Принудительных мер медицинского характера. Другим традиционным особым производством в уголовном судо­производстве является применение принудительных мер медицин­ского характера

Другим традиционным особым производством в уголовном судо­производстве является применение принудительных мер медицин­ского характера.

Принудительные меры медицинского характера —влекущие огра­ничения прав, свобод и законных интересов личности меры госу­дарственного принуждения, которые назначаются судом и испол­няются в порядке, предусмотренном уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством.

В соответствии со ст. 97 УК РФ и ст. 433 УПК РФ принуди­тельные меры медицинского характера применяются судом к лицам:

а) совершившим общественно опасные деяния с признаками преступлений, предусмотренных статьями Особенной части Уголов­ного кодекса Российской Федерации, в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психи­ческое расстройство, делающее невозможным назначение или ис­полнение наказания;

в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Принудительные меры медицинского характера назначаются су­дом в случае, когда психическое расстройство лица связано с опас­ностью для него или других лиц либо возможностью причинения иного существенного вреда.

Перечисленных в законе лиц можно разделить на две группы.

Первую из них составляют невменяемые лица, совершившие об­щественно опасные деяния, и лица, заболевшие душевной болезнью (психическими расстройствами) после совершения преступления.

Именно к этим лицам имеют отношение особенности рассмат­риваемого уголовно-процессуального производства.

Во вторую группу входят лица с психическими расстройствами, не исключающими их вменяемости.

IV. Особые производства и иные институты

В отношении этой группы лиц предварительное расследование и судебное разбирательство осуществляется в общем порядке.

В этом случае принудительные меры медицинского характера применяются при постановлении приговора и исполняются в по­рядке, установленном УИК РФ, а также подзаконными актами1.

При этом принудительные меры медицинского характера ис­полняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении лиц, осужденных судом к иным видам наказания, — в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатри­ческую помощь.

При изменении психического состояния осужденного, требую­щего стационарного лечения, помещение осужденного в психиатри­ческий стационар или иное лечебное учреждение производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательст­вом России о здравоохранении.

В данном случае законодатель имеет в виду Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В соответствии с нормами различных законов время пребывания в указанных учреждениях засчитывается в срок отбывания наказания.

При отпадении необходимости дальнейшего лечения осужден­ного в этих учреждениях выписка производится в порядке, преду­смотренном законодательством о здравоохранении.

Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на осно­вании заключения комиссии врачей-психиатров.

В отношении всех перечисленных категорий лиц, не представ­ляющих опасности по своему психическому состоянию, суд вправе передать необходимые материалы органам здравоохранения для ре­шения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психонев­рологические учреждения социального обеспечения в порядке, пре­дусмотренном законодательством о здравоохранении.

В отношении перечисленных категорий лиц суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психи­атра;

1 Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 августа 2001 г. «Об утверждении Инструкции по организации принудительного амбулаторного лечения от алкоголизма или наркомании осужденных, отбывающих наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Россий­ской Федерации» // Российская газета. 2001. 5 сентября.

33. Производство о применении принудительных мер медицинского характера

б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре об­щего типа;

в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре спе­циализированного типа;

г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре спе­циализированного типа с интенсивным наблюдением.

Согласно ст. 99, 100 и 101 УК РФ принудительное лечение мо­жет быть назначено в виде:

а) амбулаторного наблюдения, если лицо по своему психиче­скому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар;

б) психиатрического стационара, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержа­ния и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в пси­хиатрическом стационаре.

При этом принудительное в порядке судебного решения меди­цинское лечение осуществляется:

1) в психиатрическом стационаре общего типа.

Это лечение может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и на­блюдении, но не требует интенсивного наблюдения;

2) в психиатрическом стационаре специализированного типа.

Помещение в этот стационар может быть назначено лицу, кото­рое по своему психическому состоянию требует постоянного на­блюдения;

3) в психиатрическом стационаре специализированного типа с ин­тенсивным наблюдением.

Эта мера может быть назначена лицу, которое по своему психи­ческому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения.

Целями применения принудительных мер медицинского характераявляются излечение лиц, указанных в ст. 97 УК РФ и ст. 433 УПК РФ, или улучшение их психического состояния (здоровья), а также предупреждение совершения ими новых общественно опасных дея­ний (ст. 98 УК РФ).

Излечение или улучшение психического состояния представляют собой процесс вылечивания лица от психического заболевания и приспособления (адаптации) его к социально полезной деятельности.

Охрана личности душевнобольных выражается в недопущении самоубийства или причинения ими вреда своему здоровью. Она включает в себя также защиту жизни, здоровья, половой неприкос­новенности, чести и достоинства душевнобольных от противоправ­ных посягательств со стороны третьих лиц, совершению которых может способствовать психическое состояние их здоровья.

IV. Особые производства и иные институты

33. Производство о применении принудительных мер медицинского характера

Предупреждение совершения душевнобольными новых общест­венно опасных деяний состоит в обеспечении условий жизнедея­тельности, устраняющих возможность совершения ими новых таких деяний.

Обязательными условиями начала рассматриваемого производ­ства являются назначение судебно-психиатрической экспертизы и установление факта совершения общественно опасного деяния или преступления соответственно лицами, которые являются невменяе­мыми или заболели психическим расстройством после совершения преступления.

Таким образом, производство по применению принудительных мер медицинского характера— особое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли следователя, прокурора и суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для применения принудительных мер медицинского характера.

Социально-правовое значение производства по применению принудительных мер медицинского характера состоит в следующем.

Во-первых, это производство достаточно гармонично сочетает интересы лица, страдающего психическими расстройствами, обще­ства и государства. Наличие этого производства является выражени­ем гуманного отношения общества к душевнобольному, которое считает его личностью, несмотря на ее дезорганизованность.

Во-вторых, это производство направлено на то, чтобы изле­чить лицо от душевной болезни или улучшить его психическое состояние с тем, чтобы возвратить это лицо к социально полезной деятельности.

В-третьих, наличие этого уголовно-процессуального производст­ва обеспечивает защиту отдельных граждан, общества и государства от общественно опасных посягательств лиц, страдающих психиче­скими расстройствами.

В-четвертых, особое производство о применении принудитель­ных мер медицинского характера служит дополнительной гарантией прав и законных интересов душевнобольных, препятствующей не­основательному их применению.

Порядок уголовного судопроизводства о применении принуди­тельных мер медицинского характера определяется общими прави­лами уголовно-процессуального законодательства и, кроме того, специальными нормами, которые предусматривают изъятие из об­щих требований указанного законодательства (ст. 433 УПК РФ).

Поскольку положения ч. 3 ст. 433, ст. 437 и 438, ч. 3 и 6 ст. 439, ч. 1 ст. 441, ст. 444 и ч. 1 ст. 445 УПК РФ признаны не соответст­вующими Конституции Российской Федерации в той части, в какой

они не позволяют лицам, в отношении которых осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, лично знакомиться с материалами уголовного дела, уча­ствовать в судебном разбирательстве при его рассмотрении, заяв­лять ходатайства, инициировать рассмотрение вопроса об измене­нии, продлении и прекращении применения указанных мер и обжа­ловать принятые по делу процессуальные решения, соответствую­щие процессуальные нормы будут рассмотрены и изложены с уче­том решения Конституционного Суда Российской Федерации1.

Наши рекомендации