Актуальные проблемы принудительных мер медицинского характера

Согласно самому общему определению, принудительные меры медицинского характера — это особые меры уголовно-правового воздействия, не являющиеся наказанием и применяемые в от­ношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (либо преступления) и нуждающихся в специализированной медицин­ской помощи преимущественно психиатрического характера.[65]Пожалуй, одним из наиболее спорных вопросов является опреде­ление юридической природы принудительных мер медицинского характера законодательно, наряду с конфискацией имущества, отнесенных к «иным мерам уголовно-правового характера» (в доктрине к таким мерам нередко относят принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолет­ним, а некоторых работах — даже условное осуждение и освобож­дение от уголовной ответственности1).

Надо отметить, что в последние годы былипредприняты попытки объединить все иные меры уголовно-правового характера под «единым юриди­ческим знаменателем». В качестве последнего предлагалось считать отсутствие карательного воздействия и одновременную предназначенность этих мер для решения задач уголовного за­конодательства — т. е. для защиты общественных отношений и интересов от преступных посягательств и предупреждения преступлений1.

Однако можно констатировать тот факт, что «общего юри­дического знаменателя» для всех иных мер уголовно-правого характера просто не существует (за исключением того обстоятель­ства, что все они не являются наказанием и, соответственно, не влекут юридических последствий, присущих наказанию). Такое положение вещей обусловлено разницей в целях применения принудительных мер медицинского характера и других уголов­но-правовых мер, а также в субъектном круге лиц, к которым эти меры могут быть применены.

В последние годы традиционные положения института при­нудительных мер медицинского характера (хорошо знакомые еще советскому уголовному законодательству) претерпели су­щественные изменения в силу принятия Федеральных законов от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ и от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ. В указанных законах были расширены основания применения принудительных мер медицинского характера и изменены их виды. Правоприменители в своей деятельности обязаны руко­водствоваться положениями постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера» от 7 апреля 2011 г. № б2.

Принудительные меры медицинского характера могут при­меняться к четырем видам лиц, из которых только два являются «несубъектами» преступления и/или наказания (п. «а» и «б» ч. 1 ст. 97 УК), в двух других случаях эти меры назначаются лицам, остающимся субъектами преступления в формальном уголовно-правовом смысле. Следует отметить, что законодатель в 2003 г. от­казался от принудительного лечения лиц, совершивших преступ­ления и страдающих алкоголизмом или наркоманией, которое было соединено с отбыванием наказания.[66] Этот шаг законодателя получил серьезную критику за отсутствие социально-криминологической обоснованности. В качестве «компенсаторного» уголовно-правового воздействия предлагалось лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, признавать ограниченно вменяе­мыми и (на основании п. «в» ч. 1 ст. 97 УК) применять к ним принудительные меры медицинского характера'.

С другой стороны, одной из самых неожиданных и спорных новелл УК, внесенных на фоне усиления борьбы с сексуальными преступлениями про­тив несовершеннолетних, стала возможность применения при­нудительных мер медицинского характера к взрослому лицу, совершившему такое преступление и признанномустрадающим педофилией, не исключающей состояния вменяемости .

В силу прямого указания ч. 2 ст. 97 возможность назначения любого вида принудительных мер медицинского характера свя­зывается не только с совершением лицом общественно опасного деяния (или преступления) и наличием у такого липа психиатри­ческой патологии. Применение принудительных мер медицин­ского характера связывается с реальным статусомляца, который условно можно назвать «социальной опасностью»: такое лицо должно представлять реальную угрозу для себя или окружающих и быть склонным к совершению общественно опасных деяний.

«Социальная опасность» лица для себя или окружающих определяется судом, исходя из учета психического состояния лица (вид психического расстройства, тип его течения и т. п.), его личностных качеств; характера и степени совершенного общест­венно опасного деяния; социальных факторов. Об опасности лица для себя или других лиц либо о возможности причинения этим лицом иного существенного вреда могут свидетельствовать характер психического расстройства, склонность такого лица к совершению насильственных действий в отношении других лиц или к причинению вреда самому себе, к совершению иныхобщественно опасных действий (изъятию чужого имущества, под­жогов, уничтожению или повреждению имущества иными спо­собами и др.). Кроме того, об опасности лица может говорить его физическое состояние, с учетом которого оценивается возмож­ность реализации им своих общественно опасных намерений1. В доктрине справедливо говорится о том, что вид такой опасности лица для себя или окружающих является «основным критерием выбора вида принудительных мер медицинского характера»2.

Любой вид принудительных мер медицинского характера обладает следующими юридическими признаками: а) не имеет карательного содержания; б) не предполагает официальной от­рицательной оценки совершенного общественно опасного дея­ния от имени государства; б) носит принудительный характер назначения и применения; в) имеет особые цели применения; г) назначается судом на неопределенный срок либо на срок, свя­занный с отбыванием наказания.[67]

Одним из ключевых вопросов, связанных с пониманием юридической сущности принудительных мер медицинского ха­рактера, является определение их целей применения. В ст. 98 УК в качестве таких целей названы:

а)излечение лиц, в отношении которых применяются прину­дительные меры медицинского характера, — т. е. полная ликвида­ция у лица психиатрической патологии в результате применения медико-реабилитационных мер;

б)улучшение психического состояния таких лиц, которое обычно связывается с наличием стойкого, длительного во време­ни исчезновения проявления психической болезни (ремиссии);

в)предупреждение совершения этими лицами новых общест­венно опасных деяний — т. е. максимально возможное недопуще­ние повторяемости общественно опасного поведения посредством применения мер принудительного лечения и реабилитации.

В отличие от целей наказания, преследуемых солидарно, первые две цели применения принудительных мер медицинско­го характера имеют альтернативный характер, что обусловленосовременным уровнем развития психиатрии и невозможностью полного излечения целого ряда психических заболеваний. Говоря иными словами, если достижение главной цели принудитель­ных мер медицинского характера (излечение больного лица) невозможно, последовательно ставится цель улучшения его психического состояния. С другой стороны, цель предупреж­дения совершения принудительно лечащимися лицами новых общественно опасных деяний (либо преступлений) преследуется при назначении любой принудительной меры медицинскогохарактера.

Согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами принудительных мер медицин­ского характера» от 7 апреля 2011 г. № 6, суды при выборе вида этих мер должны учитывать характер и степень психического расстройства, опасность лица для себя и других лиц или возмож­ность причинения им иного существенного вреда. Суд обязан мотивировать принятое решение на основе оценки экспертного заключения о психическом состоянии лица, в отношении кото­рого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, и других обстоятельств уголовного дела. Если назначение вида принудительных мер медицинского харак­тера относится к компетенции суда, то определение конкретного психиатрического учреждения осуществляется территориальны­ми органами здравоохранения1.

Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбу­латорных условиях применяются к лицам, которые посвоему пси­хиатрическому состоянию (статусу) не нуждаются в помещении в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. Осуществляет данную при­нудительную меру медицинского характера территориальный орган здравоохранения по месту жительства осужденного (пси­хоневрологические диспансеры, кабинеты, консультации), взаи­модействующие с органами уголовно-исполнительной системы. Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях не рекомендуется назначать при сущест­вовании социальной дезадаптации больного, сопровождаемой его бытовой неустроенностью, отсутствием работы, поддержкисо стороны семьи и родственников, а также при систематическом употребление алкоголя или наркотиков1.

При назначении принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях в качестве самостоя­тельной принудительной меры медицинского характера должны быть соблюдены следующие основные условия: а) невысокая степень опасности лица для себя и окружающих; б) лицо, под­лежащее принудительному лечению, должно понимать смысл назначаемого ему амбулаторного лечения и выполнять предъ­являемые к нему требования.

В случаях, когда в психическом состоянии лица, в отношении которого назначено принудительное наблюдение и лечение у вра­ча-психиатра в амбулаторных условиях, произошли изменения, связанные с необходимостью помещения такого лица в стационар для принудительного лечения, суд вправе изменить вид прину­дительной меры медицинского характера. Основаниями такого решения могут служить выводы о том, что характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содер­жания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре2.

Особенностью обладает применение принудительного наблю­дения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях к лицам, признанным ограниченно вменяемыми, а также к лицам, совершившим сексуальные преступления против малолетних лиц и признанным страдающими педофилией, так как этот вид принудительных мер медицинского характера применяется на­ряду с наказанием.[68] Если указанные лица отбывают наказание в виде лишения свободы, то указанная принудительная мера применяется в исправительном учреждении. В случае, когда наказание не связано с лишением свободы, амбулаторное при­нудительное наблюдение и лечение у психиатра осуществляет территориальный орган здравоохранения. Надо отметить, что в литературе высказывалась позиция, согласно которой введе­ние принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, «не вполне соответствует конституционным правамчеловека», так как по существу сводится к «так называемой про­блеме лечения от преступной болезни»1.

В силу действующей редакции ч. 1 ст. 99 УК принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, существует трех видов, завися­щих от собственно самих «стационарных условий» содержания (общего типа; специализированного типа; специализированного типа с интенсивным наблюдением). Выбор типа психиатрического стационара должен определяться характером психического за­болевания.

Принудительный характер лечения в медицинской органи­зации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, заключается не только в круглосуточном пребывании лица в лечебном заведении, но и в наложении запрета на произ­вольный выход за пределы территории стационара, в осуществ­лении строгого контроля передач и посылок. Лица, к которым применено принудительное стационарное лечение, не могут прекратить его без решения суда; лечебные процедуры прово­дятся вне зависимости от их согласия, по решению комиссии врачей-психиатров медицинского учреждения.

Принудительное лечение в медицинской организации, оказы­вающей психиатрическую помощь в стационарных условиях общего типа, назначается лицам, которые по своему психическому со­стоянию не требуют интенсивного наблюдения. Это следует из положений п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. № 6, согласно которым оговорено, что в меди­цинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях специализированного типа, а также спе­циализированного типа с интенсивным наблюдением, помеща­ются лишь лица, по своему психическому состоянию требующие соответственно постоянного наблюдения либо представляющие особую опасность для себя или других лиц и требующие посто­янного и интенсивного наблюдения.

В медицинскую организацию, оказывающую психиатри­ческую помощь в стационарных условиях специализированного типа, обычно помещаются лица, представляющие повышеннуюопасность для себя и окружающих. Такая опасность, определяе­мая характером психического заболевания, может проявляться в стремлении к совершению новых общественно опасных деяний, причинению вреда себе и окружающим, а также в навязчивом на­рушении режима осуществления стационарной принудительной меры медицинского характера. В отличие от психиатрического стационара общего типа, в стационаре специализированного типа обеспечивается круглосуточное наблюдение за лицами, к которым применяется принудительное лечение.

В медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях специализированного типа с ин­тенсивным наблюдением, лечение проходят лица, представляющие (в силу характера психического заболевания) особую опасность. Обычно к таким пациентам относятся лица, страдающие агрес­сивными маниями и психозами, навязчивыми галлюцинаторными синдромами, а также лица, склонные к агрессивным действиям в отношении других больных и персонала. Охрана стационаров спе­циализированного типа с интенсивным наблюдением осуществ­ляется сотрудниками, прошедшими специальную подготовку1.

В ч. 1 ст. 102 УК содержится императивное правило, согласно которому продление, изменение и прекращение применения при­нудительной меры медицинского характера осуществляются только судом. На основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. изменение такой принудительной меры, а также ее продление и/или отмена могут быть произведены: а) по представлению администрации лечебного учреждения, осуществляющего принудительное ле­чение (на основании заключения комиссии врачей-психиатров); б) по инициативе лечащего врача; в) по ходатайству самого лица, к которому применена такая мера, его законного представителя и (или) близкого родственника.[69]

В п. 27—28 указанного постановления Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. № 6 сформулированы основные требования, предъявляемые к суду при решении вопроса о продлении, измене­нии или прекращении применения рассматриваемых мер. Преж­де всего суд обязан выяснить результаты проведенного леченияи решить вопрос о необходимости дальнейшего медицинского наблюдения и лечения. В этих целях в судебное заседание может быть вызван представитель психиатрического стационара, где проходит лечение лицо, в отношении которого решается вопрос о продлении, изменении или прекращении применения при­нудительной меры медицинского характера. Участие в судебном заседании защитника, законного представителя лица, в отно­шении которого ведется производство о применении этой меры, и прокурора обязательно.

Особо надо отметить, что лицу, в отношении которого решает­ся вопрос о продлении, изменении или прекращении применения принудительной меры медицинского характера, должно быть обеспечено его непосредственное участие в судебном заседании либо предоставлена возможность изложить свою позицию путем использования систем видеоконференц-связи. Если участие тако­го лица в судебном заседании невозможно, судам предписывается рассматривать материалы дела непосредственно в психиатриче­ском стационаре.

Часть 2.1 ст. 102 УК содержит специальные правила приме­нения рассматриваемых мер к взрослым лицам, совершившим преступления против половой неприкосновенности малолетних и страдающим расстройством сексуального предпочтения в виде педофилии. Указанным лицам суд может назначить принудитель­ные меры медицинского характера в период условно-досрочного освобождения, а также отбывания более мягкого вида наказания либо после отбытия наказания. Суд принимает решение о на­значении таким лицам указанных мер в виде амбулаторного при­нудительного наблюдения и лечения у психиатра на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы. Последняя назначается судом на основании ходатайства администрации ис­правительного учреждения, внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания. Надо особо оговорить, что действие ч. 2.1 ст. 102 УК распространяется на вышеуказанную категорию осужденных за преступления, совер­шенные до вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ, введшего в УК анализируемую норму.

В ст. 103 УК сформулировано общее правило о включении периода принудительного лечения в психиатрическом стацио­наре в срок отбывания наказания. Данное правило применяется к лицу, у которого психическое расстройство наступило послесовершения преступления, при возобновлении назначенного на­казания либо при назначении наказания при неистекшем сроке давности уголовной ответственности за совершенное преступле­ние либо неистекшем сроке давности обвинительного приговора (ст. 78, 81 УК).

Контрольные вопросы

1. В чем состоит социально-правовая природа принудитель­ных мер медицинского характера?

2. Каковы проблемы целей применения принудительных мер медицинского характера?

3. В чем состоят сложности изменения либо отмены приме­нения принудительных мер медицинского характера?

4. Каковы особенности применения «стационарных» при­нудительных мер медицинского характера?

5. В чем особенности применения принудительных мер меди­цинского характера в отношении лиц, совершивших сексуальные преступления против малолетних и признанных страдающими педофилией?

Список рекомендуемой литературы и нормативных правовых актов

1. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3585-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в ред. Фе­дерального закона от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ).

2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Фе­дерации от 7 апреля 2011 г. № 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера».

3. Мищенко Е. В. Принудительные меры медицинского харак­тера в уголовном судопроизводстве. М., 2010.

4. Спасенников Б. А., Спасенников С. Б. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве России. М., 2012.

Наши рекомендации