Актуальные проблемы принудительных мер медицинского характера
Согласно самому общему определению, принудительные меры медицинского характера — это особые меры уголовно-правового воздействия, не являющиеся наказанием и применяемые в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (либо преступления) и нуждающихся в специализированной медицинской помощи преимущественно психиатрического характера.[65]Пожалуй, одним из наиболее спорных вопросов является определение юридической природы принудительных мер медицинского характера законодательно, наряду с конфискацией имущества, отнесенных к «иным мерам уголовно-правового характера» (в доктрине к таким мерам нередко относят принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним, а некоторых работах — даже условное осуждение и освобождение от уголовной ответственности1).
Надо отметить, что в последние годы былипредприняты попытки объединить все иные меры уголовно-правового характера под «единым юридическим знаменателем». В качестве последнего предлагалось считать отсутствие карательного воздействия и одновременную предназначенность этих мер для решения задач уголовного законодательства — т. е. для защиты общественных отношений и интересов от преступных посягательств и предупреждения преступлений1.
Однако можно констатировать тот факт, что «общего юридического знаменателя» для всех иных мер уголовно-правого характера просто не существует (за исключением того обстоятельства, что все они не являются наказанием и, соответственно, не влекут юридических последствий, присущих наказанию). Такое положение вещей обусловлено разницей в целях применения принудительных мер медицинского характера и других уголовно-правовых мер, а также в субъектном круге лиц, к которым эти меры могут быть применены.
В последние годы традиционные положения института принудительных мер медицинского характера (хорошо знакомые еще советскому уголовному законодательству) претерпели существенные изменения в силу принятия Федеральных законов от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ и от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ. В указанных законах были расширены основания применения принудительных мер медицинского характера и изменены их виды. Правоприменители в своей деятельности обязаны руководствоваться положениями постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера» от 7 апреля 2011 г. № б2.
Принудительные меры медицинского характера могут применяться к четырем видам лиц, из которых только два являются «несубъектами» преступления и/или наказания (п. «а» и «б» ч. 1 ст. 97 УК), в двух других случаях эти меры назначаются лицам, остающимся субъектами преступления в формальном уголовно-правовом смысле. Следует отметить, что законодатель в 2003 г. отказался от принудительного лечения лиц, совершивших преступления и страдающих алкоголизмом или наркоманией, которое было соединено с отбыванием наказания.[66] Этот шаг законодателя получил серьезную критику за отсутствие социально-криминологической обоснованности. В качестве «компенсаторного» уголовно-правового воздействия предлагалось лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, признавать ограниченно вменяемыми и (на основании п. «в» ч. 1 ст. 97 УК) применять к ним принудительные меры медицинского характера'.
С другой стороны, одной из самых неожиданных и спорных новелл УК, внесенных на фоне усиления борьбы с сексуальными преступлениями против несовершеннолетних, стала возможность применения принудительных мер медицинского характера к взрослому лицу, совершившему такое преступление и признанномустрадающим педофилией, не исключающей состояния вменяемости .
В силу прямого указания ч. 2 ст. 97 возможность назначения любого вида принудительных мер медицинского характера связывается не только с совершением лицом общественно опасного деяния (или преступления) и наличием у такого липа психиатрической патологии. Применение принудительных мер медицинского характера связывается с реальным статусомляца, который условно можно назвать «социальной опасностью»: такое лицо должно представлять реальную угрозу для себя или окружающих и быть склонным к совершению общественно опасных деяний.
«Социальная опасность» лица для себя или окружающих определяется судом, исходя из учета психического состояния лица (вид психического расстройства, тип его течения и т. п.), его личностных качеств; характера и степени совершенного общественно опасного деяния; социальных факторов. Об опасности лица для себя или других лиц либо о возможности причинения этим лицом иного существенного вреда могут свидетельствовать характер психического расстройства, склонность такого лица к совершению насильственных действий в отношении других лиц или к причинению вреда самому себе, к совершению иныхобщественно опасных действий (изъятию чужого имущества, поджогов, уничтожению или повреждению имущества иными способами и др.). Кроме того, об опасности лица может говорить его физическое состояние, с учетом которого оценивается возможность реализации им своих общественно опасных намерений1. В доктрине справедливо говорится о том, что вид такой опасности лица для себя или окружающих является «основным критерием выбора вида принудительных мер медицинского характера»2.
Любой вид принудительных мер медицинского характера обладает следующими юридическими признаками: а) не имеет карательного содержания; б) не предполагает официальной отрицательной оценки совершенного общественно опасного деяния от имени государства; б) носит принудительный характер назначения и применения; в) имеет особые цели применения; г) назначается судом на неопределенный срок либо на срок, связанный с отбыванием наказания.[67]
Одним из ключевых вопросов, связанных с пониманием юридической сущности принудительных мер медицинского характера, является определение их целей применения. В ст. 98 УК в качестве таких целей названы:
а)излечение лиц, в отношении которых применяются принудительные меры медицинского характера, — т. е. полная ликвидация у лица психиатрической патологии в результате применения медико-реабилитационных мер;
б)улучшение психического состояния таких лиц, которое обычно связывается с наличием стойкого, длительного во времени исчезновения проявления психической болезни (ремиссии);
в)предупреждение совершения этими лицами новых общественно опасных деяний — т. е. максимально возможное недопущение повторяемости общественно опасного поведения посредством применения мер принудительного лечения и реабилитации.
В отличие от целей наказания, преследуемых солидарно, первые две цели применения принудительных мер медицинского характера имеют альтернативный характер, что обусловленосовременным уровнем развития психиатрии и невозможностью полного излечения целого ряда психических заболеваний. Говоря иными словами, если достижение главной цели принудительных мер медицинского характера (излечение больного лица) невозможно, последовательно ставится цель улучшения его психического состояния. С другой стороны, цель предупреждения совершения принудительно лечащимися лицами новых общественно опасных деяний (либо преступлений) преследуется при назначении любой принудительной меры медицинскогохарактера.
Согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера» от 7 апреля 2011 г. № 6, суды при выборе вида этих мер должны учитывать характер и степень психического расстройства, опасность лица для себя и других лиц или возможность причинения им иного существенного вреда. Суд обязан мотивировать принятое решение на основе оценки экспертного заключения о психическом состоянии лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, и других обстоятельств уголовного дела. Если назначение вида принудительных мер медицинского характера относится к компетенции суда, то определение конкретного психиатрического учреждения осуществляется территориальными органами здравоохранения1.
Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях применяются к лицам, которые посвоему психиатрическому состоянию (статусу) не нуждаются в помещении в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. Осуществляет данную принудительную меру медицинского характера территориальный орган здравоохранения по месту жительства осужденного (психоневрологические диспансеры, кабинеты, консультации), взаимодействующие с органами уголовно-исполнительной системы. Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях не рекомендуется назначать при существовании социальной дезадаптации больного, сопровождаемой его бытовой неустроенностью, отсутствием работы, поддержкисо стороны семьи и родственников, а также при систематическом употребление алкоголя или наркотиков1.
При назначении принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях в качестве самостоятельной принудительной меры медицинского характера должны быть соблюдены следующие основные условия: а) невысокая степень опасности лица для себя и окружающих; б) лицо, подлежащее принудительному лечению, должно понимать смысл назначаемого ему амбулаторного лечения и выполнять предъявляемые к нему требования.
В случаях, когда в психическом состоянии лица, в отношении которого назначено принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях, произошли изменения, связанные с необходимостью помещения такого лица в стационар для принудительного лечения, суд вправе изменить вид принудительной меры медицинского характера. Основаниями такого решения могут служить выводы о том, что характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре2.
Особенностью обладает применение принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях к лицам, признанным ограниченно вменяемыми, а также к лицам, совершившим сексуальные преступления против малолетних лиц и признанным страдающими педофилией, так как этот вид принудительных мер медицинского характера применяется наряду с наказанием.[68] Если указанные лица отбывают наказание в виде лишения свободы, то указанная принудительная мера применяется в исправительном учреждении. В случае, когда наказание не связано с лишением свободы, амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра осуществляет территориальный орган здравоохранения. Надо отметить, что в литературе высказывалась позиция, согласно которой введение принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, «не вполне соответствует конституционным правамчеловека», так как по существу сводится к «так называемой проблеме лечения от преступной болезни»1.
В силу действующей редакции ч. 1 ст. 99 УК принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, существует трех видов, зависящих от собственно самих «стационарных условий» содержания (общего типа; специализированного типа; специализированного типа с интенсивным наблюдением). Выбор типа психиатрического стационара должен определяться характером психического заболевания.
Принудительный характер лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, заключается не только в круглосуточном пребывании лица в лечебном заведении, но и в наложении запрета на произвольный выход за пределы территории стационара, в осуществлении строгого контроля передач и посылок. Лица, к которым применено принудительное стационарное лечение, не могут прекратить его без решения суда; лечебные процедуры проводятся вне зависимости от их согласия, по решению комиссии врачей-психиатров медицинского учреждения.
Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях общего типа, назначается лицам, которые по своему психическому состоянию не требуют интенсивного наблюдения. Это следует из положений п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. № 6, согласно которым оговорено, что в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях специализированного типа, а также специализированного типа с интенсивным наблюдением, помещаются лишь лица, по своему психическому состоянию требующие соответственно постоянного наблюдения либо представляющие особую опасность для себя или других лиц и требующие постоянного и интенсивного наблюдения.
В медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях специализированного типа, обычно помещаются лица, представляющие повышеннуюопасность для себя и окружающих. Такая опасность, определяемая характером психического заболевания, может проявляться в стремлении к совершению новых общественно опасных деяний, причинению вреда себе и окружающим, а также в навязчивом нарушении режима осуществления стационарной принудительной меры медицинского характера. В отличие от психиатрического стационара общего типа, в стационаре специализированного типа обеспечивается круглосуточное наблюдение за лицами, к которым применяется принудительное лечение.
В медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях специализированного типа с интенсивным наблюдением, лечение проходят лица, представляющие (в силу характера психического заболевания) особую опасность. Обычно к таким пациентам относятся лица, страдающие агрессивными маниями и психозами, навязчивыми галлюцинаторными синдромами, а также лица, склонные к агрессивным действиям в отношении других больных и персонала. Охрана стационаров специализированного типа с интенсивным наблюдением осуществляется сотрудниками, прошедшими специальную подготовку1.
В ч. 1 ст. 102 УК содержится императивное правило, согласно которому продление, изменение и прекращение применения принудительной меры медицинского характера осуществляются только судом. На основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. изменение такой принудительной меры, а также ее продление и/или отмена могут быть произведены: а) по представлению администрации лечебного учреждения, осуществляющего принудительное лечение (на основании заключения комиссии врачей-психиатров); б) по инициативе лечащего врача; в) по ходатайству самого лица, к которому применена такая мера, его законного представителя и (или) близкого родственника.[69]
В п. 27—28 указанного постановления Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. № 6 сформулированы основные требования, предъявляемые к суду при решении вопроса о продлении, изменении или прекращении применения рассматриваемых мер. Прежде всего суд обязан выяснить результаты проведенного леченияи решить вопрос о необходимости дальнейшего медицинского наблюдения и лечения. В этих целях в судебное заседание может быть вызван представитель психиатрического стационара, где проходит лечение лицо, в отношении которого решается вопрос о продлении, изменении или прекращении применения принудительной меры медицинского характера. Участие в судебном заседании защитника, законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении этой меры, и прокурора обязательно.
Особо надо отметить, что лицу, в отношении которого решается вопрос о продлении, изменении или прекращении применения принудительной меры медицинского характера, должно быть обеспечено его непосредственное участие в судебном заседании либо предоставлена возможность изложить свою позицию путем использования систем видеоконференц-связи. Если участие такого лица в судебном заседании невозможно, судам предписывается рассматривать материалы дела непосредственно в психиатрическом стационаре.
Часть 2.1 ст. 102 УК содержит специальные правила применения рассматриваемых мер к взрослым лицам, совершившим преступления против половой неприкосновенности малолетних и страдающим расстройством сексуального предпочтения в виде педофилии. Указанным лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера в период условно-досрочного освобождения, а также отбывания более мягкого вида наказания либо после отбытия наказания. Суд принимает решение о назначении таким лицам указанных мер в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы. Последняя назначается судом на основании ходатайства администрации исправительного учреждения, внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания. Надо особо оговорить, что действие ч. 2.1 ст. 102 УК распространяется на вышеуказанную категорию осужденных за преступления, совершенные до вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ, введшего в УК анализируемую норму.
В ст. 103 УК сформулировано общее правило о включении периода принудительного лечения в психиатрическом стационаре в срок отбывания наказания. Данное правило применяется к лицу, у которого психическое расстройство наступило послесовершения преступления, при возобновлении назначенного наказания либо при назначении наказания при неистекшем сроке давности уголовной ответственности за совершенное преступление либо неистекшем сроке давности обвинительного приговора (ст. 78, 81 УК).
Контрольные вопросы
1. В чем состоит социально-правовая природа принудительных мер медицинского характера?
2. Каковы проблемы целей применения принудительных мер медицинского характера?
3. В чем состоят сложности изменения либо отмены применения принудительных мер медицинского характера?
4. Каковы особенности применения «стационарных» принудительных мер медицинского характера?
5. В чем особенности применения принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших сексуальные преступления против малолетних и признанных страдающими педофилией?
Список рекомендуемой литературы и нормативных правовых актов
1. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3585-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ).
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2011 г. № 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера».
3. Мищенко Е. В. Принудительные меры медицинского характера в уголовном судопроизводстве. М., 2010.
4. Спасенников Б. А., Спасенников С. Б. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве России. М., 2012.