения пенсии.
Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.
Общий трудовой стаж
Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов), общественно полезной деятельности, а также иных периодов времени, специально оговоренных законодательством.
С учетом общего трудового стажа установлены пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. В некоторых случаях общий трудовой стаж является одним из дополнительных условий для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по старости на льготных основаниях.
Виды трудовой деятельности, включаемые в общий трудовой стаж:
- любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе
работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или др. кооперативного предприятия (организации);
- иная работа, на которой работник, не будучи рабочим и служащим, подлежал государственному социальному страхованию;
- работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера;
- индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве;
- творческая деятельность членов творческих союзов СССР и
союзных республик (писателей, художников и т. д.);
- творческая деятельность литераторов и художников, не являющихся членами творческих союзов;
- воинская служба и другая, приравненная к ней служба;
- время привлечения осужденных к оплачиваемому труду
(включается в общий трудовой стаж на основании ч. 6 ст. 38 ИТК
РСФСР и п. 3 ст. 104 УИК РФ с 1 сентября 1992 г.);
- время участия граждан, признанных в установленном порядке безработными, в оплачиваемых общественных работах (п. 6.1
пост. Минтруда от 11 июня 1992 г. № 21 «Об утверждении положения об организации общественных работ»;
- работа граждан по гражданско-правовым договорам подряда
и поручения - с 1 января 1992 г. при условии уплаты страховых
взносов в ПФР.
В общий трудовой стаж засчитывается время учебы в училищах, школах и на курсах подготовки кадров, повышению квалификации и переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, клинической ординатуре.
Наравне с работой в общий трудовой стаж включаются следующие периоды:
1) время нетрудоспособности, начавшееся в период работы;
2) инвалидности I и II групп, вследствие трудового увечья или
профессионального заболевания;
3) ухода за инвалидом I групп, ребенком-инвалидом до 16 лет,
престарелым, если он нуждается в уходе по заключению врача;
4) ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте
до 3 лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей
сложности;
5) проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с
отсутствием возможности для трудоустройства без ограничения
срока;
6) проживание за границей жен (мужей) работников советских
учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в
общей сложности;
7) содержания под стражей, отбывания наказания, отстранения
от должности в связи с незаконным привлечением к уголовной
(административной) ответственности;
8) пребывание в местах заключения свыше срока, назначенного при пересмотре дела;
9) выплаты пособия по безработице, стипендии от службы занятости, участия в оплачиваемых общественных работах и пере
езда по направлению службы занятости.